Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (226) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 05.10.2018

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 144-149. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52902/ (дата обращения: 30.04.2024).



Актуальности Арктики как центра стратегических интересов России и других государств возрастает. Активное участие начинают принимать и страны, традиционно не относящиеся к Арктическому региону. В то же время освоение Арктики ставит множество проблем и требует значительных инвестиций. Кроме этого, потребуются новые технологические решения и технологии добычи и транспортировки ресурсов, гарантирующие сохранение окружающей среды Заполярья. Разрушение плановой экономики сильно повлияло на индустриальный потенциал арктических регионов. Арктической зоне необходима реиндустриализация на основе новейших технологий, в противном случае из-за растущей изношенности производственной базы и инфраструктуры, а также системных макроэкономических проблем экономика макрорегиона может полностью деградировать [1]. В то же время одних бюджетных источников финансирования проектов недостаточно для динамичного развития территорий. Бюджетное финансирование не покроет всю потребность при реализации проектов и в формировании инфраструктуры в Арктике. Возрастает уровень межгосударственного сотрудничества, нарастает конкуренции, в военной отрасли. Неоднократно указывается на возрастание конфликтных факторов, в плоть до крупномасштабных региональных конфликтов за обладание ресурсами. «Защита национальных интересов в Арктике является приоритетной для Вооруженных Сил России», заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на заседании коллегии военного ведомства. По словам министра «Арктика является объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов сразу нескольких государств, что может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе в связи с активизацией его освоения со стороны всех государств, в т. ч. не арктических». В северных широтах находятся ледоколы не только России, но также и Южной Кореи, Швеции, Германии, США и Китая [2].

Не смотря на перспективность и заинтересованность в регионе среди многих государств, существует и ряд сложностей с точки зрения освоения: Наличие больших расстояний, логистические затраты; Слабость развития инфраструктуры; Сложные климатические условия освоения; Необходимость использования передовых дорогостоящих технологий; Низкая плотность населения; Слабость развития потенциально опорных точек для дальнейшего освоения. Особый интерес в регионе Арктики у России. Это обосновано в историческом [3], экономическом [4], военном [5], географическом плане [6]. Учитывая вышеизложенное, освоение и использование Арктики для России, с учетом роста геополитической конкуренции в области обладания и использования ресурсов, военного и научного присутствие, с наложением потенциальных изменений климата, является не только важным шагом для развития российского Севера, и одним из способов обновления и развития экономики в целом, но и жизненно необходимым элементом политики, для защиты собственных интересов, и безопасности как своих территорий, так и безопасности всего региона в целом.

Федеральная повестка на данном этапе развития сводиться к масштабным опорным (якорным) проектам, в основном в рамках исследования и освоения минерально-сырьевой базы, формирование логистических морских центров, совершенствованию нормативно-правовой базы. Разрабатываются новые и совершенствуются действующие механизмы повышение привлекательности территорий для инвесторов и предпринимателей. Предпринимателям нужна уверенность и законодательная стабильность, которая минимизирует риски. Прямые контакты с ближайшими партнерами в ходе этих процессов могут способствовать формированию подобной уверенности. Самым главным стратегическим механизмом стимуляции как краткосрочных, так и долгосрочных инвестиций в Арктическом регионе является работа с такими партнерами, которые готовы разделять результаты, риски и ответственность. Это обладает ресурсами для многих групп инвесторов — открытость многих коммерческих ниш, имиджевая составляющая проектов в Арктике, уникальный климат, который заставляет вырабатывать уникальные решения и инновационные продукты. Реализация инвестиционных проектов, привлечение дополнительных внебюджетных источников, увеличение базы налогообложения через привлечение новых субъектов деятельности позволит более эффективно оказывать услуги в области здравоохранения и образования, ускорит развитие экономики, поддержит местных предпринимателей, скажется на развитие комфортной социальной среды, что является важнейшим компонентом для привлечения и сохранения кадров для развития Арктики. На сегодняшний день во многих регионах Арктики отсутствие высокоскоростного интернета замедляет прогресс, что ощущается во многих областях, начиная с защиты окружающей среды и заканчивая подготовленностью к чрезвычайным ситуациям [7]. В современном мире сложно представить развитие и стабильную работу организаций без интернета.

Много проектов и предложений рассматривается на крупных профильных мероприятиях, посвященные взаимодействию в Арктике. Растет уровень прямого взаимодействия Китая с регионами внутри государств, количество проектов и объем их финансирования увеличиваются [8]. Вопрос сотрудничества в Арктическом регионе затрагивается в «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», которое было подписано по результатам д визита в Россию Председателя КНР Си Цзиньпина в июле 2017 г. В документе отдельно подчеркивается большое значение сотрудничества государств в развитии и использовании Северного морского пути, о чем также упоминал и Президент РФ В. Путин: «Большой потенциал видим в совместном использовании северного морского пути — Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали. Это во многом созвучно и с инициативой китайских партнеров, обсуждавшийся недавно на форуме в Китае по теме «Один пояс, один путь». Ряд СМИ — как западных, так и китайских — приводя слова Председателя Си, называют проект «ледяным Шелковым путем» (“Ice Silk Road”), и отмечают значительный потенциал его реализации [18].

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева также уверена, что визит главы России в Китай был в первую очередь посвящен инвестициям. «Арктический шельф — это огромные запасы. С учетом того, что у нас западносибирские месторождения постепенно истощаются, для России развитие Арктики очень важно. Кроме того, идет борьба за Арктику и со стороны США, Канады, а также других стран. Все хотят там что-то делать. И если мы не будем заниматься арктическими проектами, за нас это сделают другие страны. Но добыча и разведка в Арктике требуют огромных инвестиций. На данный момент у нас, кроме Китая, реальных инвесторов, кто может осуществлять серьезные инвестиции, нет», — резюмировала эксперт [10].

В Москве прошла III Международная конференция «Арктика-2018". Обсуждение перспектив изучения и освоения региона организовали компания «Системный Консалтинг», журнал «Региональная энергетика и энергосбережение» и РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина. В работе конференции участвовали представители профильных федеральных министерств и комитетов Государственной Думы РФ. За два дня на круглых столах и дискуссиях выступили более 600 экспертов из России и Европы, федеральных и региональных чиновников и депутатов. Участники конференции согласились, что Арктика — перспективный район для шельфовых проектов. Устойчивое развитие регионов могут гарантировать инвестиции и инновации в добыче полезных ископаемых. Эксперты проектного офиса развития Арктики «ПОРА» — Александр Воротников, Сергей Майоров и координатор программ Александр Стоцкий сделали доклады о перспективах Арктики как полигон для инновационных технологий. Для комплексного подхода «ПОРА» разрабатывает Полярный индекс — рейтинг устойчивого развития регионов и промышленных компаний. На сегодняшний день Арктика дает около 20 процентов ВВП, 40 процентов национального дохода и почти 90 процентов общероссийского экспорта. Несомненно, значения этого региона буде только расти, и недаром к нему приковано внимание руководства России [11].

На саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, развитие и инновации» отмечено, что создание благоприятного инвестиционного климата в регионе является „Условием успешного развития Севера и Дальнего Востока должен стать комплексный характер освоения этих территорий, при активном решении производственных, ресурсных, транспортного, инфраструктурных проектов на основе современных высокоэффективных технологий и разработок“, — заявили организаторы мероприятия [12]

В рамках Международной выставки «ВТТА2015» в г. Омске состоялось выездное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ под председательством В. А. Штырова. Участники обсуждали государственные задачи в сфере реализации приоритетных проектов развития Арктической зоны РФ, постарались обобщить предложения по совершенствованию процесса освоения данной территории и обеспечению её необходимыми ресурсами. ревизия инвестиционных проектов показала, что на территории Арктической зоны реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов. Их объём составляет порядка 1 триллиона рублей. Из них за счёт средств федерального бюджета — около 400 млрд. рублей. За счёт средств субъектов — около 21 млрд. рублей. И за счёт внебюджетных источников — немногим более 580 млрд. рублей.

При этом более 90 % финансирования приходится на следующие 4 направления:

  1. Развитие транспортной инфраструктуры. Реализуется 36 мероприятий с общим объёмом финансирования 511,7 млрд. рублей, или около 50 % от общего объёма всех мероприятий.
  2. Развитие энергетики — это 37 мероприятий с общим объёмом финансирования 198,3 млрд. рублей (порядка 20 %).
  3. Развитие добывающей и перерабатывающей промышленности — 12 мероприятий с общим объёмом финансирования 145,3 млрд. рублей (более 13 %).
  4. В рамках государственной поддержки развития судостроения реализуются мероприятия на сумму более чем 120 млрд. рублей (11 %) [13].

Среди большинства профильных мероприятий выделяется несколько опорных направлений обсуждения:

– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;

– оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счёт использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации, выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий;

– разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов и т. д.

Детальная проработка указанных направлений осуществляется в профильных подгруппах:

– развития нефтегазового сектора в Арктической зоне;

– развития угольной и торфяной промышленности в Арктической зоне;

– развития энергетики в Арктической зоне;

– обеспечения энергетической безопасности и антитеррористической защищённости объектов в Арктической зоне [14].

На данном этапе прослеживается основной вектор развития в следующих направлениях повестки:

  1. Установление прочных экономических связей между арктическими государствами;
  2. Развитие партнерства между государственным и частным сектором для инвестиций в инфраструктуру;
  3. Создание стабильных и предсказуемых законодательных основ;
  4. Поддержание процесса обмена знаниями и данными между промышленными и академическими сферами;
  5. Поддержание традиционных знаний, обычаев и культуры коренных народов;
  6. Деятельность по освоению недр;
  7. Модернизация и создание элементов СМП;
  8. Усиление военного присутствия и модернизация военной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасности в регионе.

Большинство инвестиционных проектов, которые могут быть рассмотрены в Арктике, и не связанные с добычей недр и сельским хозяйством можно охарактеризовать как:

  1. Дорогостоящие (за счет сложной логистики, высокой стоимости, климатического фактора);
  2. Долго окупаемые (так как количество населения в качестве потребителей потенциальных услуг в большинстве — малочисленно и рассеяно на большие расстояния)
  3. Высоко рискованные;
  4. Отсутствие или плохое качество интернета (сказывается на всех стадиях бизнес-процессов) отпугивает потенциальных инвесторов

В связи со сложностью освоения и наличием рисков, одним из возможных эффективных выходов из сложившейся ситуации может быть привлечение большего количества партнеров, и распределение между ними рисков по инвестиционному проекту. Сферами совместного международного освоения территорий могут быть различны: совместные инвестиционные проекты, совместная разработка новых технологий, тестирование новейшей техники в арктическом регионе, тестирования робототехники, в том числе для космической отрасли в условиях критических погодных воздействий; совместное изучение, мониторинг, добыча морских биологических ресурсов; совместное освоение и разработка полезных ископаемых, нефтегазовых ресурсов, изучение и строительство восполняемых источников энергии; экологические программы, программы мониторинга изменения климата и др. Совместное освоение региона возможно только при соблюдении взаимных интересов традиционно арктических государств, взаимное уважение, объективное распределение рисков и доходов.

Необходимо учитывать, что кроме конкуренции на геополитической арене среди государств, существует конкуренция международных корпораций за освоение региона и лоббирование ими интересов на уровне своих государства, а также конкуренция между субъектами РФ за размещение инфраструктурных проектов на их территории. Так как вопрос использования арктического региона с каждым годом поднимается все чаще, многие регионы готовят и внедряют соответствующую нормативно правовую базу, техническую, технологическую, научную, кадровую базу, для участия в распределении ресурсов от федерального центра на освоение арктических территорий. Освоение Арктики по всему маршруту и протяженности, с использованием всех имеющихся современных технологий, согласованностью действий между всеми участниками процесса, позволит обновить и вывести экономику РФ на новый уровень, в том числе на международной арене [16].

Не смотря на перспективность и заинтересованность в регионе среди многих государств и партнеров, существует и ряд ограничивающих инвестиции факторов. В рамках регионального аспекта арктических территорий прослеживаются в целом общие проблемы:

  1. Большие расстояния, логистические затраты;
  2. Слабость развития инфраструктуры;
  3. Сложные климатические условия освоения;
  4. Необходимость использования передовых дорогостоящих технологий;
  5. Низкая плотность населения;
  6. Слабость развития потенциально опорных точек для дальнейшего освоения.

В рамках инвестиционной привлекательности территорий, обозначенные минусы, необходимы брендировать и использовать как плюсы. Так климат может быть использован для апробации новой техники и технологий. Низкая плотность населения позволяет локально на местах набирать, готовить, переподготавливать специалистов для необходимых проектов. Слабость инфраструктуры позволяет занять потенциально прибыльные ниши практически без конкуренции, и долгое время быть «монополистом» на территории.

Для реализации инвестиционного потенциала необходимо снимать законодательные барьеры, создавать специальные условия для инвесторов. Регулирование деятельности в Арктике требует практически по всем вопросам отдельной нормативно-правовой базы, в том числе в вопросах государственных закупок, межбюджетных отношениях, особых экономических стимулах для территорий и населения — для привлечения инвесторов и высококвалифицированных кадров

необходимо учитывать текущую демографическую динамику, и уровень кадровой подготовки. С большинства арктических территорий продолжается отток населения. Для обеспечения раскрытия инвестиционного потенциала территорий требуется качественная кадровая подготовка, создание комфортных условия для привлечения специалистов и их удержания на местах. Чтобы уровень жизни в арктических регионах продолжал расти, на северные территории должны приходить все новые инвестиции. Для инвесторов также требуется качественная инфраструктура, наличие высокоскоростного интернета, и понятная, доступная логистика. В связи с этим решение вопросов с интернетом, транспортной доступностью и специальным нормативным регулированием являются основными и первоочередными [15].

Важность местного компонента, на районных уровнях зачастую недооценивается. Проблемы всей Арктической зоны, схожи, и обобщает все проблемы муниципалитетов входящих в АЗ РФ в своих субъектах. Необходимы в первую очередь проекты, которые способны преодолеть сдерживающие факторы дальнейшего развития, возможные для тиражирования после апробации, на территориях схожих по климату, рельефу, транспортной логистики и т. д. В связи с этим проекты, реализуемые в одной точке, после апробации, адаптации и «упаковки» можно переносить на территории с идентичными сдерживающим факторами, и схожие по параметрам. В такие случаи можно получить достаточно быстрый рывок развития территорий, за счет снятия барьеров в ряде арктических городов и поселений. В рамках преодоления сдерживающих факторов на местном уровне, в частности в Булунском районе предполагается реализации взаимоувязанных проектов (кластерная модель). Так на данный момент реализуются и рассматриваться следующие проекты, которые способны произвести перемены на районном уровне:

  1. Реализация программ по внедрению интернета с большой скоростью (Интернет);
  2. Реализация программы по межрайонной перевозке грузов и людей с помощью современных машин вездеходов (Транспорт)
  3. Формирования комфортной предпринимательской среды (Предпринимательство)
  4. Формирование активной гражданской среды: НКО, общественные объединения, общественные группы активистов (Гражданское общество)
  5. Формирование экспертного контура и контура партнеров на федеральном, региональном и местном уровне, установление тесных межведомственных отношений (Проектное управление)
  6. Формирование пула форвардных и сопровождающих проектов, влияющих на социально-экономическую сферу (Проектное управление)
  7. Внедрение ИТ технологий как прорывной стратегии Якутии с мультипликативными эффектами в образовании, культуре, науке (IT- инфраструктура)
  8. Изменение логики отношений: с закрытости и «нахождения» в текущей ситуации к «инициативному» переходу: инициативность, активность, инициация проектов и поиск коммерческих партнеров, выход на стратегическое планирование и формирование новых неординарных положительных ситуаций (Внешние связи)
  9. Подготовка научно-исследовательской и доказательной базы для дальнейшего оформления в крупные проекты развития территории (Наука и проектное управление)
  10. Подготовка и согласование разработки полигона по тестированию, апробации и патентованию техники, устройств (прототипов) и разработок для дальнейшего внедрения (Технологическое тестирование технологий)
  11. Развитие элементов цифровой экономики: безналичные платежи, платежи по бесконтактным технологиям, формирование Wi-Fi точек, внедрение систем электронного документооборота и обмена данными (Цифровая экономика)
  12. Разработка предложения по выработки Хара-Улахского хребта и Таймылырских месторождений угля для использования в котельных с помощью пыленадувных технологий, и возможности поставки в соседние районы (ТЭК)
  13. Разработка предложения по альтернативным источникам снабжения малых отдаленных потребителей с использование водородных технологий (ТЭК, альтернативная энергетика)
  14. Разработка предложения по тестированию и дальнейшему использованию газогидратных отложений для пилотного проекта газоснабжения за счет местных ресурсов (ТЭК)

Кластерный подход предполагает формирование взаимосвязанных, взаимоопыляемых, но не зависимых проектов. Данный подход позволяет с одной стороны укреплять проекты, которые готовятся на стадии запуска (через взаимодополнение и взаимосвязи), с другой стороны снижает риски в случаи «ухода» одно из инвесторов, что бы это не сказалось на общую систему кластера. В рамках связок необходимостью является использования передового опыта ведущих научных школ, высших учебных заведений, средне-специальных (прикладных) учебных заведений, фондов, государственных и муниципальных органов, средств массовой информации вокруг форвардных (прорывных) проектов, которые становятся «локомотивами» для реализации последующих проектов и диверсифицирует экономику территории. Полученные результаты и пилотные модели на уровне района, возможно тиражировать на уровне Республики Саха (Якутия) и на схожих территориях субъектов РФ, что способно привести к увеличению динамики развития арктической зоны РФ.

Развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, где такая территория присутствует [17].

Учитывая вышеизложенное, освоение и использование Арктики для России, с учетом роста геополитической конкуренции в области обладания и использования ресурсов, военного и научного присутствие, с наложением потенциальных изменений климата, является не только важным шагом для развития российского Севера, и одним из способов обновления и развития экономики в целом, но и жизненно необходимым элементом политики, для защиты собственных интересов, и безопасности как своих территорий, так и безопасности всего региона в целом.

Литература:

  1. Официальный сайт: Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда историческое перспективы «Перспективы» http://www.perspektivy.info [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт «Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации «ЗВЕЗДА» (ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА») https://tvzvezda.ru/ [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: Международный экспертный Совет по сотрудничеству в Арктике (АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов» http://www.iecca.ru [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт информационного интернет издания «Эксперт Онлайн» группы «Эксперт» http://expert.ru [Электронный ресурс].
  5. Официальный сайт: информационное издание интернет журнал «Моя Россия» https://moiarussia.ru [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: информационно-аналитическое издание интернет журнал «ПолитАрктика» http://politarktika.ru [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: Международный информационный агрегатор информации https://www.uarctic.org/ [Электронный ресурс]
  8. Официальный сайт: Российский Совет по международным делам http://russiancouncil.ru/ [Электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»). Россиясегодня.рф, ria.ru [Электронный ресурс]
  10. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Нефть и Капитал» https://oilcapital.ru/ [Электронный ресурс]
  11. Официальный сайт: «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) https://www.vesti.ru/ [Электронный ресурс]
  12. Официальный сайт: Информационный портал [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/other/39148802-investitsii-v-arktiku/
  13. По материалам выступления Р. М. АБРАМЯНА, директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Минэкономразвития России 7 октября 2015 года, форум в г. Омск)
  14. По материалам Специальный корреспондент журнала «Нефть и Газ Сибири» на ВТТА2015 — А. Либерова
  15. Официальный сайт: «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) https://tass.ru/v-strane/4732590 [Электронный ресурс]
  16. Официальный сайт: интернет издание «Газета.ру» https://www.gazeta.ru [Электронный ресурс].
  17. Милославский В. Г. Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика // Молодой ученый. — 2017. — № 18. — С. 157–161. — URL https://moluch.ru/archive/152/43047/
  18. https://ria.ru/economy/20170704/1497821166.html
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, проект, Арктическая зона, Россия, развитие, территория, арктический регион, Китай, регион, Северный морской путь.


Похожие статьи

Арктика, Россия, Арктический регион, Китай, континентальный...

япония, Арктика, Арктический Совет, арктическая политика Японии, арктическая политика, Арктический регион, Северный морской путь

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус...

Похожие статьи

Арктика, Россия, Арктический регион, Китай, континентальный...

япония, Арктика, Арктический Совет, арктическая политика Японии, арктическая политика, Арктический регион, Северный морской путь

россия, РФ, Арктика, Северный Ледовитый океан, исключительная экономическая зона, США, Северный морской путь, правовой статус...

Задать вопрос