Библиографическое описание:

Трифонова С. А. Структура готовности педагогов к реализации инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 129-131.

Еще в 80-е годы ХХ века ряд ученых считали важным аспектом подготовки педагога к инновационной деятельности, обеспечение инновационной готовности. В настоящее время феномен готовности к инновационной деятельности активно исследуется  Н.Б. Березанской, Л.А. Котельниковой,  И.О. Котляровой,  В.С. Лазаревым, Т.Н. Разуваевой, Л.Т. Черновым.

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме готовности позволяет представить готовность к реализации инновационной деятельности как совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на осуществление комплекса видов работ, реализуемых в инновационном процессе и направленных на создание, освоение и распространение инноваций.

Определение понятия предполагает анализ структуры готовности. Структура – это взаимосвязь или отношение между элементами системы, это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Она выражает то, что остается относительно неизменчивым, устойчивым при различных преобразованиях системы [9, с. 543].

Структура готовности раскрывается в научных исследованиях С.И.Дворецкого, А. Л. Денисовой, Н.В. Ипполитовой, И.О. Котляровой, В.С. Лазарева, Б.П. Мартиросяна, Н.Н. Никитиной, Т.С. Перекрестовой, Н.К. Солоповой, В.А. Сластенина,  Н.Н. Ставриновой.

Представленные точки зрения ученых на предмет выделения ими структуры понятия «готовность» позволяют выделить общее и различное во взглядах исследователей. Общим является то, что практически все ученые, по-разному называя тот или иной компонент готовности, выделяют следующие компоненты:

§  теоретический компонент;

§  практический компонент;

§  психологический компонент.

Различие главным образом заключается в выделении количества компонентов. Это объясняется теоретическими позициями ученых и предметом их исследования.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме выделения структурных компонентов готовности и приведенный выше анализ готовности педагогов к реализации инновационной деятельности позволяет представить следующие структурные компоненты готовности: знаниевый, практический и личностный.

Знаниевый компонент  включает в себя не только совокупность психолого-педагогических и специальных знаний, но в первую очередь такую деятельность,  проявляющуюся в обобщенном умении педагогически мыслить, в так называемом инновационном мышлении. Кроме того, знаниевый компонент готовности  включает и подготовку к методологической деятельности, под которой Н.В.Ипполитова подразумевает «вооружение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами» [5, с.40].    По определению С.С.Розовой, методологическая деятельность  направлена на формирование новых нормативов, способствует преодолению внутренней и внешней частичности деятельности [7, с.17].

В.И.Журавлев в состав методологии вводит гносеологические  и теоретические положения философии, понятийный фонд науки, знания о знаниях и незнаниях, методы педагогических исследований, принципы и методы педагогического прогнозирования, методы преобразования педагогической действительности, принципы идеологического анализа педагогических явлений и процессов, показатели и критерии их оценки [4, с.125-128].

Как доказывают выше приведенные утверждения, без осуществления методологической деятельности невозможно целенаправленное формирование готовности к реализации инновационной деятельности. Кроме того, методологическую деятельность необходимо дополнить деятельностью познавательной с целью формирования умения пользоваться наукой для осмысления и совершенствования педагогами инновационной деятельности.

Практический компонент готовности педагогов к реализации инновационной деятельности отражает степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности.  К данным видам умений и навыков можно отнести прогностические, аналитические, проективные и ориентационные умения.

Личностный компонент отражает уровень нравственно-психологической готовности к реализации инновационной деятельности. По мнению Н.В.Ипполитовой, он отражает степень сформированности ценностных ориентаций, интереса к профессиональной деятельности, удовлетворенности ее результатами, уровень развития мотивации и участия в деятельности по самосовершенствованию [5, с.31].

Ряд ученых анализируют структурные компоненты готовности с учетом отражения меры внутренней и внешней формы. Так, В.А.Сластенин в мотивационном компоненте определяет внутреннюю и внешнюю стороны [8, с.62]. А креативность (креативный компонент) рассматривает как потенциальную и актуальную  [8, с.70].  О.Н. Аллин и Н.И. Сальникова Н.И. в структуре профессиональной готовности выделяют объективный и субъективный пласты. Объективный пласт готовности состоит из взаимодействующих нравственно-мотивационного, интеллектуально-операционального и психофизического компонентов, которые реально могут быть оценены в соответствии с требованиями деятельности и оптимальной модели функционирования специалиста. Субъективный пласт готовности — это система самооценивания собственной готовности, определяющая систему саморегулирования [1, с.13].

Н.В. Ипполитова, выделяя в структуре готовности три взаимосвязанных аспекта – личностный, когнитивный и праксиологический, определяет, что первый аспект отражает меру внутренней готовности, второй и третий – меру внешней процессуально-деятельностной формы проявления соответствующих характеристик [5, с.31].

Исследования данных ученых  позволяет выделить внутри каждого компонента готовности педагогов к реализации инновационной деятельности подкомпоненты внутренней и внешней готовности, которые определены сущностью структурных компонентов. Данная классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура готовности к реализации инновационной деятельности

Структурные компоненты готовности педагогов к реализации инновационной деятельности

Знаниевый

Практический

Личностный

Подкомпонент внутренней готовности

Подкомпонент внешней готовности

Подкомпонент внутренней готовности

Подкомпонент внешней готовности

Подкомпонент внутренней готовности

Подкомпонент внешней готовности

      Познавательный

Методо-логический

 

Ориентационный        

 

Технологический  

      Мотивационный

   

Рефлексивный

 

Подкомпоненты внутренней готовности предполагают наличие потенциала, позволяющего педагогу эффективно подготовиться к реализации инновационной деятельности. Подкомпоненты внешней готовности предполагают формирование готовности посредством различных факторов, как-то: методическая учеба, самообразование, курсы повышения квалификации, консультативная помощь и т.п.

Познавательный подкомпонент содержит знания об умении пользоваться наукой для осмысления и совершенствования инновационной деятельности педагогами, об умении педагогически мыслить. Здесь уместно будет употребить понятие «профессиональное инновационное мышление», активно пропагандируемое и исследованное Н.Б.Березанской. «Инновационное мышление ориентировано на эффективное решение конкретной проблемы в рамках социокультурных и экономических практик, – пишет ученый в одной из своих статей. – Инновационное мышление характеризуется высокой смысловой насыщенностью. Инновационное мышление исходит из возможностей текущей практики – критерий новизны корректируется рациональностью, реалистичностью, прагматичностью» [3, с.100-101]. Наличие определенного стиля мышления, развитие инновационного мышления в процессе формирования готовности к инновационной деятельности характеризуют содержательную сторону данного подкомпонента.

Методологический подкомпонент направлен на вооружение системой различных методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами, овладение теоретическими основами исследовательской деятельности, формирование собственной педагогической философии.

Ориентационный подкомпонент направлен на формирование морально-ценностных установок и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к науке, к производству и деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям. В.А Беликов определяет ориентацию как «процесс и результат реализации отношений определенного типа». Ценностные ориентации, по его мнению, - это способности личности выбрать в качестве ориентира в соответствующий момент совей деятельности ту или иную ценность, а также способность личности осознать и воспринять как собственные социально-значимые ценности [2, с.79-80]. 

Технологический подкомпонент характеризуется владением способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми умениями и навыками для реализации инновационной деятельности. Н.Н. Никитина предлагает рассматривать следующие умения: умение выбирать инновационную проблему и тему исследования, составлять программу экспериментальной и поисковой работы; владение методикой разработки авторской программы, разнообразными способами введения новаций в педагогический процесс, диагностикой и методикой отслеживания результатов экспериментальной работы [6, с.161].

Мотивационный подкомпонент характеризует отношение педагога к  инновационной деятельности, внутренний настрой на ее реализацию; по Н.Н.Никитиной, выражает «стремление и потребности к инновационной деятельности» [6, с.161].

Рефлексивный подкомпонент включает умения педагога не только анализировать результаты своей деятельности, но и рефлексировать в процессе деятельности – уметь анализировать и оценивать свои умения и навыки в процессе реализации инновационной деятельности, тем самым совершенствуя ее. Данный компонент относится к подкомпоненту внешней готовности по причине выделения некоторыми исследователями (Т.С. Перекрестова, В.А. Сластенин) особой группы педагогических умений — рефлексивных. Это  обусловлено тем обстоятельством, что анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в анализе собственной деятельности, который требует особых умений анализировать опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.

Взаимосвязь подкомпонентов очевидна внутри компонента готовности: подкомпонент внутренней готовности является своеобразной основой для формирования подкомпонента внешней готовности, который в свою очередь в процессе формирования совершенствует подкомпонент внутренней готовности.

Данные компоненты отражают целостный характер готовности педагогов к реализации инновационной деятельности как педагогического феномена.

 

Литература:

  1. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала /  О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М.: Генезис, 2005. – 237 с.
  2. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография  / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. – 357 с.
  3. Березанская, Н.Б. Инновации в образовании или инновационное образование? / Н.Б.Березанская // Инновации. – 2008. - №10. – с.99-102
  4. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И.Журавлев. – М.: Педагогика, 1990. – 164 с.
  5. Ипполитова, Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: Монография [Текст] / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.А. Соколова.– Шадринск: Исеть, 2006. – 236с.
  6. Никитина, Н.Н. Инновационная деятельность учителя./Н.Н. Никитина //Школьные технологии.-2003.-N 2. - С. 159-165
  7. Розова, С.С. Проблема предмета методологии науки// Проблемы методологии науки. – Новосибирск: Наука, 1985.   143 с. – С. 7-25. 
  8. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова.– М.: Издательство Магистр, 1997. – 224 с.
  9. Фролов, И.Т. Философский словарь/под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – 720 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle