Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Роль компетентностного подхода в системе школьного образования // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 110-112.

В настоящее время мы можем наблюдать процесс серьезной модернизации школьного образования. Связано это с Болонским процессом, в котором характер общества зависит от уровня развития образования, а знания являются двигателями прогресса. Согласно систематизации «Международной стандартной классификации образования» школьное образование является традиционным, первоначальным, формальным и общем [6]. Перечисленные выше термины обозначают то, что школьное образование согласно «Международной стандартной классификации образования» предполагает передачу необходимых для всех основных, базовых знаний и умений в рамках сложившейся традиционной образовательной системы. Главным критерием по эффективности работы школы является ее результат, т.е. уровень воспитанности и качество знаний учеников.

Итак, в последнее десятилетие школьное образование претерпело множество изменений и реформ. Поэтому новое поколение невозможно обучать «по-старому», оно нуждается в новом способе образования, чему сопутствует полная модернизация системы школьного образования. По мнению Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунина, О.Н. Рыжовой модернизация – это «обновление и совершенствование действующей системы образования» [5, с.107]. В процессе модернизации школьного образования происходит переосмысление оценки результатов образования, пересмотра основных понятий, например понятие образованность и подготовленность, переходят в понятия компетентность и компетенция, а способы деятельности в компетентностный подход.

Сегодня компетентностный подход представляется как естественный этап развития отечественной школы и педагогики на пути ее отделения от государственного аппарата и выявления собственных, внутренних смыслов и целей. Компетентностный подход не является новой тенденцией для российской школы. В этом направлении были созданы отдельные учебные технологии и учебные материалы. Следует отметить, что данное направление не являлось основным в школьном образовании, оно практически не использовалась при построении учебных программ, стандартов и т.д. Иными словами, была предложена идея самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями, которые только в последнее десятилетие начинают получать свое дальнейшее развитие.

Само понятие компетентностный подход как системно-образовательная и педагогическая категория, вошло в понятийный аппарат педагогики сравнительно недавно (если следовать оценке И.А. Зимней и ее коллег), в последние 5 лет. Вызвано это было, во многом, включением российской системы образования в «Болонское движение» в Европе и принятием западной образовательной терминологии. Очевидно, что для западной образовательной понятийной системы категория компетентностного подхода является естественной, возникшей в последние четыре десятилетия. Русская образовательная традиция для описания образованности и профессионализма предлагает другую систему понятий, в тоже время включающую знаменитую в российской педагогике категориальную модель: знания, умения и навыки. Внедрение термина компетентностный подход обусловило возникновение проблемы своеобразного пересмотра всей категориальной системы педагогики. Иными словами, компетентностный подход в российской педагогике вызывает целый ряд новых толкований и переосмысление его понятийно-методологического аппарата. Многие ученые занимаются исследованием этого подхода в различных сферах его применения в обучении. Существую различные определения данного подхода. Э.Ф. Зеер под компетентностным подходом в образовании понимает «приоритетную ориентацию на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [3, с.29]. Следовательно, мы можем утверждать, что компетентностный подход предполагает возможность улучшения качества развития системы школьного образования. В понимании А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионовой компетентностный подход подразумевает, что «в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества» [2, с.7], которые помогут ему стать успешным в современном постоянно меняющемся мире. А.И. Субетто справедливо полагает, что интерпретация компетентностного подхода имеет свои ограничения и недостатки и не может рассматриваться как доминирующая для описания качества подготовки учащихся, а может быть только дополнительной. Ограниченность компетентностного подхода состоит в том, что он не может полно и многообразно отразить в себе богатство внутреннего мира человека, «не охватывает собой процесс воспитания и социализации личности как целостность, в частности, механизмы передачи ценностных оснований мироосвоения, отражающих ценностный геном той или иной культуры, формирование культуры личности как качественной целостности» [7, с.29]. По мнению А.И. Субетто, данный подход является ограниченным в своих возможностях и приводит «к отрыву учащихся образовательных учреждений от «корневых», ценностных оснований родной культуры, и фактически ускоряет процесс отчуждения человека от природы, его дальнейшее движение к экологической гибели» [7, с.29]. Исследуемый подход лишь формирует компетентностный формат описания качества человека.

Таким образом, придерживаясь позиции А.И. Субетто, мы можем констатировать, что формирование личности является одной из важнейших задач российского образования в XXI веке, от вариантов решения которой зависит и качество компетентностного подхода.

В настоящее время компетентностный подход в системе школьного образования предполагает, что в процессе обучения учащиеся приобретут необходимые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение уделяется умениям, ведь с помощью них, возможно, действовать в новых, а порой и сложных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующих средств. Наша мысль подтверждается в исследовании Д.А. Иванова, который полагает, что в компетентностном подходе «понимание знания как наращивание суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях» [4, с.19]. Таким образом, компетентностный подход является своеобразной направленностью на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоконтроль, становление и развитие личности учащегося и еще многое другое.

На наш взгляд, компетентностный подход, позволяет сосредоточить  внимание на результате школьного образования, а в качестве результата рассматривается не объем усвоенной учащимися информации, а их способность действовать в разнообразных трудно решаемых ситуациях.

Авторы А.А. Вербицкий и О.Б. Ермакова полают, что компетентностный подход «как один из главных путей повышения качества школьного образования уверенно занимает позицию ключевой методологии его модернизации» [1, с.12]. Далее, авторы утверждают, что последовательная всеобщая модернизация отечественного образования, его реформирование на компетентностной основе означает необходимый переход к новой образовательной парадигме, поскольку это требует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы, а именно:

• в целях и результатах обучения и воспитания (от обеспечения усвоения школьниками ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетенций и компетентностей человека);

• в содержании образования (от совокупности абстрактных теоретических понятий к системным представлениям о мире);

• в педагогической деятельности учителя (от монологичного изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися);

• в учебно-познавательной деятельности учащихся (от заучивания материала к творческому сотрудничеству учителя и ученика);

• в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных к инновационным технологиям обучения учащихся);

 • в школьной образовательной среде (изменение содержания деятельности учителей, учащихся и администрации школы);

• в отношении с внешней средой, задающий внешний контекст образовательной деятельности школы (отношения в семье, социальное окружение и т.д.);

• в финансовом, материально-техническом, организационном и кадровом обеспечении деятельности системы школьного образования [1, с.12-13]. Получается, что внедрение компетентностного подхода в образование, повлечет за собой целую цепочку изменений во всей системе образования, начиная с содержания образования и заканчивая финансовым обеспечением.

Таким образом, можно говорить о том, что компетентностный подход является важным составляющим всего школьного образования, в том числе и основой в процессе формирования предметной компетенции. Однако, процесс внедрения компетентностного подхода в практику школьного образования идет пока еще медленными темпами. Понятие компетентностное образование часто воспринимается многими учителями как очередное правило по формальному изменению основной цели: вместо всесторонне и гармонично развитой личности – ключевые компетенции или компетентности, что в настоящее время является глубоким заблуждением.

Следовательно, компетентностный подход в системе школьного образования предполагает создание условий для формирования личности, способной к получению и реализации полученных знаний в дальнейшей жизни, а также активное применение форм обучения, использование современных технологий.

 

Литература:

1.      Вербицкий А.А., Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании. // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 12–18.

2.      Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. – М.: Логос, 2009. – 336 с.

3.      Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании // Образование и наука. – 2005. – № 3. – С. 27-35.

4.      Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

5.      Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России // Педагогика. – №3. – 2007. – С. 107-116.

6.      Международная стандартная классификация образования. Общий обзор. Код доступа: http://www.ucheba.com/met_rus/k_upravobraz/k_normdok/inter_stup.htm (дата обращения: 03.11.2010 г.).

7.      Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. – СПБ.– М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. – 73 с.

Основные термины: компетентностный подход, школьного образования, компетентностного подхода, системе школьного образования, системы школьного образования, модернизации школьного образования, Компетентностный подход, качества школьного образования, школьное образование, результате школьного образования, понятие компетентностный подход, практику школьного образования, термина компетентностный подход, Ларионовой компетентностный подход, стандартной классификации образования», «Международной стандартной классификации, российской системы образования, Роль компетентностного подхода, категория компетентностного подхода, уровня развития образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle