Библиографическое описание:

Маликов Г. Р. Справедливость как основной принцип в общественно-правовых взаимоотношениях в представлении тюркских средневековых утопистов-гуманистов // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 240-242.

В правовой теории выделяются два понятия справедливости. Во-первых, раскрывается как характерная черта личности, относящаяся к четырем добродетелям наряду с рассудительностью, мужеством и разумом. Во-вторых, справедливость в социальных институтах воспитания (семья, общество, школа), а также политическая справедливость в области права, государства и политики, если первое определение относится к субъективной, то второе относится к объективной справедливости.

Обоснование критерия справедливости основывается на представлениях о природе человека, об основной политической цели и идеале государственного устройства. Концепции справедливости содержат в себе образ самосовершенствующегося гражданина государства. Он характеризуется определенными достоинствами, автономностью, разумом, способностью к самоограничению. В конечном результате принцип справедливости в обществе должен обеспечить благоприятные условия для развития и самореализации личности, ее свободу и равенство.

Какова же структура личностной, социальной и политической справедливости?

Справедливость как свойство личности выступает в тех случаях, когда ее правильно понимают. Рассудительно поступают люди, приносящие пользу. Правда, иногда можно не осознавать степень причиненного вреда или принесенной пользы. Например, во врачебном искусстве. Однако и то и другое не мешает убежденности в собственной правоте, т.к. в любом случае свою рассудительность люди рассудительные осознают.

Знание самого себя и есть рассудительность. Если мы это утверждаем, то следует выяснить, что достойного упоминания и прекрасного дает нам рассудительность, будучи наукой о себе. Рассудительность способствует занятию полезным делом.

Что касается мужества, то это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество – это этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужеству дал Аристотель. По его мнению, мужество есть преодоление страха смерти в тех случаях, когда смерть считается достойной, прекрасной и отношение к ней характеризует нравственные качества индивида. Мужество означает готовность оплатить добродетельность поведения риском собственной жизни: «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество». В качестве типичных, общественно закономерных такие ситуации возникают в военных битвах. Мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда – представление о нем как мужской добродетели. Хотя мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее, оно ближе ко второй крайности и поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль.

Разум – это способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями.

Разум, интеллект обычно связывают со способностью человека мыслить, понимать, различать, находить выход из трудных ситуаций, а также с сообразительностью, изобретательностью, уменьем предвидеть будущие события. С появлением кибернетики делаются попытки создания искусственного, компьютерного интеллекта.

В последнее время разработаны системы количественной оценки интеллекта, так называемые IQ. Но и здесь не все удачно. Выясняется, например, что признанный гений по этим системам может получить меньше баллов, чем средний, но тренированный человек. Причина всех этих неудач, вероятно, одна: нет четкой формулировки понятия интеллект, нет глубокого понимания сути этого феномена.

Цель разума у человека такая же, как у животных: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование. Какой бы умственной деятельностью ни занимался человек, его цель одна и та же: лучше понимать мир, чтобы защититься от его опасностей, сделать себе имя и достичь стабильной жизни. Еще один качественный скачок совершила инерция с появлением разума. Разумное существо пользуется дополнительно к теплокровности одеждой, жилищем, огнем, вентилятором, кондиционером и т.д.

Проблема социальной справедливости тесно связана с проблемой равенства и неравенства людей в конкретных исторических условиях. Иногда можно встретить утверждение, что справедливость есть не что иное, как последовательно проведенное равенство. И это мнение не случайно, оно исторически обусловлено. Притча гласит, что в душе человека первобытным каменным топором была высечена нестираемая запись: «все поровну». Однако желание отличиться, выделиться, получить больше тоже свойственно человеческой натуре. Сложно организованное общество, основанное на разделении труда и социальной иерархии, порождает моральные представления, которые санкционируют неравенство людей, вытекающее из различий между ними. Противоречивое соотношение равенства и неравенства составляет сердцевину исторически меняющихся концепций справедливости.

Политическая справедливость ассоциируется с политическим правом и свободой. Это и есть группа основных конституционных прав и свобод граждан, предоставляющая гражданам государства возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы охватывают: право на участие в управлении обществом и государством; избирательные права;  право на объединение;  свободу собраний и манифестаций;  свободу информации;  право петиций и т.д.

Таким образом, справедливость как понятие и общественное явление представляет собой сложную систему, составляющие части которой дополняют друг друга и выступают единым фронтом.

Принципу справедливости тюркская общественно-правовая мысль обращает самое пристальное внимание. Главным представителем средневекового тюркского просветительства является Юсуф Баласагуни (XI в.). В своей знаменитой поэме «Кут адгу билик» («Благодатное счастье») он раскрыл основы справедливости как в государственном строительстве, так и отдельных его граждан.

Каждый герой поэмы обладает определенными качествами. Правитель Кюнтогды наделен качествами справедливости и правды. Его имя в переводе означает «дневное светило». Поэт своего героя сравнивает с Солнцем. Солнце дарит людям тепло, а Кюнтогды – справедливость; от тепла Солнца повсюду распускаются цветы, от справедливых деяний правителя цветут даже камни; лучи Солнца падают и достойным и дурным одинаково, а справедливостью правителя как благо пользуются все граждане государства.

Справедливость Кюнтогды связана с его умом и мудростью. Эти качества дали ему возможность править государством в течение долгого времени. Все это принесло ему славу и знаменитость во всем мире. Его правдивость сочетается прямотой и строгостью в решении задач государственного значения. Он властитель высокодуховный и скор в принятии справедливых решений. Недостойные люди общества принимали его за огонь, а противники его сильно боялись. Справедливость Кюнтогды дала возможность вершить дела без страха, решительно, что поднимало его рейтинг в обществе день за днем.

Справедливость Кюнтогды сочетается с нравственными началами в личности. Он светил людям жизнь подобно Солнцу и Луне. Его величие как государственного правителя заключается еще и в том, что он не только сам владел справедливостью и правдивостью, но и притягивал себе подобных к принятию государственно важных решений. Об этом Ю.Баласагуни пишет так:

Всех мудрых к себе он призвал на порог,

Всех умных возвысил и к делу привлек.

Стекались к нему все владыки земли –

Мужи, что умом всех других превзошли.

Кюнтогды опирался в правлении на умных и мудрых людей, на их знания. Он руководствовался народной мудростью «Две головы лучше одной». Его сподвижники должны соответствовать определенным требованиям: быть мудрыми, разумными, исполнительными, сообразительными и справедливыми. По этому поводу в своем лирическом отступлении Ю. Баласагуни отмечает, что во всех делах нужны сподвижники и знатоки дела, иначе задумка может погибнуть в зародыше посреди повседневных забот и тревог.

У правителя Кюнтогды не только дела вершатся справедливо, но и наказания справедливые. Негодных людей он отстранял от дел и отправлял на покой.

Справедливость требует от человека внимания и зоркости, которые необходимы для правления государством. Эту мысль Ю. Баласагуни подкрепляет народной пословицей: «Опасливой зоркости – честь и хвала, беспечность к погибели многих вела!»

В государственных делах, советует поэт, нужен зоркий расчет. Самоуверенность мешает во многих делах, такие правители быстро погибают, будучи врасплох застигнутыми врагами. Справедливость в государстве Кюнтогды привела к расцветанию страны, люди зажили богато и были довольны, они не знали зла.

Благодаря своей справедливости, правитель Кюнтогды заслужил всенародную любовь и хвалу. Перед его заслугами вынуждены были кланяться и его враги. Люди искали в его лице социальную защиту, возлагали большие надежды на будущее. Слова мудреца, написанные пером Ю. Баласагуни, гласят по этому поводу следующее:

«Величье и власть достохвальны стократ,

Когда они правду и право вершат.

Власть бека достойна великих похвал,

Но лучше – закон, что во благо он дал.

Сколь благостен в доброе время народ,

Когда властелин справедливость блюдет!

Сколь благостно доброе имя: оно

Как вечное счастье навеки дано!

И счастлив достойный властитель, пойми,

Когда человечно он правит людьми».

Здесь будет уместно отметить, что справедливость связана еще со счастьем. Счастье обеспечивается добротой правителя, в результате управления государством, опираясь на справедливость и законность. В руках доброго и правдивого правителя одаривать подвластных ему людей счастьем. Идея всеобщего счастья, выдвинутая Ю.Баласагуни, дала возможность причислять его к отряду средневековых гуманистов-утопистов. Мысль «в дружбе с ягненком жил волк-живоглот» в разных значениях и в прямом калькировании отразилась в произведениях таких последующих просветителей, как Кул Гали, Мухаммедьяр и др. Правовой ценностью у них является то, что справедливость и счастье направлено не для избранных, а для всех граждан общества.

Правитель Кюнтогды о себе на всеуслышание и открыто заявляет, что он знак справедливости, правды и закона. Это три ноги, опоры, три кита, на которых держится его власть. Трехногий предмет прочен, так как все ножки неподвижны и не качаются, а где четыре опоры, там всегда перекос. Перекос со временем переходит в кривизну, а кривизна, в свою очередь, сеет зло. Три опоры, по его мнению, все держат прямо, а прямое ведет к правде. Поэтому именно на три качества опирается правитель Кюнтогды в управлении страной. Эти качества неотделимы друг от друга.

Своего главного героя Ю.Баласагуни характеризует лишь положительными качествами. Основное качество, как было отмечено, это правда, перед которой все неумолимо равны и одинаковы:

По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной – безразлично.

Вот так характеризует Ю. Баласагуни справедливость своего героя перед обществом. На этом все не ограничивается, справедливость распространяется и на родственников и друзей правителя.

Эти строки также свидетельствуют об утопическом гуманизме средневекового просветителя Ю. Баласагуни. Ценно то, что его произведение адресовано власть имущем с целью воспитания (или перевоспитания) в них вышеперечисленных качеств, чтобы они могли скорректировать свои действия в направлении улучшения социальной жизни народа. Средневековый поэт-просветитель Ю. Баласагуни тем самым проявил и себя справедливым, смелым, подлинно патриотическим гражданином своего общества.

Литература:

1.     Баласагуни Ю. Благодатное знание.- Л.: Сов.писатель, 1990. – 555 с.

2.     Дыльнова  Т. В. Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Вестник РУДН. – 2005. – № 6–7. – С. 161–168.

3.     Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.

4.     Эстерле О. Что такое разум? [Электронный ресурс] // http://n-t.ru/tp/mr/ctr.htm, свободный.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle