Библиографическое описание:

Нурмухаметова Н. С. Структура инвестиционного проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 149-151.

Стратегическим инвестором, инициатором и партнером государства по подготовке и реализации Проекта со стороны бизнеса выступает специально созданная корпорация ОАО «Урал Промышленный – Урал Полярный», участниками которой стали Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ и Тюменская область. В целях определения стратегии развития Корпорации и проекта создан Попечительский совет, состоящий из полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО, Губернаторов ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области.

В настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа активно проводятся региональные и поисковые работы. Для увеличения объемов геологоразведочных работ необходимо дополнительное финансирование в рамках федеральных целевых программ геологического изучения недр, а также привлечение частных инвестиций.

В перспективе минерально-сырьевая база Полярного Урала позволит создать новый горнорудный центр России, способный обеспечить потребности отечественной промышленности на долгосрочный период. Однако достижение планируемых уровней добычи полезных ископаемых возможно лишь при условии опережающего формирования транспортной инфраструктуры. Создание транспортного коридора установит кратчайший путь от Среднего Урала с его развитой промышленностью до Севера Западной Сибири с его уникальными запасами углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.

На достижение этой цели и направлен мегапроект «Урал Промышленный – Урал Полярный», реализация которого позволит проводить масштабные геологоразведочные работы; ускорить ввод добывающих промыслов и обогатительных производств; сформировать оптимальный маршрут доставки сырья от объектов добычи до потребителей. При этом значительно повыситься уровень рентабельности месторождений района, что сделает их более привлекательными для потенциальных инвесторов, в числе которых: Магнитогорский металлургический комбинат, Уральская горно-металлургическая компания, Челябинский электрометаллургический комбинат, Покровский рудник, Серовский завод ферросплавов и другие. Реализация данного мегапроекта предусматривается на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ и крупных инвестиций частного бизнеса.

Реализация комплексного Проекта такого масштаба возможна только при совместном участии государства и бизнес-структур с привлечением значительных (сотни миллиардов рублей) финансовых ресурсов на длительные сроки, определяемые традиционно небыстрой окупаемостью входящих в него отдельных проектов горнопромышленного комплекса и создания инфраструктуры. Корпорация «Урал Промышленный – Урал Полярный» аккумулирует средства частных инвесторов на реализацию Проекта путем заключения соответствующих соглашений и учреждения дочерних предприятий. Партнерами Корпорации по осуществлению Проекта со стороны частного бизнеса подтвердили намерение стать: ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «РАО ЕЭС», «Ямальская железнодорожная компания», «Новатек», «ТНК - ВР»,  «Лукойл» и ряд других компаний.

Инвестиционный проект не может быть реализован без государственной поддержки, т.к. основные финансовые показатели ключевых элементов инфраструктуры, железнодорожных магистралей Обская-Полуночное и Надым-Салехард, рассчитанные без учета средств государственной поддержки, показывают неэффективность этих объектов для потенциальных инвесторов. В свою очередь, отказ от строительства этих объектов приводит к физической неосуществимости всех остальных проектов по освоению минерально-сырьевой базы Урала.

Государственная поддержка заключается в софинансировании на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации.

Система стратегических целей Проекта включает в себя:

● радикальное улучшение сырьевой базы Урала промышленного по таким позициям, как железная руда, уголь, хромиты, марганцевые руды, медные руды и ряду других, что повысит конкурентоспособность и снизит риски импортозависимости прежде всего металлургической промышленности, а на этой основе машиностроительного, транспортного, строительного, нефтегазового и других комплексов, составляющих становой хребет экономики страны;

● освоение геостратегически исключительно важной территории на стыке Европы и Азии, обладающей значительными запасами дефицитных для России полезных ископаемых и других природных ресурсов;

● ускорение и снижение рисков развития региональных экономик за счет масштабной диверсификации;

● повышение уровня и качества жизни населения;

● совершенствование транспортной инфраструктуры Урала, Сибири и северных территорий с созданием новых магистральных коридоров и замкнутых кольцевых структур, повышающих эффективность функционирования опорной сети Российской Федерации в целом;

● развитие инфраструктуры и создание новых генерирующих мощностей электроэнергетики;

● повышение эффективности освоения новых месторождений и транспортировки потребителям, в том числе на экспорт, продукции ТЭК Севера и шельфовой зоны Урало-Сибирского мегарегиона.

Проект включает в себя строительство (разработку) следующих объектов, которые можно сгруппировать в три основных блока:

◊ Транспортный блок

- Железная дорога от ст. Полуночное до ст. Обская;

-   Железная дорога от ст. Обская до ст. Бованенково;

-   Железная дорога от ст. Обская через ст. Салехард до ст. Надым;

- Автомобильная дорога Агириш-Салехард.

◊ Энергетический блок

- 4 электростанции (3 ГРЭС и 1 ПГЭС);

- высоковольтные линии (ЛЭП), подстанции, а также распределительные сети.

◊ Минерально-сырьевой блок

-   Месторождения угля;

-   Месторождения руд черных металлов;

-   Месторождения цветных металлов;

-   Месторождения нерудных полезных, ископаемых.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики России в области развития энергетики, транспорта и минерально-сырьевой базы и может принести существенные социально-экономические выгоды, как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Реализация Проекта предусматривает:

- создание транспортной инфраструктуры, ядром которой станет железнодорожная магистраль по восточному склону Урала;

- доразведку и промышленное освоение месторождений полезных ископаемых и природных ресурсов Приполярного и Полярного Урала;

- создание энергетической инфраструктуры, обеспечивающей необходимое развитие территории, а также использование осваиваемых энергетических ресурсов для ликвидации энергодефицита соседних регионов;

- создание оптимальной системы расселения, социальной и инженерной инфраструктуры, строительство вахтовых и стационарных поселений.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle