Библиографическое описание:

Казакова О. А., Фрик Т. Б. Жанр портретного очерка в современном медиадискурсе: к постановке проблемы // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 218-220.

Современная научная парадигма в языкознании имеет функциональный характер, в центре исследований находится речевая деятельность человека во всем ее многообразии. Становление в лингвистике антропоцентрической парадигмы послужило причиной усиления исследовательского интереса к функционированию языковых форм в речи: объектами коммуникативной лингвистики становятся высказывание как функциональная единица речевого общения и речевые жанры как типы высказываний. Общий процесс гуманизации происходит во всех областях человеческого знания, границы между дисциплинами размываются, появляются смежные дисциплины и междисциплинарные понятия. Одним из таких понятий является понятие дискурса, в широком смысле понимаемого как устойчивая, социально и культурно определенная традиция человеческого общения [9], как всё, что людьми говорится и пишется [6]. Для изучения, описания того или иного дискурса важны такие его конститутивные признаки, как участники, условия, организация, способы и материал общения, сфера общения, цели, стратегии, канал, режим, тональность, стиль и жанр общения [3].

Проблема жанров общения (речевых жанров) в последние десятилетия активно разрабатывается в языкознании. Обозначенная М.М. Бахтиным [1] в 1950-х гг. и поднятая Т.В. Шмелевой [12] в 1990-х гг., она становится всё более актуальной, получает осмысление с различных позиций. Речевой жанр как инструмент лингвистического анализа позволяет избежать линейного взгляда на текст, дает возможность адекватной интерпретации коммуникации, позволяет найти единую плоскость для систематического изучения речи. Реализуя на практике идею Т.В. Шмелевой о создании энциклопедии речевых жанров, в рамках диссертационных исследований лингвисты уже осуществили монографические описания многих жанров: благодарность (А.Г. Бердникова), отказ (О.В. Бычихина), осуждение и обвинение (Т.В. Дубровская), похвала и порицание (И.Г. Дьячкова), обвинение и оправдание (Е.В. Лаврентьева), мемуары (Н.А. Орлова), инструкция (Л.В. Рехтин), брачное объявление (О.С. Рогалева), семейная беседа (Я.Т. Рытникова), шутка (Ю.В. Щурина), просьба, приказ, предложение, убеждение, уговоры (Г.М. Ярмаркина), жанры диалектной речи [2] и т. д.

Начав в 1990-е гг. активно изучать разговорную речь, в настоящее время жанроведы всё больше обращают внимание на тексты книжной речи, в том числе предметом жанроведческого исследования становится язык газеты (И.В. Силантьев [9], И.Ю. Мясников [7], М.А. Сидорова [8] и др.).

При изучении публицистического дискурса для современной филологической науки принципиально важной является тенденция рассмотрения публицистических жанров, крупных жанровых форм как «книги жизни» – «формы времени». На острие исследовательского интереса публицистическая картина мира, с одной стороны, отражающая действительность и воплощение ее в различных языковых формах, с другой – генерирующая определенный образ современности, определяющая направление ее восприятия. В этом смысле важное место в исследовании современной публицистической картины мира занимает изучение личностно-ориентированных жанров, проецирующих определенный поведенческий текст успешной личности, героя времени. Средства массовой информации в начале XXI в. переживают всплеск интереса к человеку: популярно большое количество передач, ставящих в центр отдельного человека как активную личность в современном обществе; в газетах и журналах публикуются портретные очерки, существуют целые издания региональной и центральной печати, публикации в которых полностью посвящены отдельным личностям.

С учетом всего вышесказанного представляется возможным и необходимым разноаспектное изучение жанра портретного очерка в современном медиадискурсе. Портретный очерк представляет собой публицистический жанр, предметом которого является личность. Цель портретного очерка заключается в том, чтобы дать читателям определенное представление о герое текста, показать, каким ценностям служит этот герой, в чем он видит смысл своего существования [10]. Объектами отображения в портретном очерке выступают социальные отношения человека с его непосредственным окружением и/или внутренние психологические процессы, происходящие в жизни личности [4].

Целью данного исследования является целостное, разноаспектное лингвистическое описание жанра «портретный очерк» в современном медиадискурсе (как этап создания энциклопедии речевых жанров), а также реконструкция концепта «человек – герой времени» в медиадискурсе, выявление образа успешной личности, формируемого современной публицистикой.

Исследование осуществляется в русле актуальной тенденции взаимодействия научных парадигм в современной филологии: методологическую основу составляет интегративный лингво-литературоведческий подход к явлениям языка. В качестве центрального критерия параметризации и анализа дискурса рассматривается речевой жанр, под которым понимается особая модель высказывания, имеющая набор конкретных способов речевого воплощения, формирующаяся комплексом жанрообразующих признаков [13].

В жанроведческих работах речевые жанры рассматриваются в различных аспектах: общефилологическом (М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева), дискурсивном (И.Н. Борисова, М.Л. Макаров), стилистическом (М.Н. Кожина, Т.В. Матвеева, В.А. Салимовский), психолингвистическом (К.Ф. Седов), лингвокультурологическом (А. Вежбицкая, В.И. Карасик), риторическом (Я.Т. Рытникова, О.Б. Сиротинина, Г.М. Ярмаркина), социопрагматическом (В.В. Дементьев, К.А. Долинин, К.Ф. Седов), коммуникативно-деятельностном (В.Е. Гольдин, О.Н. Дубровская), семантико-прагматическом (О.В. Бычихина, Н.В. Орлова), когнитивном (А.Н. Баранов, А.Г. Бердникова, Г.Г. Слышкин) и др. В последние годы всё больше заявляет о себе так называемая когнитивная генристика, объединяющая функциональный подход к языку, представленный в теории речевых жанров, и когнитивный подход, реализуемый в лингвокультурологии и в теории концептов.

В целом исходя из общефилологического подхода к изучению речевых жанров, авторы данной работы опираются на следующие методологические предпосылки:

1) разработки дискурсивного, коммуникативно-деятельностного и когнитивного подходов;

2) методы теории текста, коммуникативной лингвистики;

3) с целью реконструкции жанра «портретный очерк» представляется возможной опора на приемы структурального анализа, на формалистские подходы, социокультурный подход;

4) спецификой материала обусловлено использование в работе достижений теории моделирования периодических изданий;

5) реконструкция концепта «человек – герой времени», формируемого современным медиадискурсом, возможна с привлечением методов и подходов литературоведения. Методологически важным здесь представляется семиотический подход к анализу материала.

Одной из центральных категорий исследования становится категория поведенческого текста [5]. Под поведенческим текстом понимается цепь осмысленных поступков, заключенная между намерением и результатом. Представление о поведенческом тексте связано с анализом специфических форм исторического и социального поведения человека, эпохальных и социальных типов реакций, представлений об успешных и неуспешных, правильных и неправильных поступках, характере ценностей. При этом принципиально важен характер отражения поступков индивида в общественном сознании, т. е. для общества существуют только те поступки индивида, которым в данном культурном контексте придается определенное культурное значение. Общество в процессе осмысления поведения отдельной личности в соответствии со своими социальными кодами типизирует его, одновременно вбирая в себя сформированную модель поведения, и таким образом поведение становится неким «типом», отличающимся особым характером действий, речи, реакций. Данный подход позволяет рассматривать жанр портретного очерка, функционирующий в современном медиадискурсе, как генератор программы реального будущего поведения адресата.

В качестве материала исследования рассматриваются тексты портретных очерков, опубликованные в центральных изданиях и в популярных периодических изданиях регионального уровня; аудио-, видеозаписи телепередач и документальных фильмов, посвященных отдельным личностям.

Диахроническим аспектом исследования жанра портретного очерка в современном медиадискурсе становится анализ материалов журналистики первой трети XIX века – периода, в который зародилась форма профессионального, «толстого» журнала, вобравшего широкий спектр авторских позиций и читательских ожиданий. Журнальная литература данного периода представляла собой живой голос эпохи и имела влияние на читательскую аудиторию, сопоставимое с влиянием современного медиадискурса на своего реципиента. Функционируя на переломе культурной и исторической парадигмы (как и в настоящее время), журналы генерировали и по-своему «лоббировали» различные варианты образа героической личности.

Так, образ героя времени последовательно и многосторонне разрабатывался в пушкинском журнале «Современник»: доминантными характеристиками героя времени стали честь, толерантность, способность к самостоянию, особый историзм [11]. Формируя обобщенный образ «со-временника» – героя времени, авторы и редакторы журнала особым образом пытались программировать поведение своих современников. Следует подчеркнуть, что изучение концепта «человек – герой времени» в медиадискурсе XXI в. в сопоставлении с образом героя времени в журналистике начала XIX в. представляет особый интерес для гуманитарных исследований в целом и позволяет более емко раскрыть лингвистическую составляющую изучаемой проблемы в частности.

Таким образом, исследование жанра портретного очерка в современном медиадискурсе представляется чрезвычайно перспективным, имеющим серьезную теоретическую значимость и широкие возможности практического применения. Результаты исследования внесут вклад в решение теоретических проблем современного жанроведения, в разноаспектное изучение жанровой палитры современного медиадискурса, позволят составить портрет «героя нашего времени», а также будут иметь практическое значение для лингводидактики: представляется интересным рассмотрение публицистического портретного очерка как дидактического материала в обучении иностранному и родному языкам, позволяющего реализовать как практические, так и воспитательные и образовательные цели обучения.

Литература:

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – С. 249–299.
  2. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте: монография. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 200 с.
  3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: Гнозис, 2004. – 389 с.
  4. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 335 с.

5.      Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Литературное наследие декабристов: Сб. под ред. В.Г. Базанова и В.Э. Вацуро. – Л.: Наука, 1975. – С. 25–74.

  1. Макаров М.Л. Анализ дискурса в малой группе: учеб. пособие. – Тверь, 1995. – 82 с.
  2. Мясников И.Ю. Жанры речи в дискурсе периодического издания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра: Автореф. … канд. филол. наук. – Томск, 2005. – 22 с.
  3. Сидорова М.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека»: Дис. … канд. филол. наук. – Омск, 2005. – 238 с.
  4. Силантьев И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий. – Новосибирск, 2004. – 188 с.
  5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. [Электронный ресурс] / URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 28.10.2010).
  6. Фрик Т.Б. «Современник» А.С. Пушкина как единый текст: монография. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 192 с.
  7. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. – № 2. – С. 20–32.
  8. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. – Вып. 1. – С. 88–99.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle