Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курпаяниди, К. И. Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий / К. И. Курпаяниди, Д. Э. Мамуров, Ф. Х. Якубжанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52799/ (дата обращения: 02.05.2024).



В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Ключевые слова: инновация, инновационная система, экономика знаний, стратегия, институциональная среда.

In the work actual problems of formation of strategy of development of territories of the Republic of Uzbekistan in conditions of realization of new model of economy based on knowledge are considered.

Key words: innovation, innovation system, knowledge economy, strategy, institutional environment.

Инновационная модернизация региональной экономики является практическим воплощением новой модели «экономики, основанной на знаниях», предполагающей усиление интеграции науки, образования и производства, усложнение взаимодействия людей в научно-производственном процессе, приобретение инвестициями инновационной направленности и т. д. Проводимые под руководством Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева реформы и преобразования направлены на повышение стабильности и процветания нашего Государства. Как отмечает Президент страны, «В современных условиях широкое использование достижений мировой науки и инновационной деятельности становится важнейшим фактором динамичного и устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности общества и государства, построения достойного будущего страны. За истекший период создана необходимая инфраструктура в сфере развития науки и технологий, сформирован определенный интеллектуальный и технологический потенциал» [1].

По оценкам Госкомстата Республики Узбекистан количество предприятий и организаций, производящих инновационные товары, работы и услуги, увеличилось в 8 раз с 2010 по 2016 год с 289 до 2374 единиц [2]. Предприятия впервые освоивших производство инновационных продуктов, работ и услуг увеличилось на 696 единиц. Объем инновационных товаров, работ, услуг в 2016 году составил 10688,2 млрд.сум. Этот показатель в 1,3 раза больше, чем в 2015 году и в 8 раз больше, чем в 2008 году. Затраты на инновации выросли в 5 раз по сравнению с 2008 годом, снизившись на 53 процента по сравнению с 2015 годом. Как показывают приведенные выше цифры, в ряде регионах страны все еще существуют определенные препятствия внедрению инноваций в производство. По нашему мнению препятствием для перехода областей на инновационный путь развития является отсутствие эффективной институциональной системы взаимодействия между научно-образовательными и финансовыми организациями, малыми инновационными и крупными промышленными предприятиями, органами государственной и муниципальной власти, а также проблемы с защитой интеллектуальной собственности, недостаток инновационных менеджеров, механизмов поддержки инноваторов и стимулирования внедрения изобретений и т. д. Проведенные нами исследования показали, что инновационный потенциал разномасштабных субъектов предпринимательской активности включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг. Это своеобразная «мера готовности» организации выполнять поставленные инновационные задачи. Инновационный потенциал предприятия с определенной долей условности может характеризовать и уровень диверсификации производства — новые для неё виды производственно-хозяйственной деятельности. Системное изучение региона в качестве целостной системы, функциональными и значимыми элементами которой являются разномасштабные предпринимательские бизнес структуры, даст возможность определить направления влияния этих структур на его развитие и функционирование в целом. При этом взаимовлияние региона и бизнес-структур, осуществляющих свою деятельность на его территории, представляется очевидным. Взаимовыгодна появится, если отдельные бизнес структуры — малый, средний и крупный бизнес как элементы системы «регион» будут осуществлять свою деятельность, ориентируясь на цели данной системы, учитывая свою включенность в социально — экономические проблемы региона [3].

Считаем, что в рамках совершенствования механизма внедрения инноваций необходимо: способствовать развитию аутсорсинга, в частности, организации мелкотоварного производства комплектующих изделий крупных предприятий в малых и средних населенных пунктах области; содействовать объединению предприятий для организации перспективных производств; продолжать поддерживать восстановление и развитие производств, не противоречащих задаче формирования новой экономики; способствовать развитию системы лизинга производственного оборудования; содействовать развитию научно исследовательских институтов; усовершенствовать систему патентирования и получения авторских прав [4].

По нашему мнению, именно по этой причине инновационно-инвестиционная стратегия региона должна быть ориентирована на производителей, отличающихся большей производственно-хозяйственной и коммерческой гибкостью. Эффективное развитие данного типа производителей позволит, с одной стороны, максимально развить сам бизнес, повысить его конкурентоспособность, занятость, уровень жизни работников, а, с другой стороны, ощутить реальный эффект от инвестирования. В основу предлагаемой системы предполагается положить четыре базовых элемента, каждый из которых работает в тесной связке с другими элементами. Основой для функционирования системы выступает венчурный бизнес, который представляет собой инновационный тип предприятия, внедряющий результаты своих разработок (инноваций) в производство. Данный тип бизнеса, потенциально способный приносить достаточно высокие прибыли, является также и высоко рисковым. Поэтому, в систему предлагается включить страховой механизм. Этот механизм мог бы быть организован при непосредственном участии региональных властей, которые, на первых порах, могли бы организовать региональные страховые компании, осуществляющие страхование инноваций. Система дополняется налоговым механизмом, также организуемом на региональном уровне. Существует несколько принципиальных возможностей оптимизации налогообложения инновационных проектов, включающих в себя как временную отмену налогов на предприятия, осуществляющие инновации, временную отмену налогов на финансовые результаты внедрения инновационных проектов, либо преобразование налоговых отчислений в страховые платежи. Последний элемент полностью объединит страховой и налоговый механизм, создаст финансовую основу для страховой поддержки инновационных проектов. Наконец, четвёртым механизмом выступает лизинговый механизм, который позволит более активно развивать инновационные технологии, закупая часть из них по лизинговым схемам.

Таким образом, следует особо отметить важность системного и согласованного осуществления мероприятий по дальнейшему совершенствованию национальной инновационной системы Республики Узбекистан на территориальных уровнях. Проведенный анализ территориальных аспектов инновационной деятельности свидетельствует о том, что данная деятельность может осуществляться в разных условиях и приносить различные результаты в зависимости от типа стратегии и под влиянием множества факторов. Инновационная деятельность должна помогать региону развивать конкурентные преимущества за счет интеллектуализации производства и усиливать свои позиции в инновационная конкуренция. Она позволяет регионам, не обладающим необходимыми ресурсами для собственных исследований и разработок, развиваться и участвовать в конкурентной борьбе, получать новые знания и со временем создавать собственные инновационные технологии и продукты. Проанализировав исследования по проблемам развития инновационной деятельности в регионах Узбекистана, можно сделать вывод о том, при выборе территориальной модели важно использовать подходы, позволяющие адекватно оценивать место и роль региона в процессе генерирования, трансфера и тиражирования знаний и технологий. Успешность инновационной деятельности в регионе зависит от состояния предпринимательской среды и способности бизнеса решать внутренние и внешние проблемы, связанные с недостатками в структуре управления, кадровом потенциале, продуктовом предложении, рыночном позиционировании, ограниченностью финансовых и временных ресурсов и др. [5,6]. В связи с этим в рамках стратегического управления на уровне региона на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, важно разработать и реализовать комплекс культурно-образовательных, структурно-инновационных, организационно-институциональных и финансово-экономических мер областных хокимиятов (администраций), способных организовать и обеспечить инновационное развитие с учетом экономических, социально-культурных и исторических особенностей и возможностей каждой области, а также их эффективную интеграцию в региональную, национальную и глобальную экономику

Литература:

  1. Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан. Указ Президента Республики Узбекистан// Национальная база данных законодательства, 30.11.2017 г.,
  2. Инновационная деятельность предприятий и организаций. Ташкент, Госкомстат, 2017.
  3. Kurpayanidi K. Innovation component of the business environment as a factor enhancing economic growth //Economics. — 2015. — №. 1. — С. 6–9.
  4. Гладилин В. А. Инновации в бизнесе, как один из факторов развития экономики //Инновационная наука. — 2017. — №. 1–1.
  5. Biryukov, V.V., Romanenko, E.V. (2016). The formation of territorial innovation models. Indian Journal of Science and Technology. V. 9(12). March.
  6. Aula, P., & Harmaakorpi, V. (2008). An Innovative Milieu — A View on Regional Reputation Building: Case Study of the Lahti Urban Region. Regional Studies, V. 42, 4.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, Узбекистан, бизнес структуры, временная отмена налогов, налоговый механизм, предприятие, производство.


Похожие статьи

Основные направления развития нормативно-правовой базы...

малый бизнес, инновационная деятельность, Узбекистан, частное предпринимательство, венчурное финансирование, венчурный бизнес, дальнейшее развитие, Государственный бюджет... Направления государственной поддержки и стимулирования...

Похожие статьи

Основные направления развития нормативно-правовой базы...

малый бизнес, инновационная деятельность, Узбекистан, частное предпринимательство, венчурное финансирование, венчурный бизнес, дальнейшее развитие, Государственный бюджет... Направления государственной поддержки и стимулирования...

Задать вопрос