Библиографическое описание:

Коржанова А. А. Туризм XXI века и культура // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 82-83.

В XXI веке индустрия туризма и путешествий распространилась на весь земной шар и стала глобальной. В 2008 году по миру, согласно данным ЮНВТО, путешествовало 922 млн. человек. Всемирная туристская организация не без веских оснований позиционирует туризм как один из крупнейших и стремительно развивающихся экономических секторов, утверждая, что в 2009 г. туризм и путешествия создали непосредственно 77 млн. рабочих мест в промышленности  и примерно 220 млн. рабочих мест прямо или косвенно. Другими словами, ежегодно в индустрии туризма занято примерно 300 млн. человек, которые тем или иным образом соприкасаются с 922 млн. путешественников[1]. На июль 2008 года численность населения Земли составляла  6 706 993 152 человека[2[, следовательно, 1/7 часть землян могла позволить себе путешествовать. Всего в сферу  туризма вовлечено свыше 1 миллиарда 200 млн. человек, а это уже больше, чем  каждый пятый. По разным данным, в конце 2012 - начале 2013 года население Земли увеличиться до 7 млрд., а к 2050 году превысит 9 млрд. человек[3]. По прогнозам ЮНВТО, к 2020 году армия путешественников достигнет 1,6 млрд. человек. Эти цифры подтверждают вывод о глобальном характере современного туризма.

За последнее десятилетие туризм преодолел сословные и стратовые рамки и из яркого социального явления превратился в образ жизни и стиль современного человека. Туризм стал таким же символом успеха и достатка, как иностранный автомобиль и загородный коттедж. Туризм становиться глазурным и символизирует статус. По тому, где, когда и сколько индивид позволяет себе путешествовать или отдыхать, легко определить его достаток и социальное положение. За несколько десятилетий туризм из элитарного времяпрепровождения и аристократической забавы превратился в массовый и всеохватывающий.

Туризм ассоциируется, прежде всего, с отдыхом. Тот или иной вид отдыха становится популярным, формирует тренд и моду. Мода на отдых меняется так же, как и на одежду. Туристская мода на Западе существует и оказывает влияние на отечественную туристскую моду. Канары, Гоа или дикие джунгли Борнео, ледяная Антарктида – вот недавние хиты продаж. Поскольку на Земле уже не осталось неосвоенных туризмом мест, стало модным, как отмечает журнал «Вояж», ездить в старые  места по-новому: в Вену – на бал дебютанток, в Париж – на бал Людовика XIV, в Шотландию – в замки с привидениями. Модно останавливаться в «Атлантис», быть гостем отеля «Бурж-аль-Араб» в Джумейре или суперэкологической гостиницы «Аль-Маха» в Дубайской пустыне, или дворца – риады в Марокко. Стильно быть эксцентричным, любознательным, философствующим, искать смысл в буддийском монастыре или заниматься йогой в индийском ашраме[4].

Туризм 21 века раздвинул границы мира и шагнул за пределы земного шара. Число желающих увидеть космос неуклонно растет, несмотря на то, что стоимость тура на орбиту составляет $20-40 млн. К тому же космический турист может выйти в открытый космос за $5 млн. Эра космического туризма началась в 2001 году. С тех пор за пределами Земли побывало уже семь путешественников. В 2006 году на орбите  была женщина, 40-летняя американка иранского  происхождения Ануше Ансари. Последним космическим туристом стал американец венгерского происхождения Чарльз Симонии. Кроме того, он стал первым частным исследователем, который вернулся на МКС второй раз. Во время своего полета в 2007 году Ч.Симонии поставил рекорд по продолжительности нахождения туриста в космосе. Миллионер провел на орбите практически две недели. Длительность его второго полета составила около 12 суток. За свой второй полет турист заплатил $35 млн. Это на $10 млн. больше стоимости его первой путевки на орбиту. По мнению специалистов, массовое желание полететь в космос может в перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики благодаря внушительным вкладам космических туристов.

В эпоху глобализации людьми овладело стремление побывать всюду. На самом деле, в эпоху великих географических открытий они уже везде бывали. Сейчас путешественников со всего мира привлекают оригинальные природные ландшафты, архитектурные памятники и религиозные святыни, национальные и культурные традиции, чарующая сила разных культур.

Перемещая громадные людские массы, создавая мощные туристские потоки и вовлекая в свою орбиту всё новых путешественников, ресурсы и дестинации, туризм действительно является глобальным поликультурным, полиэтническим и мультиконфессиональным пространством. Любой отель выступает примером поликультурного и полиэтнического пространства. В этой связи, главным достоинством, качеством, характеристикой и воздействием туризма является Толерантность.

С каждым днем все более очевидным и важным становится транскультурное влияние туризма. Досуг, туризм, культурные и научные обмены считаются неотъемлемыми атрибутами образа жизни  современного человека, одновременно являясь специфической особенностью современной культуры. Поэтому при изучении  туризма нельзя не обращать внимания на его культурную функцию.

Следует отметить, что туризм не только сводит вместе представителей разных рас, культур, этносов, религий, взглядов, идей, социальных страт, привычек и традиций, возрастов и полов, а является своеобразным плавильным котлом. Туризм знакомит людей одной цивилизации с носителями других цивилизаций открывая и тем, и другим богатство, разнообразие и уникальность нашего мира. В современном мире туризм перерастает сам себя и уже не может просто рассматриваться как феномен культуры. В условиях глобализации туризм превращается в носителя специфической туристской культуры, оказывает мощное культурологическое воздействие на турдестинацию и ее компоненты. Туризм несет с собой другую культуру, отраженную, прежде всего в Глобальном этическом кодексе Туризма. Первая статья Кодекса утверждает вклад туризма во взаимопонимание между народами и обществами[5].

Вступив в информационную эпоху, современный мир превратил в ведущую сферу производства, важной составной частью которой стала туристская отрасль, играющая все более значительную роль в жизни социума. Будучи одним из видов производственной деятельности, туристская отрасль непосредственно связана с бизнесом. Однако туризм - это и культурная деятельность, как специфический вид взаимодействия человека, материальной и нематериальной культур, природы и других людей при которой турист получает физическое, психическое и духовное удовлетворение.

Будучи глобальной человеческой деятельностью, туризм и косвенно и прямо вовлекает в свою орбиту все прочие отрасли и аккумулирует в себе их специфические особенности, достоинства и недостатки. Без преувеличения туризм охватывает все области  человеческого знания и умений: историю, религию, искусство, медицину, технологию и технику, промышленность и производство. Туризм - это весь мир. Динамично развиваясь, туристская отрасль все чаще попадает в поле зрение науки о культуре. Всё чаще в научных кругах говорят о культуре туризма. Культура и туризм взаимно переплетаются и с развитием человечества сами требуют нового развития. Культура туризма играет важную роль в гуманитарном образовании, эстетике, экономике и культурном обмене. Туризм не в силах прекратить военные конфликты, но он  может укреплять взаимопонимание и толерантность, непрестанно расширяя обмен между людьми разных культур и социальных систем. Это еще больше убеждает в важности изучения культуры туризма.

 

Литература:

1.www.unwto.org

2.http://ongeo.ru/population

3.news.km.ru/naselenie_zemli_uvelichilos_do_6;www.languages-study.com/demography /demography -tend

4.Turistua.com: Модные направления туризма. Газета «ЗАГРАНИЦА», №19(381)

5.Резолюция A/RES/406(XIII) 13 Генеральная Ассамблея ВТО, Сантьяго, Чили, 27 сент.-1 окт. 1999г. - www.world-tourism.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle