Библиографическое описание:

Давидян О. В., Давидян К. В. Материнский капитал как один из способов решения демографической ситуации в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 150-151.

Демографическая ситуация в Российской Федерации является сегодня одной из самых острых социально-экономических проблем, затрагивающих интересы национальной безопасности, и стала результатом целенаправленной деятельности Президента и Правительства России по принципиально новому подходу к проблеме рождаемости.

В условиях критической демографической ситуации, характеризующейся выраженной депопуляцией большинства регионов Российской Федерации, проблемы репродуктивного здоровья населения приобретают особую значимость [1].

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года  только 15% из 41 млн. российских семей воспитывают двух несовершеннолетних детей, менее 3% семей воспитывают трех и более несовершеннолетних  детей, и почти у половины семей несовершеннолетних детей нет.

В мае 2006 года в Обращении Президента Российской Федерации Владимира Путина к Федеральному Собранию решение демографических проблем было названо важнейшим национальным приоритетом, а в то время первый вице-премьер Правительства Дмитрий Медведев особо отметил, что «впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости».

Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки семей, имеющих детей, осуществляемая с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего – только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство [2].

Размер материнского (семейного) капитала по годам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Размер материнского капитала по годам

№ п/п

Дата

Размер выплат (дотация) руб.

Законодательный акт

1

с 1 января 2007

250 000

256-ФЗ от 29.12.2006 г.

2

с 1 января 2008

276 250

ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г.

3

с 1 января 2009

312 162,5

ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г.

4

с 1 января 2010

343 378,8

ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г.

5

с 1 января 2011

365 700

241-ФЗ от 28.07.2010 г

 

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

1) женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года [2]. Материнский (семейный) капитал может быть потрачен только на следующие цели:

- получение образования ребёнком;

- улучшение жилищных условий;

- формирование накопительной части трудовой пенсии.

Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, т.е. реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложено 132 млрд. руб. [3].

2 августа 2010 года в законодательство внесены изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала» вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. С этой целью признается утратившим силу абз. 3 п. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года. Возможность получения свидетельства о рождении позволяет матерям, потерявшим ребенка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал.

Число родившихся детей за период 2006 – 2010 г.г. представлено в таблице 2.

Таблица 2

Число родившихся детей

№ п/п

Год

Число родившихся (тыс.чел.)

1

2006

1479,6

2

2007

1610,1

3

2008

1717,5

4

2009

1764,0

5

2010

869 (январь – июнь)

 

За период январь – июнь 2010 года родилось более 869 тысяч детей, что на 2,3% больше или на 19569 детей, чем за аналогичный период предыдущего года.

В таблице 3 представлены данные по коэффициенту рождаемости.

Таблица 3

Коэффициент рождаемости

№ п/п

Год

Коэффициент рождаемости

1

2006

10,4 на 1000 чел.

2

2007

11,3 на 1000 чел.

3

2008

12,1 на 1000 чел.

4

2009

12,4 на 1000 чел.

5

2010

12,4 на 1000 чел. (январь – июнь)

 

Таким образом, введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала направлено на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

 

Литература:

1.      Бурдули Г.М. Репродуктивные потери / Г.М. Бурдулми, О.Г. Фролова. – М.: Триада – Х, 1997. – 188 с.

2.      Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

3.      Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle