Проектирование корпоративной информационной системы вуза как организационно-технической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, В. А. Проектирование корпоративной информационной системы вуза как организационно-технической системы / В. А. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 1. — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2327/ (дата обращения: 20.04.2024).

Излагается метод проектирования корпоративной информационной системы (КИС) ВУЗа как организационно-технической системы (ОТС)

ВУЗ как и любое предприятие нуждается в эффективном управлении. Управление осуществляется с помощью различных КИС. Современные КИС проектируются с использованием методологий, которые, по мнению автора, не являются эффективными для дальнейшей разработки системы. Объект проектирования представляется не в целостном виде, в виде ОТС, состоящей из технического (ТО), программного (ПО), информационного (ИО) и организационно-технологического обеспечения (ОТО), а в виде моделей, формально не связанных друг с другом. Это приводит к тому, что КИС разрабатываются практически вручную, отсутствует возможность полной генерации кода. Поэтому встает вопрос о применении новой методики, новых моделей, которые помогут повысить эффективность разработки КИС

1. Семантическое моделирование как новая методология проектирования

Метод семантического моделирования разработан Тюргановым А.Г. В своих статьях он подробно описывает новый метод. Идея заключается в создании такой модели ОТС, которая будет представлять интегрированную модель, образующую формальную систему. Это позволит, во-первых, осуществить полную генерацию кода, во-вторых представить ОТС как целое, где все модели связаны между собой.

Система проектируется в 4 этапа:

1)                 формализуются основные понятия предметной области;

2)                 понятия объединяются во множества, формируя прикладной язык;

3)                 устанавливаются правила соответствия понятий, их проверки и преобразования;

4)                 создаются семантические процессоры, реализующие правила пункта 3.

Этапы метода семантического моделирования представлены на рисунке 1[1].

 

Рис.1

 

Метод семантического моделирования имеет некоторое сходство с технологией DSL (Domain Specific Languages-специализированные языки предметных областей). В DSL также выделяются понятийные множества или предметные области, где специалисты работают, используя прикладной язык. Однако созданные на разных языках модели одной системы изначально несвязанны, поэтому нуждаются в дальнейшем ручном объединении с помощью интегратора моделей. А метод семантического моделирования предполагает встроенную связь между моделями  

2. КИС ВУЗа, разработанная с использованием семантического моделирования

Существующие инструменты позволяют проектировать систему сверху вниз, что приводит к негибкости системы, отсутствию наглядности. Например, все данные ВУЗа представляются в одной модели базы данных (БД).

Интегрированная модель КИС ВУЗа представляется в виде набора связанных модулей, каждый из которых имеет свои ТО, ПО, ИО, ОТО и бизнес-процессы (БП). Такая модель позволяет улучшить наглядность, гибкость системы, дает возможность вносить изменения в существующую структуру без больших последствий для всей системы в целом (затрагивается только один модуль).

Модель КИС ВУЗа представлена на рисунке 2. Здесь изображены три внедренных модуля: «Обучение», «Финансы», «Библиотека» и три потенциальных прикладных модуля: «Модуль4», «Модуль5», «Модуль6». Последние представляют собой дополнительные модули, которые не входят в базовый комплект КИС.

Рис.2

В качестве примера рассмотрим один модуль КИС ВУЗа «Обучение», который представлен на рисунке 3.

 

 

Рис.3

Работа с модулем КИС происходит следующим образом. Каждый преподаватель имеет доступ к этому модулю. В его распоряжении два верхних окна: «Клиентское приложение» и «БП». Работая с клиентским приложением, он выбирает в форме свой предмет и студента. В окне «БП» преподаватель может проследить, на каком этапе находится данный студент: только приступил к изучению материала, находится в процессе изучения, изучил материал, проходит тестирование, прошел тест успешно, провалил тест. Студент обозначен так называемой фишкой: черный кружок.

Если преподаватель хочет посмотреть, как  идет процесс обучения всей группы, то выбирается  в форме клиентского приложения только группа. Данная ситуация изображена на рисунке 4. Диаграмма БП показывает, на каком этапе обучения находится каждый студент одной группы. Для описания БП используются расширенные сети Петри, в которых используются раскрашенные фишки. Они позволяют идентифицировать каждую фишку: по идентификатору определить конкретного студента.

 

Рис.4

 

На рисунке 4 в окне «БП» видно, что один студент находится в процессе изучения материала, один студент изучил материал, один студент проходит тестирование, а два студента прошли тест успешно.

Сети Петри представляют полностью формализованную модель. Это позволяет тестировать модели БП с помощью различных математических методов, например, с помощью построения графа достижимости.

Сотрудник ВУЗа из отдела кадров студентов имеет доступ к окну «Организационная структура». Он добавляет или удаляет студентов, редактируя это окно.

БД генерируется автоматически по данным, вносимым  в окне «Организационная структура» и отображается в окне «БД». Некоторые сотрудники ВУЗа имеют доступ ко всем окнам.

Таким образом, в результате использования семантического моделирования при проектировании КИС ВУЗа мы получили интегрированную модель, описывающую ВУЗ как ОТС. Данная модель наглядно отражает взаимосвязь между ПО (клиентское приложение), ИО (БД), ОТО (организационная структура) и БП ВУЗа. Эта модель позволяет полностью автоматизировать процесс разработки КИС, ликвидируя необходимость ручного кодирования.

 

Литература:

1.                  Формализованные понятийные модели для проектирования организационно-технических систем// Сборник научных трудов Х национальной научно-техн. конференции РАИИ с межд. участием "КИИ-2006" - М., Физматлит, 2006.- Т. 1, с. 183-188

2.                  В.Аалст, К.Хей. Управление потоками работ: модели, методы и системы / -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): семантическое моделирование, DSL, клиентское приложение, модель, студент, ВУЗ, интегрированная модель, полная генерация кода, прикладной язык, сотрудник ВУЗа.


Похожие статьи

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения

Эффективным решением, обеспечивающим повышение уровня предоставляемых образовательных услуг и поддерживающим современные модели...

Анализ и прогнозирование успеваемости студентов на основе...

Рассмотрим математическую модель прогнозирования успеваемости студентов на основе радиальной базисной нейронной сети.

Выполним моделирование радиальной нейронной сети в математическом пакете прикладных программ Matlab.

Применение современных технологий обучения для дисциплины...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный процесс, информационная система, таблица, строковый тип

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза. Разработка модели комплексной среды тестирования интернет-приложений.

Методология объектно-ориентированного программирования на...

Языки высокого уровня (алгоритмические языки)

Рассматривая модель OSI в приложении к протоколу TCP/IP, мы можем наблюдать

На рис.3 изображена импульсная интерпретация рассматриваемой модели, где t1 соответствует поведению клиентской стороны (генератора...

Принципы разработки функциональной модели образовательного...

Функциональная модель образовательного портала как базис информационной системы управления учебным процессом вуза предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.

Построение имитационной модели JavaEE веб-приложения по...

Рассмотренный язык Archi позволяет сделать конструкторские аспекты на уровне: Бизнес, приложение, технология.

Построение и исследование имитационной модели системы контроля работы студентов.

Анализ методов искусственного интеллекта САПР технологических...

– разработка процедур обработки знаний с помощью процедур, созданных в «открытом коде»

На рисунке 1 представлена концептуально-абстрактная модель [12–14] разработки экспертной системы генерации ТП

Разработка модели фреймовой семантической сети для ЭС АСУ ТП.

Моделирование технологических процессов производства...

Моделирование информационных потоков сводится к построению моделей объектов и потоков данных

Рис. 6. Обобщенное представление фреймовой семантической сети, ТП усилителя на TDA2030.

Возможности ВУЗов и потребности промышленности» — М: МГТУ им.Н. Э.Баумана.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Библиографическое описание: Розанова Я. В., Кукурина О. С. Модель обучения иностранному языку для специальных целей в условиях углубленной

К вопросу о постановке целей обучения профессиональному иностранному языку на примере студентов технического вуза.

Похожие статьи

Образовательная информационно-коммуникационная технология...

Создание индивидуальной образовательной среды студента современного вуза представляется невозможным без применения

Эффективным решением, обеспечивающим повышение уровня предоставляемых образовательных услуг и поддерживающим современные модели...

Анализ и прогнозирование успеваемости студентов на основе...

Рассмотрим математическую модель прогнозирования успеваемости студентов на основе радиальной базисной нейронной сети.

Выполним моделирование радиальной нейронной сети в математическом пакете прикладных программ Matlab.

Применение современных технологий обучения для дисциплины...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный процесс, информационная система, таблица, строковый тип

Роль современных мобильных приложений в учебном процессе вуза. Разработка модели комплексной среды тестирования интернет-приложений.

Методология объектно-ориентированного программирования на...

Языки высокого уровня (алгоритмические языки)

Рассматривая модель OSI в приложении к протоколу TCP/IP, мы можем наблюдать

На рис.3 изображена импульсная интерпретация рассматриваемой модели, где t1 соответствует поведению клиентской стороны (генератора...

Принципы разработки функциональной модели образовательного...

Функциональная модель образовательного портала как базис информационной системы управления учебным процессом вуза предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения.

Построение имитационной модели JavaEE веб-приложения по...

Рассмотренный язык Archi позволяет сделать конструкторские аспекты на уровне: Бизнес, приложение, технология.

Построение и исследование имитационной модели системы контроля работы студентов.

Анализ методов искусственного интеллекта САПР технологических...

– разработка процедур обработки знаний с помощью процедур, созданных в «открытом коде»

На рисунке 1 представлена концептуально-абстрактная модель [12–14] разработки экспертной системы генерации ТП

Разработка модели фреймовой семантической сети для ЭС АСУ ТП.

Моделирование технологических процессов производства...

Моделирование информационных потоков сводится к построению моделей объектов и потоков данных

Рис. 6. Обобщенное представление фреймовой семантической сети, ТП усилителя на TDA2030.

Возможности ВУЗов и потребности промышленности» — М: МГТУ им.Н. Э.Баумана.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Библиографическое описание: Розанова Я. В., Кукурина О. С. Модель обучения иностранному языку для специальных целей в условиях углубленной

К вопросу о постановке целей обучения профессиональному иностранному языку на примере студентов технического вуза.

Задать вопрос