Библиографическое описание:

Цыпляева А. В. Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 134-137.

Вокально-хоровое воспитание как научная проблема имеет особое значение в музыкальной педагогике и хороведении. Притягательность проблемы подтверждают многочисленные исследования. Прежде чем обратиться к вокально-хоровому воспитанию, дадим определение понятию «воспитание». В широком смысле слова – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду [6].

Процесс музыкального воспитания психологи связывают с рефлекторной деятельностью мозга. «Все проявления жизнедеятельности человека осуществляются рефлекторно. Рефлекторно осуществляется и музыкальная деятельность человека, его творчество, исполнительство»[1, с.10]. М.П.Блинов представляет схему дуги рефлекторной деятельности, осуществляющей хоровое пение, следующим образом: «… восприятие звукораздражителей, анализ и синтез их в слуховом анализаторе… и, наконец, двигательные реакции голосового аппарата, осложнённые сопутствующим двигательно-вегетативным аккомпанементом» [2, с.22].

Воспитание – с точки зрения педагогики это «содействие развитию личности, целенаправленное создание условий для правильного формирования качеств личности» [3, с.9]. Это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек, поведения и действий в соответствии с предъявленными обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание в широком смысле – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определённых социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Музыкальное воспитание также можно понимать в узком и широком смыслах. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании музыкальное воспитание – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека [7].

Хоровое пение – это основная форма музыкального воспитания детей. Оно доставляет маленьким исполнителям высокое эстетическое наслаждение, привлекая их к активному художественному творчеству.

Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат дан человеку от рождения и совершенствуется вместе с его ростом и развитием. Воспитание вокально-хоровых навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.

Хоровая музыка всегда ярко программна. Содержание её раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы «удваивается». Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.

Процесс вокально-хорового воспитания детей протекает при тесном сочетании формирования певческого аппарата и музыкально-эстетического образования. Первое подразумевает владение основными вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, дикция, вокальное интонирование). Второе – формирование творческих способностей, художественно-эстетической культуры в целом. В контексте нашего исследования необходимо уделить внимание вокально-хоровому воспитанию как фактору развития художественно-эстетической культуры ребёнка. В связи с этим важно дать определение понятию «художественно-эстетическая культура».

Понятие «культура» по подсчётам специалистов включает в себя до 500 определений. Ценностный и личностно-деятельный подходы в наибольшей мере отражают характер взаимоотношений человека с эстетической культурой, искусством.

Ценностный подход: культура вырабатывает, создаёт истинно человеческие ценности, главными из которых являются добро и красота (Н.К.Рерих); существо культуры – не в материальных достижениях, а в том, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека; ценностная природа культуры есть реализация идеально-ценностных целей, осуществление идеала, [5]. Личностно-деятельный подход: сущность культуры выявляется в процессе саморазвития человека, реализации его творческого потенциала (Э.А.Баллер, А.Я.Зись, В.Ф.Иванов); культура понимается как способ освоения человеком мира, способ человеческой деятельности; культура есть творческая, созидательная деятельность человека; культура – совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, духовных процессов, видов деятельности (Д.В.Соколов).

Классификация типов целостной системы культуры осуществляется на основе различных признаков:

·                    в зависимости от особенностей тех или иных общностей, носителей культуры (этнокультура, молодёжная субкультура и т.д.);

·                    на основе социально-психологических критериев (культура общества, культура личности);

·                    по предметной, содержательной направленности (педагогическая культура, эстетическая культура, художественная культура и т.д.);

·                    путём комплексирования, интеграции различных типов в новые типы (эстетическая культура личности; художественная культура личности).

Разберём понятия «эстетическая» и «художественная» культура. Эстетика – наука философская и одна из её задач дать самый общий взгляд на мир красоты, то есть на сущность и закономерность развития эстетических предметов и явлений в природе, обществе, человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Термин «эстетика» в переводе с греческого языка означает – относящийся к чувственному восприятию. Под эстетической (художественной) культурой общества понимают совокупность эстетических (художественных) ценностей, а также процесс их создания, распространения и восприятия. Эстетическая культура человека является стержневым свойством личности, позволяющим ей равноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании.

Сущность эстетической культуры человека в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству. О ядре, основе индивидуальной эстетической культуры М.А.Верб говорит: «…основу эстетической культуры составляют три взаимосвязанных блока личностных свойств: научно-познавательный, ценностно-ориентационный и творчески-созидательный» [5, с.17].

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Формирование эстетической культуры ребёнка нельзя представить без эмоций, переживаний. Для нас особый интерес представляет вопрос эстетического воспитания как процесс формирования у учащихся эстетического и эмоционально-деятельного отношения к действительности и искусству в условиях детской хоровой школы. Эстетические чувства ребёнка младшего школьного возраста проявляются в разнообразных формах. Источник – произведения искусства: литература, живопись, музыка и др., окружающая действительность.

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Художественное воспитание можно рассматривать как совершенствование художественной культуры личности. Переходя к осмыслению сущности художественного воспитания и его взаимосвязи с воспитанием эстетическим, следует отметить, что содержание художественного воспитания трактуется в узком и широком значении. В узком понимании художественное воспитание есть формирование способности понимать и ценить искусство, а также воспитание потребности общения с художественными ценностями. В широком понимании в сферу художественного воспитания входит и обучение художественному творчеству.

Важной и необходимой частью формирования художественной культуры является практика общения с художественными ценностями чтение художественной литературы, слушание музыки, посещение кино, театра. В результате этого формируется художественный вкус, идеал, потребности и интересы в общении с искусством.

Формирование художественно-эстетической культуры в учебно-воспитательном процессе может успешно осуществляться на хоровых занятиях.

Между художественной и эстетической культурой существует взаимосвязь: эти понятия пересекаются в сфере искусства. Цель формирования художественно-эстетической культуры – привить способности эстетически переживать изображённое в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. «Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация… должна не только пониматься, но и эстетически переживаться» [5, с.9]. Постижение художественного смысла произведения искусства не сводится только к вызову у воспринимающего эстетической эмоциональной реакции. Как говорит исследователь психологии музыкального восприятия Б.М.Теплов, «понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним…» [8, с.12]. В искусстве познать смысл художественного произведения значит эстетически пережить его. Отсюда очевидно, что процессы формирования художественной и эстетической культур переплетаются.

Формирование художественно-эстетической культуры детей основывается на принципе всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Анализируя развитие детей младшего школьного возраста, психологи утверждают, что активизация их умственной деятельности, в том числе и наблюдения, способствуют обогащению знаний, повышению успеваемости, развитию творческих возможностей, познавательного интереса и кругозора.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. «Музыка близка эмоциональной культуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания» [9, с.9]. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Такими целями являются; приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показывать богатый мир чувств человека, возникших, под воздействием окружающей жизни. Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством» [8, с.18].

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н.Л.Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на всё прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно» [4, с.90].

Литература:

1.      Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс-Л., 1963 (6)

2.      Блинов М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М., Л., Просвещение, 1964. (8)

3.      Блонский П.П. Педагогика – М., 1984 (10)

4.      Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка.- М.,1967 (15)

5.      Верб М.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций.- СПб. 1997 (16)

6.      Подласый И.П. Педагогика /Процесс воспитания ч.3 кн.2. М.:Владос, 2003 (70)

7.      Развитие детского голоса. Под ред. В.Н.Шацкой. Изд-во «Академия педагогических наук РСФСР». – М.:1963 (73)

8.      Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947 (87)

9.       Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle