Использование блогов для самостоятельной работы студентов технических вузов по иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Сумцова, О. В. Использование блогов для самостоятельной работы студентов технических вузов по иностранному языку / О. В. Сумцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2372/ (дата обращения: 19.04.2024).

В настоящее время основной ценностью общества является личность. Следовательно, основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Существуют различные формы организации СРС. Но, следует признать, что не любая «самостоятельная работа» является по сути самостоятельной. Успех может принести только та самостоятельная работа, которая очень хорошо подготовлена преподавателем. Поэтому очень важно рассмотреть вопрос о том, как подготовить учащихся к самостоятельной деятельности и как организовать их самостоятельную работу так, чтобы у них был и интерес к работе, и удовлетворение от результата. Этот вопрос можно решить, организовав самостоятельную работу обучаемых с помощью современных компьютерных технологий.

Говоря о преимуществах работы студентов с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства: возможность реализации принципа индивидуальности, наличие моментальной обратной связи, большие возможности наглядного предъявления языкового материала, объективная оценка результатов действий студентов, активность обучаемого обусловленная интерактивной формой работы с учебным материалом.

Интерес к новым средствам обучения позволил увидеть образовательные возможности современного аппаратного и программного обеспечения - ноутбуков, карманных компьютеров, беспроводных систем и виртуальных сред обучения. Особый интерес в настоящее время вызывают блоги (онлайн-дневники).

Блог – это веб-сайт, основное содержимое которого регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой, то есть блоги обычно публичны или доступны хотя бы определённому множеству пользователей Сети. Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: первые обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (так называемых «комментариев») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. История возникновения блогов в Интернет-пространстве началась еще в прошлом веке. В 1994 году, американец Джастин Холл, а может быть и Дэйва Вайнер, завел первый Интернет дневник. Кто из них двоих сделал это первым сказать уже очень трудно. Именно поэтому можно найти данные, в которых первооткрывателем блогов упомянут то один, то другой. Правда те блоги назывались по-другому, и выглядели совсем иначе, нежели современные.

Затем следовала длительная цепочка событий, которая привела к тому, что в английском языке появилось новое слово to blog. В переводе оно означает действие, подразумевающее ведение дневника в Интернете. Изначально об этом явлении говорили weblog, затем we blog и наконец, to blog.

Среди огромного множества существующих в данный момент блогов можно выделить следующие виды блогов:

1. Индивидуальные блоги – это блоги, которые принадлежат и пополняются исключительно силами одного автора.

2. Коллективные блоги – это блоги, в которых пишут несколько авторов.

 В зависимости от целей создания блога можно выделить:

1. Личный блог – чаще всего такой блог представляет собой аналог дневника или ежедневника.

2. Тематический блог – это блог, который содержит записи посвященный в основном какой-то одной узкой теме.

3. Бизнес-блог – такие блоги делаются для продвижения какого либо товара или услуги. Помимо рекламы часто содержат полезную информацию, например обзоров или комментарии.

4. Общественный блог – это блог, который создается с целью внутреннего (с коллегами) и/или внешнего (с клиентами, с общественностью) общения.

 По типу содержания выделяют следующие типы блогов:

1. Текстовый блог – это классический блог, основное содержание которого представляет из себя текстовые статьи.

2. Фотоблог - блог, состоящий из фотографий.

3. Музыкальный блог – блог, содержащий музыку.

4. Подкаст – блог, содержание которого диктуется автором и выкладывается в виде аудиофайлов.

5. Видеоблог - блог, состоящий из видеофайлов.

Хотя в учебном процессе блоги пока используются нечасто, к образовательным возможностям Интернет-дневников проявляют интерес многие преподаватели. Современные исследования в области педагогики доказали важность социального взаимодействия в процессе обучения. Многие исследователи подчеркивают важность процесса конструирования знаний обучаемыми. Конструирование знаний по своей природе дискурсивно, основано на отношениях и общении, поэтому в процессе получения и трансформации знаний обучаемые должны иметь реальные возможности для публикации своих работ.

Для преподавателей опубликованные работы учащихся – это возможность сделать выводы о том, как учащиеся трансформируют и присваивают смыслы и стратегии, освоенные в рамках социального опыта. Для учащихся подобная публикация - это материал для последующей рефлексии и анализа, который позволяет им еще раз обратиться к своим работам и переосмыслить их, обогатив таким образом свой учебный опыт. Кроме того, такая публикация позволяет получить обратную связь, что, в свою очередь, помогает ученикам в процессе конструирования знаний. Использование блогов в этом аспекте очень полезно, поскольку они дают возможность учащимся осмыслить изучаемый материал и представить его понимание. Имеющаяся в блогах возможность размещения комментариев к сообщениям способствует получению обратной связи и потенциальной поддержки новых идей, а возможность включения в текст гиперссылок на другие ресурсы помогает учащимся осознавать взаимосвязи и контекст знаний, их конструирования и освоения.

Блоги обладают большим потенциалом для активного и интерактивного обучения, интенсивного взаимодействия между учениками и преподавателями, развития навыков мышления высшего порядка и большей гибкости учебного процесса.

По сравнению с простыми дискуссионными форумами блоги предоставляют больше возможностей. Согласно исследованию T. O'Shea (1999), блоги позволяют учащимся использовать различные способы личностного и интеллектуального освоения новых понятий в процессе визуализации абстрактных идей и интерактивного взаимодействия. В отличие от форумов, на которых высказываются все участники дискуссии, блог дает возможность каждому учащемуся полностью контролировать публикуемое содержание. Блог становится виртуальным пространством для апробирования новых понятий, которые при этом не нужно соотносить с иерархически или тематически организованным дискуссионным форумом.

Блоги можно использовать в преподавании любой дисциплины. Блоги могут не только служить средством организации процесса обучения и общения преподавателей и студентами, но и предоставлять обучаемым возможность поделиться с одногруппниками и сокурсниками своими размышлениями или дополнительными материалами.

Использование блогов в обучении имеет ряд особенностей, поэтому необходимо выделить время для того, чтобы познакомить обучаемых с концепцией блогов, с целями их создания, с тем, как ведутся блоги. Кроме того, нужно разработайте для учебного блога строгие правила, которые будут определять частоту размещения сообщений, их объем, количество гиперссылок, необходимость придерживаться темы обсуждения. Эти правила разрабатываются вместе с обучаемыми, и в них также нужно оговорить и определенные запреты: поскольку общение в блогах – это неофициальная онлайн-коммуникация, то студенты иногда могут использовать в своих блогах слишком неформальный язык.

Рассмотрим подробнее преимущества блогов в обучении иностранному языку. Прежде всего, использование блогов усиливает интерес к процессу обучения. Новизна технологий является одним из мотивирующих факторов в обучении. Мотивация учащихся при использовании блогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что учащиеся пишут о том, что важно лично для них. Студенты сами управляют процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации и получая комментарии от других людей.

Также использование блогов дает обучаемым право принимать участие в социальных процессах. В процессе ведения блогов студенты быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники. Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений "преподаватель-студент", позволяя всем желающим оценить и прокомментировать работы учащихся.

Ведение блога позволяет каждому студенту принять участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для обучения.

В заключении следует отметить, что в ближайшем будущем блоги займут достойное место в обучении иностранному языку наряду с другими современными Интернет – технологиями.

 

Литература:

1.         Е.Л. Белкин, «Педагогические основы организации СРС в вузе», г. Орел, 1989

2.         М.Г. Евдокимова, «Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии», автореферат диссертации, г. Москва, 2007

3.         С. В. Титова, «Ресурсы и службы интернета в преподавании иностранных языков», г. Москва, 2003

4.         blogs.tomskcity.ru\linguist

5.         http\www.itlt.edu.nstu/ru\article 21

Основные термины (генерируются автоматически): блог, использование блогов, возможность, самостоятельная работа, учебный процесс, иностранный язык, обратная связь, обучение, преподаватель, процесс обучения.


Похожие статьи

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании...

веб, иностранный язык, коллективный учебный блог, учебный процесс, критическое мышление, образовательный процесс, блог преподавателя, простота использования, блог, индивидуальный учебный блог.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых

При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

К вопросу использования учебных блогов в образовательном...

- регулярной обратной связи и гибкости построения процесса обучения. Средства компьютерной коммуникации, используемые в обучении иностранному языку, делятся на

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

преподавательский блог (создается преподавателем; этот тип блога включает в себя учебный план, задания для учащихся

Таким образом, блог-технологии могут выступать в качестве эффективного средства оптимизации процесса обучения иностранным языкам.

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического вуза.

Использование открытых образовательных ресурсов при...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Современные методические принципы преподавания...

дистанционное обучение, иностранный язык, обратная связь, обучение, учебный материал, возможность, USB, DVD, специфическая черта, CD-ROM.

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.

Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения.

Похожие статьи

Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании...

веб, иностранный язык, коллективный учебный блог, учебный процесс, критическое мышление, образовательный процесс, блог преподавателя, простота использования, блог, индивидуальный учебный блог.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых

При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

К вопросу использования учебных блогов в образовательном...

- регулярной обратной связи и гибкости построения процесса обучения. Средства компьютерной коммуникации, используемые в обучении иностранному языку, делятся на

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс. В современном образовательном пространстве вуза отношение к дисциплине иностранный язык перетерпливает ряд изменений.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

преподавательский блог (создается преподавателем; этот тип блога включает в себя учебный план, задания для учащихся

Таким образом, блог-технологии могут выступать в качестве эффективного средства оптимизации процесса обучения иностранным языкам.

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах педагогического вуза.

Использование открытых образовательных ресурсов при...

учебный процесс, преподаватель, иностранный язык, студент группы, сеть, ресурс, образовательный процесс, материал, современный преподаватель, форма обучения.

Современные методические принципы преподавания...

дистанционное обучение, иностранный язык, обратная связь, обучение, учебный материал, возможность, USB, DVD, специфическая черта, CD-ROM.

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе...

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.

Большинство авторов статей предлагают интегрировать Интернет в учебный процесс, сохраняя традиционные средства обучения.

Задать вопрос