Библиографическое описание:

Назаренко В. Некоторые аспекты эффективного проектирования труда практического психолога в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 76-79.

Решение проблем, связанных с созданием сложных систем, предполагает исследование их эффективности. Наиболее распространенное понимание термина «эффективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам, т.е. эффектив­ность как результативность или степень соответствия своему назначению.

В психолого-педагогической литературе, проблема эффективной деятельности отражена синонимами – «оптимальность», «продуктивность», «результативность», «качество» – авторы в своих трудах не заостряют внимание на их определении.

В общенаучном смысле, сущность эффективной трудовой деятель­ности, раскрывается следующим образом: нормативная эффективность – выражающая отношение целей к нормативным целям; функциональная эффективность – выражающая отношение достигнутых ре­зультатов к целям; экономическая эффективность – выражающая отношение достигнутых результатов к затратам.

Эффективность представляют как сумму компонентов, которые расположены в порядке нарас­тания и представляют собой некоторые качественные ступени ее развития:

Результативность - действие должно чем-то заканчиваться;

Продуктивность - соответствие результата действия поставленной цели;

Экономичность - достижение оптимальности результата с минимально­стью затрат;

Организованность - целесообразное совмещение операций, участвую­щих в  реализации действия;

Рациональность - использование в качестве критериев организации продуманных методов и способов, обеспечивающих осуществле­ние действий под предъявленные требования; рациональность в совмещении идеального компонента (функцио­нально организованной деятельности) и реального (практически орга­низованной деятельности), которое и приводит к рационально организованной деятельности;

Функциональность - соответствие цели мотиву деятельно­сти.

По мнению А.К. Марковой, эффективность трудовой деятельности тесно связана:

 с результативностью – наличием результатов, итогов труда, которые могут быть запланированными и неожиданными, негативными и позитивными;

продуктивностью – наличием продукта труда, соответствующего необходимым стандартам профессио­нальной деятельности;

 оптимальностью – достижением наилучшего результата в данных условиях профессиональной деятельности при минимальных затратах времени и усилий. [8, с.116].

Проектирование – это процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, результатом которой является научно - теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса [5,с.6-16].

«Проект – это ограниченное во времени и в про­странстве целенаправленное изменение, совершенствование отдельной системы в соответствии с установленными факторами, правилами и требованиями к качеству результатов, возможными рамками допустимого расхода средств и ресурсов. Это особая форма планирования» [3,с.207]. Планиро­вание же представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения [1].

Важнейшим общепсихологическим свойством любой деятельности является её системность. Согласно этому свойству, деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом важно то, что у деятельности как целостности возникают новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонен­тов, ни у их суммы. Системные идеи получили широкое распространение в ряде отраслей психологической науки: в инженерной психологии, теории деятельности, психологии личности. Общие принципы построения системных исследований в психологии были сформулированы Б.Ф. Ломовым [7]. Ученый выделил шесть принципов описания психических явлений, образующих ядро системного подхода образуют:

1.    Психические явления рассматриваются исследователем в нескольких планах.

2.    Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах координат.

3.    Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая.

4.    Необходимо учитывать совокупность разнопорядковых качеств и свойств (материально-структурных, функциональных, системных), которыми обладает человек.

5.    Целостное познание психического явления предполагает выделение системы детерминант.

6.    Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии.

Как конструирование любой социальной системы, моделирование условий успешного взаимодействия психолога, воспитателей, родителей в педагогической системе, всегда относительно имеет определенную сложность, противоречивость и незначительную проектосообразность. Любая попытка выявить взаимосвязь всех факторов эффективной деятельности психолога всегда содержит вероятность просчетов.

Достигнуть более детальной предсказуемости необходимых параметров проекта возможно, если практический психолог строит профессиональную деятельность:

во-первых, на фундаментальных теоретических положениях современной психологии о развитии психики человека;

во-вторых, умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими задачами, что возможно, если психолог знает конечные результаты своей деятельности и проводит постоянный мониторинг своей деятельности.

Анализируя научную литературу, мы выделили объективные предпосылки для проектирования профессиональной деятельности психолога в дошкольном учреждении:

запрос родителей или воспитателей в целенаправленном изменении или развитии дошкольника, или коррекции их взаимоотношений;

необходимость в преодолении стихийного развития дошкольника и обеспечении психолого-педагогических воздействий в нужную область;

потребность в снижении уровня деструкции, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности во взаимодействии участников педагогического процесса;

необходимость в планомерном, предсказуемом и управляемом развитии системы педагогического процесса (воспитательной, образовательной и развивающей частях);

потребность в создании динамично развивающейся системы педагогического процесса со сбалансированными отношениями внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами;

установка на оптимальную и рациональную организацию системы профессиональной деятельности психолога и педагогического коллектива.

В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. В классическом определении системы говорится, что это «множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность» [6,с.84].

В нашем понимании системность организации деятельности психолога - это целостность, иерархически организованная множеством профессиональных функций и соответствующих им сопроводительных действий. Основная функция практического психолога в образовании - охрана психического и психологического здоровья ребенка. Данная функция является системообразующей по отношению к остальным функциям деятельности психолога - коммуникативной, информационной, экспертно-аналитической, методической, организационной, контролирующей.

Методологически психология системного проектирования руководству­ется принципом «опережающего отражения действительности» П.К. Анохи­на и феноменом «антиципации (упреждаю, предвосхищаю) - способно­сти действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении ожидаемых будущих событий [7]. Существенной стороной антиципации является «прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием» [1,с. 56].

С точки зрения психолого-педагогической организации труда, эффективность рассматривается как наименьшее расхождение между планируемыми и достигнутыми результатами воздействия. Эффективность труда психолога зависит от достижения необходимого социально значимого результата в его профессиональной деятельности. В дошкольном учреждении социально значимый результат отражен в целях и задачах, реализуемых как психологом, так и другими участниками педагогического процесса: содействие всестороннему и своевременному психическому развитию ребенка, через соответствующую возрастным нормам развивающую среду; ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии; обеспечение готовности к школе.

Определяя продуктивность деятельности психолога, учитывают условия, при которых достигнут необходимый результат. Благоприятными предпосылками для успешной деятельности психолога в дошкольном учреждении, являются: профессионализм педагогического коллектива; психолого-педагогическая компетентность родителей и их желание взаимодействовать с дошкольным учреждением; рациональные условия и организация трудового процесса; организация рабочего места и эргономичность средств профессионального труда; адекватность возможностей человека трудовым нагрузкам; адекватность методов и форм деятельности; обоснованный отбор людей, наиболее пригодных для привлечения к конкретной деятельности.

Из научной литературы [9], мы выделили и применили к деятельности психолога, основные принципы системного проектирования труда.

Принцип монизма предполагает приведение к единой логике основных компонентов профессиональной деятельности психолога.

Принцип дифференциации предполагает, что развитие органических сис­тем всегда идет внутри исходного целого, которое, усложняясь, развивает внутри себя свои составные элементы и уровни, становится внутренне все бо­лее расчлененным.

 Принцип технологической оснащенности трудовой деятельности психолога.

Принцип критериальности в оценке профессиональной деятельности психолога.

Проектирование труда практического психолога направлено на внесение изменений в педагогический процесс. Оно в идеальной форме моделирует изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. Как субъект труда практический психолог, взаимодействует с некоторой внешней реальностью - педагогическим процессом, который является объектом труда. Возникает система, которая детально может быть выражена как «субъект труда – трудовой коллектив – предмет труда – средства труда – производственная среда» [4].

Проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным проектам характерно наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают.

В контексте профессиональной деятельности практического психолога, комплекс психологических воздействий представлен традиционными направлениями - психокоррекцией, психопрофилактикой, консультированием, просвещением и развивающим направлением. Данные направления охватывают педагогический процесс со следующими системными составляющими:

1. Социально заданные цели и представления о результате труда. Психолог конструирует варианты оптимального, с точки зрения целей, будущего состояния ребенка, его родителей и педагогического коллектива. Профессиональные знания определенного нормативного уровня развития ребенка, имеют большое значение:

во-первых, выполняют интегрирующую роль в отношении компонентов составляющих образ старшего дошкольника;

во-вторых, являются основой для разработки целевых ориентиров в организации совместной деятельности педагогического коллектива и родителей в направлении развития ребенка, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива и отношение родителей к детям;

в-третьих, выступают в качестве основного критерия эффективности деятельности психолога и участников педагогического процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с желаемыми результатами. Определенный нормативный уровень развития дошкольника выполняет две функции: нормативную - регламентирует нормы, правила профессиональных действий участников, прогнозирует и планирует эти действия в желаемом направлении и сравнительную - картина желаемого состояния совместной деятельности, ее оценка и принятие решения о конкретных способах действий. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от профессионального видения возрастных и личностных особенностей ребенка, от создания индивидуального «образа» выпускника дошкольного учреждения и разработки индивидуальной траектории его развития

2. Субъекты педагогического процесса. Психолог моделирует предполагаемые воздействия, пока не появится полная уверенность в конечном результате. В этом направлении психолог разрабатывает технологии по решению типичных проблем развития ребенка. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от умения организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса.

3. Социальные и предметные условия тру­да: Психолог приспосабливает имеющиеся средства для получения необходимого результата. Определяет необходимые ресурсы для успешной реализации проекта, уделя особое внимание инструментальной и содержательной части, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых для решения задач средств, определении методов достижения целей, а также форм организации усилий субъектов, задействованных в реализации проекта. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от его умения согласовать необходимые условия, средства и технологий с реальной проблемной ситуацией в педагогическом процессе.

 

Литература:

1.         Анискин Б.П., Павлова А.М. Планирование и контроль.-М.: Омега-Л. 2003 -280с.

2.         Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности//Психол. журн., 2007. Т.№ 28 №3 С.23-28.

3.         Ершов В.Ф. Бизнес - проектирование. СПб: Питер, 2005 - 288с.

4.         Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004.- 335с.

5.         Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов Н/Д: Феникс, 2001. - 416с.

6.         Лебедев В.И. Экспериментальная психология.- М.: Юнита-Дана, 2001.- 432с.

7.         Ломов Б.Ф.  Психическая регуляция деятельности: Избранные труды/Под ред. Барабанщикова В.А., Журавлева А.Л., Кольцовой В.А. – М., Ин-т психологии РАН, 2006.- 624с.

8.         Маркова А.К. Психология профессионализма М.1996.- 308с.

9.         Стрелков В.И. Психологическое проектирование труда учителя. М.: УСПГ; Смоленск: Смядынь, 2004. - 335с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle