Основные направления агитационной работы томской газеты «Красное Знамя» в мобилизации усилий тружеников тыла в первые годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 196 раз

Библиографическое описание:

Нетесова, М. В. Основные направления агитационной работы томской газеты «Красное Знамя» в мобилизации усилий тружеников тыла в первые годы Великой Отечественной войны / М. В. Нетесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2390/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье на примере газеты «Красное Знамя» рассматриваются основные направления агитационно-пропагандистской работы по мобилизации трудовых усилий населения в 1941 – 1942 годы Великой Отечественной войны среди трудящихся города Томска, направленные на обеспечение фронта и тыла всеми необходимыми для победы материальными и духовными ресурсами.

Ключевые слова: газеты, агитация, пропаганда, мобилизационные усилия.

Великая Отечественная война внесла жесткие коррективы во все сферы жизни и деятельности советского народа, включая сферу агитации и пропаганды. Отныне она была направлена на то, чтобы мобилизовать народ на отпор врагу, воспитать в нем чувство великого советского патриотизма, поднять общий мобилизационный дух, усилить политическую бдительность, решимость бороться до полной победы над агрессором, проявлять героизм и самопожертвование не только на фронте, но и в тылу.

Правящая большевистская партия традиционно отводила значительную роль в деле агитационно-пропагандистской мобилизации населения периодической печати, в первую очередь, газетам.

Именно газеты были в тот период самым массовым и доступным средством информации, агитации и пропаганды. Газеты являлись и самым доступным источником информации.

Задача для парткомитетов и газет разных уровней (которые, по сути, были их органами), определялась предельно просто и состояла «в том, чтобы охватить политической агитацией, политическим влиянием поголовно все население …» [1, л. 18].

В условиях военного времени одной из главнейших целей, стоявших перед народом, было обеспечение фронта и тыла всеми для победы материальными и духовным ресурсами. Газеты, включая газету «Красное Знамя», так же активно подключились к ее достижению и видели свою роль в доведении этой цели до общественного сознания.

Агитационная работа среди тружеников тыла за всемерное уве­личение помощи фронту организовывалась по линии проведе­ния целого ряда мероприятий: развертывания соцсоревнований; организации, поддержки различных починов и движений (например, лунинского); целенаправленной работы среди женщин, молодежи, подростков по активизации их трудовых усилий; проведению хозяйственных кампаний (сев, уборка урожая); пропаганде передового опыта трудовым подвигам; разре­шения задач снабжения топливом, электроэнергией; борьбе за сбережение ресурсов, и так далее.

Эти мероприятия широко освещались на страницах газет. В частности, именно благодаря газетам становилось известно об итогах соревнований, движений, починов, передовиках, организаторах и героях трудовых побед.

Почти в каждом номере одной из основных газет области помещались материалы о том, как поставлено производство на оборонных предприятиях [2, с. 2], как организовано здесь было соревнование [3 с. 1], как выполняются взятые обязательства: «коллектив завода металлических изделий по-боевому борется за выполнение своих обязательств в предоктябрьском соревновании. План за сентябрь выполнен на 103 %» [4, с. 1].

Большое место на страницах газет было отведено вопросам рационализации и изобретательства, экономии дефицитных материалов и изысканию их заменителей.

К примеру, в статье «За дальнейшую экономию» о самоотверженном труде стахановцев лесоперевалочной базы, вышедшую в январе 1942 года, рассказывалось о том, что «…Разумная, бережливая работа всего коллектива комбината сэкономила государству на разделке материала и выгрузке древесины 399 тысяч рублей. Ежемесячно лесоперевалочный комбинат имеет экономию по эклектической энергии 6 тысяч рублей» [7, с. 1]. Особую ценность в условиях дефицита материалов, оборудования, рабочих рук, а так же в силу сжатости сроков, в которые должна была выполняться работа, приобрели рационализаторство и изобретательство. Томские профессора В. Лавреньтев, И. Геблер, Д. Гольдберг обратились к населению города Томска на страницах «Красного Знамени» с призывом: «Новыми изобретениями и открытиями сокрушим технику врага» [5, с. 1]. Они отметили важность напряженной работы над средствами «уничтожения убийц, мобилизовать все ресурсы области для победы над подлым врагом». Результатом рационализаторства явились предложения, предусматривавшие изменения технических характеристик продукции, технологических процессов, машин и оборудования, организации производства и труда. Эти предложения облегчали труд и приводили к ускорению процесса производства.

Газета «Красное Знамя» периодически печатает очерки, посвященные героическим будням, «образцам трудового героизма»: «…в коллективе вагонного участка станции Томска II – рабочие и служащие охвачены единым патриотическим порывом. Токарю Ивану Игнатьевичу Сосновскому 60 лет. Старейший производственник заявил, что он сейчас будет работать на благо родины так, как еще никогда не работал… Слесарь товарищ Соловьев дает 5 норм за смену…Уборщицы без отрыва от своей основной работы приобретают квалификацию… В первые дни мобилизации было подано 35 заявлений о добровольном призыве в РККА. Коммунист товарищ Седякин подал заявление вместе с женой…» [6, с. 2]. В другой заметке газета призывала «…наша помощь фронту должна возрастать изо дня в день для полной победы над фашизмом» [7, с. 1].

Центральное место в деле трудовых мобилизаций, как уже отмечалось, газеты отводили освещению всех аспектов, связанных с проведением социалистических соревнований. Это были соревнования в производительности труда между предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими.

В годы войны по всей стране широко развернулась одна из форм социалистического соревнования в СССР - лунинское движение. В 1940 году инициатором соревнования стал машинист депо Новосибирск Томской железной дороги Н. А. Лунин. Суть его метода заключалась в выполнении текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады, а не ремонтной бригады. Этот почин при значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями. Повсеместно проводились конференции лунинцев, резолюция II конференции лунинцев города Томска от 6 октября 1942 года гласила: «Лунинцы промышленности и транспорта города Томска, собравшись для обмена опытом, с удовлетворением отмечают рост лунинского движения на предприятиях. Это является свидетельством того, что применение методов Лунина во всех отраслях народного хозяйства оправдывается самой жизнью… В целях дальнейшего развития лунинского движения на всех предприятиях города считать необходимым: …Просить редакцию газеты «Красное Знамя» … освещать работу лучших лунинцев, пропагандировать их методы, привлекая в качестве авторов, самих лунинцев. Конференция считает крайне необходимым издать материал предыдущих, а так же настоящей лунинской конференций…Просить горком ВКП(б) дать указание редакции газеты «Красное Знамя» опубликовать данное решение в печати» [8, л. 2 – 3]. В ответ на подобные резолюции в газете «Красное Знамя» периодически появлялись статьи, посвященные достижениям лунинцев – передовиков: «Растут ряды лунинцев» [9, с. 1], «Лунинцы промышленности» [10, с. 1]. Хорошим примером служит статья о труде женщин, перевыполняющих нормы, справляющихся с неполадками станков самостоятельно – «Лунинцы швейной фабрики» [11, с. 2].

Для развертывания социалистического соревнования использовались такие методы, как объявление конкурса на лучшего молодого рабо­чего, объявление стахановских вахт по случаю выдающихся побед Красной Армии, в ответ на выступления и приказы, ленинских вахт, новогодних, вахты в честь трижды Героя Со­ветского Союза Александра Ивановича Покрышкина [12, с. 1] и другие.

Для большей эффективности работы по трудовой мобилизации газеты специально обращались к целевой аудитории, в частности, к женщине.

Поскольку с началом Великой Отечественной войны возросла роль женщин в обществе, поменялся и ее социальный статус – она стала основной производительной силой общества на предприятиях города Томска. «Красное Знамя» призывало женщин занять места мужчин у станков, осваивать новые специальности, участвовать в социалистических соревнованиях, показывать личным примером возможности женщин для помощи фронту и тылу. [6, с. 2; 13, с. 3].

Страницы «Красного Знамени» регулярно предоставляли место на своих страницах женщинам города, которые восхищались рудовыми подвигами своих мужей, отцов, сыновей и заверяли, что оставшись в тылу, поддержат их боевые усилия: «…Наши братья, отцы, мужья и сестры боевыми делами доказывают всему человечеству мира, что враг будет разбит, как бы он силен не был… Наши мужчины уходят на фронт, имеют смену. Эта смена – мы, девушки, закаленные сибирячки, томички…» [14, с. 2]. Призывы к самоотверженному труду отличались неисчерпаемой уверенностью в победе, в своих силах, «…в … выступлениях рабочие и работницы заявляли, что они отдадут все силы для защиты нашей родины, для разгрома врага» [15, с. 1]. Уже за первое полугодие 1941 года в газете Красное Знамя опубликовано более 60 статей, посвященных вкладу женщин в борьбу с врагом.

Другой целевой аудиторией газет была работавшая в тылу молодежь. Известно, что значительное количество квалифици­рованных рабочих было мобилизовано в Красную Армию. Взамен их на производство пришли подростки, число которых на некоторых предприятиях доходило до 60—70% к общему чи­слу рабочих. Встала задача воспитания и производственного обучения молодых рабочих. В период подготовки к слетам молодых рабочих выпуска­лись специальные номера газеты «Красное знамя», на предприятиях — специальные номера стенных газет и боевых лист­ков, специальные лозунги и плакаты Подготовка к слету иногда настолько захватывала моло­дых рабочих, что они из отстающих выходили в передовые. [16, c. 366].

Освещение хозяйственных кампаний так же было в центре внимания прессы военной поры, например, проведение весеннего сева, осенней уборки урожая. Обком партии, как он назывался в своих постановлениях по состоянию дел в сельском хозяйстве, нередко включал и такие пункты: «…организовать на страницах газеты «Красное Знамя» помещение статей, мобилизующих на помощь сельскому хозяйству…» [17, л. 22]. В ответ на указания, редакцией «Красного Знамени» выпускались статьи о самоотверженном труде колхозников [6, с. 1], о досрочном вывозе в заготпункты продуктов питания [18, с. 1], о борьбе «за высокий урожай овощей и картофеля» [19, с. 1].

Еще одним направлением агитационной работы было разворачивание общественно-политических кампаний, каковыми являлись: подписка на государственные военные займы, денежно-вещевые лотереи, сбор средств в фонд обороны, сбор теплых вещей для Красной Ар­мии. Благодаря большой агитационной работе эти мероприя­тия проводись успешно, с большим перевыполнением кон­трольных цифр [20, с. 365].

На совещаниях партийных организаций выносились решения, которые в обязательном порядке появлялись на страницах газет: «…В газете «Красное Знамя» осветить вопросы значения госзаймов… Опубликовать в райгазете закон о выпуске госзайма 1942 года и разъяснить в печати значение займов, освещать ход подписки и показ работы актива… [21, л. 7 – 8]; … Массовая политическая работа среди населения по созданию Фонда обороны страны не прекращается. Газета «Красное Знамя»…систематически освещает этот вопрос» [22, л. 157 – 158].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны, наиболее полно и результативно советская политическая система проявила свои мобилизационные возможности, организовав весь советский народ на борьбу с внешним врагом.

Подводя итог, можно сказать, что агитационно-пропагандистская деятельность газет, несомненно, в годы войны была разнообразной и масштабной. Они показывали примеры героического труда, рассказывали о неисчерпаемом человеческом потенциале, который необходимо было использовать в чрезвычайной ситуации, в условиях войны. Страницы газет служили мобилизующим фактором, держали людей в курсе последних событий и давали надежду на скорейшее исполнение заветной мечты миллионов людей – достижение Победы.

 

Литература:

1.Отчет о работе отдела пропаганды и агитации Томского Горкома ВКП(б) за период 1940-1944 гг. // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 829. 22 л.

2.Красное Знамя. – 1941. – № 147;

3.Красное Знамя. – 1941. – № 155.

4.Красное Знамя. – 1942. – № 110.

5.Красное Знамя. – 1942. – № 1.

6.Красное Знамя. – 1942. – № 6.

7.Красное Знамя. – 1941. – № 108.

8. Красное Знамя. – 1941. – № 163.

9. Резолюция II конференции лунинцев города Томска от 6 октября 1942 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 126.

10.   Красное Знамя. – 1942. – № 38.

11.   Красное Знамя. – 1942. – № 66.

12.   Красное Знамя. – 1941. – № 207.

13.   Красное Знамя. – 1942. – № 56.

14.   Красное Знамя. – 1941. – № 123.

15.   Красное Знамя. – 1941. – № 209.

16.   Красное Знамя. – 1941. – № 110.

17.  Томская городская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов / Сост. В. Флеров, А. Акаченок, Т. Петрова, М. Чугунов. Томск: Томское книжное издательство, 1962.

18.   План агитационно-пропагандистских мероприятий горкома ВКП(б) по оказанию помощи сельскому хозяйству. Январь 1945 - октябрь 1945 гг. // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 1061.

19.   Красное Знамя. – 1941. – № 109.

20.  Красное Знамя. – 1942. – № 70.

21.   План работы горкома ВКП(б) по подготовке к реализации Государственного Военного займа 1942 года и по его размещению в городе Томске // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 358.

22.   Информация об участии населения города Томска в создании фонда обороны страны // ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 31.

Основные термины (генерируются автоматически): газета, Великая Отечественная война, страница газет, лунинское движение, агитационная работа, народное хозяйство, полная победа, сельское хозяйство, советский народ, социалистическое соревнование.


Ключевые слова

газеты, агитация, пропаганда, мобилизационные усилия

Похожие статьи

Пропагандистско-мобилизационная роль газет в первый год...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны.

Формирование образа врага в газетах Западной Сибири на начальном этапе Великой Отечественной войны (по материалам Томска и Новосибирска).

Инициативность – отличительная черта предприятий советского...

17 июля 1941 г. районная газета опубликовала статью председателя колхоза А.И. Пянькина

В масштабах района колхоз «Борьба» стал лидером нового движения, которое было призвано

Транспортная система СССР — инфраструктура Победы в Великой Отечественной войне...

Дети войны Алданского района | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, война, работа, доблестный труд, карточная система, Красноярский край, советский народ, Томпонский район, трудовой подвиг, Якутское управление.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который

Н. И. Туркина, «Стахановским трудом в сельском хозяйстве обеспечим Красную Армию хлебом

В. В. Павчинский; призывы к социалистическим соревнованиям, к замене на рабочем месте...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

Ряд школ в результате действенного социалистического соревнования среди учителей и учащихся добились значительного улучшения в

Работа кинооператоров Куйбышевской студии кинохроники на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.)

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской...

тысяча, Чуйский канал, кыргызское правительство, сельское хозяйство, строительство, правительство, канал, управление государством, глава правительства, Великая Отечественная война.

Роль пропаганды как катализатора управления органами Карлага...

Рассмотрим период работы редакции газеты «За социалистическое животноводство» с 1 января 1944 года по 1-е января 1945 года. Народ истощен войной, и доля людей изо дня в день становилась все тяжелее.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Ключевые слова: Великая Отечественная война, городское хозяйство, транспорт

К началу 1944 г. число предприятий бытового обслуживания рабочего народа достигло довоенного

М., 1967. Народное хозяйство СССР в годы ВОВ 1. МОБИЛИЗАЦИЯ — [Электронный ресурс]...

Работа общественных организаций в годы Великой...

Великая Отечественная война принесла стране великую Победу. При этом подобная победа досталась огромной ценой. Первостепенную роль в Великой Отечественной войне сыграло Советское социалистическое государство с особой разветвленной системой общественных...

Похожие статьи

Пропагандистско-мобилизационная роль газет в первый год...

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной войны.

Формирование образа врага в газетах Западной Сибири на начальном этапе Великой Отечественной войны (по материалам Томска и Новосибирска).

Инициативность – отличительная черта предприятий советского...

17 июля 1941 г. районная газета опубликовала статью председателя колхоза А.И. Пянькина

В масштабах района колхоз «Борьба» стал лидером нового движения, которое было призвано

Транспортная система СССР — инфраструктура Победы в Великой Отечественной войне...

Дети войны Алданского района | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, война, работа, доблестный труд, карточная система, Красноярский край, советский народ, Томпонский район, трудовой подвиг, Якутское управление.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который

Н. И. Туркина, «Стахановским трудом в сельском хозяйстве обеспечим Красную Армию хлебом

В. В. Павчинский; призывы к социалистическим соревнованиям, к замене на рабочем месте...

Состояние образовательной сферы в Ненецком округе в годы...

Ряд школ в результате действенного социалистического соревнования среди учителей и учащихся добились значительного улучшения в

Работа кинооператоров Куйбышевской студии кинохроники на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.)

Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской...

тысяча, Чуйский канал, кыргызское правительство, сельское хозяйство, строительство, правительство, канал, управление государством, глава правительства, Великая Отечественная война.

Роль пропаганды как катализатора управления органами Карлага...

Рассмотрим период работы редакции газеты «За социалистическое животноводство» с 1 января 1944 года по 1-е января 1945 года. Народ истощен войной, и доля людей изо дня в день становилась все тяжелее.

Хозяйство советских городов в период Великой Отечественной...

Ключевые слова: Великая Отечественная война, городское хозяйство, транспорт

К началу 1944 г. число предприятий бытового обслуживания рабочего народа достигло довоенного

М., 1967. Народное хозяйство СССР в годы ВОВ 1. МОБИЛИЗАЦИЯ — [Электронный ресурс]...

Работа общественных организаций в годы Великой...

Великая Отечественная война принесла стране великую Победу. При этом подобная победа досталась огромной ценой. Первостепенную роль в Великой Отечественной войне сыграло Советское социалистическое государство с особой разветвленной системой общественных...

Задать вопрос