Государственная политика в области социальной защиты семей с детьми: региональный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 26.08.2018

Статья просмотрена: 2136 раз

Библиографическое описание:

Минушкина, К. Э. Государственная политика в области социальной защиты семей с детьми: региональный аспект / К. Э. Минушкина, Е. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52440/ (дата обращения: 20.04.2024).



Существуют различные подходы к определению понятия «социальная защита», нам представляется наиболее полным определение Е. И. Холостовой «социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи» [5, с.278].

Цель социальной защиты граждан представляется в снижении, предупреждении и преодолении социальных рисков. Все социальные риски можно разделить на следующие основные группы:

  1. Риски с полной компенсацией потери заработка и нанесенного здоровью ущерба. Это риски, связанные с несчастными случаями на производстве и профессиональные заболевания. Полная компенсация подразумевает оплату дней нетрудоспособности на уровне 100 % текущего заработка, пособие при несчастном случае, возмещение расходов на лечение и реабилитацию, пенсия инвалидам труда, льготные пенсии и в связи с профессиональным заболеванием и т. п.
  2. Риски, которые подлежат возмещению на привычном жизненном уровне. Например, при выходе на пенсию при полном стаже справедливо обеспечить привычный образ жизни пенсионеру, т. е. мало отличающийся от его предпенсионного периода (70–80 % заработка). Это также касается пенсий при потере кормильца, которая произошла при выполнении служебных обязанностей.
  3. Риски, подлежащие возмещению на уровне, достаточном для покрытия основных нужд (потребительская корзина). Сюда можно отнести пособие по безработице, возмещение заработка при текущей заболеваемости, оказание медицинских услуг, пособие на санаторно-курортное лечение.
  4. Риски, подлежащие возмещению на минимальном уровне: социальные пенсии, пенсии инвалидам с детства, пенсии при потери кормильца, не связанные с выполнением служебных обязанностей, оказание медицинских услуг этим категориям работников, пособие по беременности и родам неработающим женщинам.

Организация социальной защиты граждан невозможна без проработанной законодательной базы, а принятие законов невозможно без детального изучения возможных социальных рисков и определения путей их разрешения. В настоящее время в Российском законодательстве насчитывается более 27 нормативно-правовых актов, устанавливающих социальные гарантии семьям с детьми.

В России социальная защита семей с детьми всегда была и остается государственным приоритетом, так как современное российское общество испытывает кризис не только семейных ценностей, но и демографических, а так же социальных проблем. Все это требует глобального пересмотра методов и форм социальной защиты семей с детьми.

Как отмечено в послании Президента В. В. Путина от 01.03.2018 г.: «…В основе всего лежит сбережение народа России и благополучия наших граждан… Именно здесь предстоит совершить решительный прорыв. Важнейшей задачей на предстоящий период определено обеспечение качества жизни и благосостояния людей» [4]. В целях осуществления данных задач, В. В. Путиным подписан Указ, постановляющий «разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации… национальные проекты (программы)» [2]. К концу 2018 года будут разработаны национальные проекты по 12 направлениям, затронувших каждую российскую семью. Ведущей задачей каждого из проектов является: улучшение качества жизни, повышение уровня благосостояния и социальной защищенности граждан.

Главной системой, с помощью которой реализуется многочисленный комплекс государственных мер, направленных на социальную поддержку семьи с детьми является социальная защита. К организационно-правовым формам социальной защиты семьи относятся: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальное обслуживание, социальные услуги и поддержка. Как отмечает С. Х. Гаматаева, «особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы. Система социальной защиты включает в себя экономические, социальные, правовые и политические механизмы» [1].

Социальная защита семей с детьми осуществляется в следующих формах:

– в денежной форме (прямые и/или косвенные социальные трансферты): различные виды единовременных и ежемесячных пособий при рождении и воспитании детей, материнский (семейный) капитал, государственная социальная помощь на основании социального контракта, льготные налоговые вычеты;

– натуральной форме: организация отдыха и оздоровления детей, медицинские услуги и т. д.;

– в форме морального поощрения: награждение орденом «Родительская слава», укрепление института семьи и т. д.

Каждый регион страны, в зависимости от своих экономических возможностей разрабатывает дополнительные правовые документы, направленные на социальную помощь, поддержку семей с детьми, стимулирование многодетности, к таким мерам можно отнести дополнительные региональные выплаты при рождении детей, определенный набор льгот.

Например, к региональным особенностям социальной защиты семей с детьми, проживающих на территории Курской области можно отнести:

– единовременные и ежемесячные выплаты семьям при усыновлении (удочерении) ребенка, при одновременном рождении трех и более детей; при рождении второго и последующих детей;

– единовременная выплата по социальному контракту;

– выплата областного материнского капитала;

– ежемесячная денежная выплата на приобретение продуктов питания, а также предоставление бесплатного питания;

– предоставление права на: приобретение единого социального проездного билета; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения;

– проведение работ по газификации домовладений (квартир);

– компенсация расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг;

– ежегодная денежная выплата на обеспечение школьной формой;

– присвоение звания «Ветеран труда Курской области» вне зависимости от продолжительности трудового стажа;

– предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков;

– предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Вышеуказанные меры социальной поддержки предоставляются семьям в зависимости от их социального статуса, материального положения и количества детей в семье.

Важным звеном в системе социальной защиты, направленным на социальную поддержку семей с детьми, являются учреждения социального обслуживания. В Курской области работают 45 бюджетных учреждений, 13 казенных и 1 автономное, из них 8 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Приоритетными задачами деятельности данных учреждений представляется в организации профилактической работы с семьями и детьми, профилактика и коррекция семейного неблагополучия, восстановление и сохранение утраченных семейных связей, предоставление комплексной помощи несовершеннолетним и членам их семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За 2017 год в учреждениях социального обслуживания семьи и детей получили социальные услуги 1,5 тыс. человек; в интернатных учреждениях системы образования — 2,7 тыс. чел., в т. ч., детей-сирот — 97 чел., детей, ставшихся без попечения родителей — 719 чел. [3].

Также в Курской области осуществляется работа по реализации муниципальных программ и проектов, направленных на улучшение качества жизни семей с детьми. Система социальной защиты семей с детьми в Курской области имеет достаточно проработанную нормативно-правовую базу, основанную на общефедеральном и региональном законодательстве.

Литература:

  1. Гаматаева, С. Х. К вопросу о сущности системы социальной защиты населения / С. Х. Гаматаева // Вопросы структуризации экономики. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-sistemy-sotsialnoy-zaschity-naseleniya (дата обращения 19.08.2018).
  2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018 г. № 444) [Электронный ресурс]: URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 19.08.2018).
  3. О реализации государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области» в 2017 году // Официальный сайт Администрации Курской области. — URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1287&mat_id=67264&query (дата обращения 21.08.2018)/
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]: — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 22.08.2018).
  5. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Курская область, социальная защита, социальная защита семей, риск, семья, государственная социальная помощь, жилое помещение, социальное обслуживание, социальный контракт.


Похожие статьи

Анализ законодательства о социальной защите детей...

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот. Ключевые слова: социальная защита, пособия для детей-сирот. Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет...

Похожие статьи

Анализ законодательства о социальной защите детей...

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот. Ключевые слова: социальная защита, пособия для детей-сирот. Российской Конституцией (часть 1 статьи 39) гарантируется социальное обеспечение по достижению 80 лет...

Задать вопрос