Библиографическое описание:

Серебрякова Л. Т., Покушалова Л. В. Метод проектирования – путеводная нить для организации приобретения знаний по иностранному языку // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 205-207.

В статье даётся обзор существующих точек зрений на обучение методу проектирования. Авторами представлено положение о том, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к внедрению новых образовательных технологий в процесс обучения, в частности, к использованию проектной образовательной технологии в обучении иностранным языкам. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание. Девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Для проектного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым студент мог бы подготовиться и получить отличную оценку, а весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности студента, которая формируется именно в проблемных ситуациях и позволяет реализовать личностно-ориентированную технологию, учитывающую выявление индивидуальных особенностей каждого студента в проработке им учебного материала[1].

В отличие от традиционной аудиторной системы преподавания применение проектной технологии позволяет реализовать коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, повысить мотивацию и личный интерес студента, раскрыть его творческий потенциал, активизировать эвристическую деятельность, избежать однообразия и монотонности проведения учебных занятий и усилить практическую направленность обучения [2].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

  Проектная методика имеет прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студента самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

  Проектная деятельность обучаемых привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, поскольку она сближает вуз и жизнь, теорию и практику, позволяет студенту выйти за рамки академических будней. Мотивирует и дает возможность понять для чего студентам нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни [3].

  Организация мотивов иноязычного общения играет очень важную роль для студента, так как без мотива нет действия, нет поступка. Каким образом можно придать мотивированный характер процессу иноязычного общения на занятиях, т. е. в искусственно заданных условиях? Сделать это не просто. Студент знает, что практическое применение иностранного языка в жизни не является достаточно реальным по двум основным причинам:

- Первая состоит в низком уровне владения иноязычными навыками и умениями.

- Вторая узкая область применения знаний по иностранному языку во время обучения в вузе.

Для усиления мотивации речевого общения студентов, преподаватель должен обратить более серьезное внимание на содержание учебного материала и перенести акцент с выполнения всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность студентов и затем выбрать метод оформления владения определенными языковыми средствами.

 Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить занятия иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для студентов профессиональные и межкультурные проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего - разнообразие, проблемность, учение с удовольствием, эго фактор и многое другое.

Рассмотрим основные требования к использованию метода проектов

- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная деятельность студента в аудитории или в внеаудиторное время.

- Структурирование содержательной части проекта.

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, подведение итогов.

- Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

- Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

- Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.

- Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

- Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

  Проектная деятельность также предполагает наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей глубоких знаний и исследовательского поиска, при этом необходимо помнить, что для студентов любой специальности важна социальная значимость того, что предстоит сделать. Показав актуальность и привлекательность погружения в избранную область исследовательской деятельности, преподавателю следует приступить к формированию проектной группы, учитывая основной принцип технологии проектной деятельности – сотрудничество и сотворчество. Умение работать в команде особенно актуально сегодня, оно востребовано на рынке труда и является необходимым условием карьерного роста.

Так как метод проектов – это педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей студента решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Можно обобщить и сделать следующий вывод, что проектное обучение:

- Устанавливает связи с реальной жизнью, которая находится за пределами аудитории.

- Соответствует проблемам и запросам реальной практики.

- Развивает способности, необходимые для жизни в реальном мире (способность продуктивно работать в командах, принимать осмысленные решения, брать инициативу в свои руки, решать сложные проблемы).

- Предлагает развитие навыков мышления на высоком уровне и стратегии решения проблем.

- Развивает навыки работы и общения в группе, навыки применения информационных и других технологий, навыки обучения и самоорганизации.

  Следующий технологический компонент проекта включает фазы работы над проектом (поиск информации, ее анализ, сравнение фактов, проведение микроисследований), в рамках которых устанавливаются качественно новые отношения между преподавателем и студентами. На этом этапе преподаватель помогает продвигаться вперед, прививает навыки исследовательской работы, знакомит с алгоритмом работы с информацией. Одновременно преподаватель выступает в роли координатора групповой деятельности [4].

Завершающий этап включает в себя представление результатов проекта и рефлексию. Публичная защита проекта - это эмоционально насыщенный момент, требующий особой подготовки с точки зрения умения структурировать свою речь, говорить убедительно и аргументировано, показать значимость своей работы, сочетать слайд-шоу с устной презентацией. Совместная рефлексия студентов и преподавателя также поможет увидеть перспективы дальнейших исследований.

  Также следует отметить, что принципиальным отличием проектного обучения является изменение функции оценивания проекта. Важным является то, что при оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности студента является степень его творчества и оригинальности при выполнении проекта. В ходе проектирования осуществляется диагностика, позволяющая оценивать результаты и динамику развития каждого студента, а также аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта, объём и полнота разработок, использование литературы, оригинальность найденных решений, объём и глубина знаний по теме, умение вести дискуссию и отвечать на вопросы. Перечисленные критерии позволяют проследить процесс работы над проектом от зарождения замысла до материальной реализации, а не только оценить конечный результат.

При использовании проектного метода обучения в полной мере проявляется стимулирующая функция оценки – побуждение к самоусовершенствованию, а основным стимулирующим фактором является феномен «вложенного труда», который всегда индивидуален. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

  Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности студенты используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

 

Литература:

1.    Андреева О. Н. Использование проектной методики на уроках английского языка // Коммуникативная методика. - 2005. - №5. - С. 23 - 24.

2.    Зимняя И.А. , Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. - 1991. - №3 с. 27-34

3.    Корнева Л. П. Применение метода проектов на уроках английского языка // ИЯШ. - 2006. - №5. - С.19 - 22.

4.    Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55

5.    Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle