Библиографическое описание:

Бекаревич Т. И. Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 102-107.

Работая со студентами педагогического ВУЗа, необходимо знакомство студентов с новой нормативно-правовой базой. Недопустимо выпускать студентов в самостоятельную жизнь без знаний о новых требованиях к педагогу.

Реформирование современной системы образования стано­вится сегодня одной из важнейших социально-экономических и социально-культурных задач общества.

В послании к Федеральному Собранию (05.11.2008 года) Президент России Д.А.Медведев представил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая была утверждена в январе 2010 года, как основа стратегической политики в сфере образования. Основная цель данной программы – «создание школы, способной раскрыть личностный по­тенциал ребенка, воспитать интерес к учебе и знаниям, форми­ровать стремление к здоровому образу жизни, готовить ребят к будущей профессиональной деятельности». В этой программе определены 5 основных направлений, одно из которых – «со­вершенствование педагогического корпуса». За последнее время в этой связи был принят ряд нормативно-правовых докумен­тов.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 года за № 593 были определены квалификационные характеристики должностей работников образования.

Учитель

 Должностные обязанности.

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с уче­том их психолого-физиологических особенностей и специ­фики преподаваемого предмета, способствует формирова­нию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обуче­ния, в том числе по индивидуальным учебным планам, уско­ренным курсам в рамках федеральных государственных об­разовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает програм­мы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опи­раясь на достижения в области педагогической и психологи­ческой наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в со­ответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и под­держивая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, орга­низует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цен­зов). Оценивает эффективность и результаты обучения обуча­ющихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой де­ятельности, познавательного интереса обучающихся, исполь­зуя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакто­ры и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дис­циплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном про­цессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе элек­тронного журнала и дневников обучающихся). Вносит пред­ложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности пе­дагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющи­ми). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопас­ности.

Должен знать: приоритетные направления развития обра­зовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образова­тельную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организа­ционно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику препода­вания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; норматив­ные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифферен-цированного обуче­ния, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возрас­та, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных си­туаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; осно­вы работы с текстовыми редакторами, электронными табли­цами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и по­жарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее про­фессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образова­ние, подготовка по направлению деятельности в образова­тельном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Приказом МО РФ от 24 марта 2010 года за № 209 внесены также изменения в порядок аттестации педагогических ра­ботников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений.

Порядок аттестации педагогических работников, с целью под­тверждения соответствия занимаемой должности.

Аттестация с целью подтверждения соответствия педагоги­ческих работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имею­щих квалификационных категорий (первой или высшей).

Аттестации не подлежат:

- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных работников возможна не ранее, чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее – представление).

Представление  должно  содержать  мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квали­фикации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыду­щих аттестаций. С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с момента предыдущей аттестации.

Информация о дате, месте и времени проведения аттеста­ции письменно доводится работодателем до сведения педаго­гических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала.

Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической де­ятельности по занимаемой должности.

7.         По результатам аттестации педагогического работника, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, аттестационная комиссия принимает одно из следующих ре­шений:

- соответствует   занимаемой  должности   (указывается должность работника);

- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

8.         В случае признания педагогического работника по ре­зультатам аттестации несоответствующим занимаемой долж­ности вследствие недостаточной квалификации трудовой до­говор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом
3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Увольнение по данному основанию допускается, если невоз­можно перевести педагогического работника с его письменно­го согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалифи­кации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может вы­полнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Тру­дового кодекса Российской Федерации3).

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъяв­ляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работни­ка. Заявление педагогического работника о проведении атте­стации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

Сроки проведения аттестации для каждого педагогиче­ского работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установ­ленных квалификационных категорий.

Продолжительность аттестации для каждого педагогиче­ского работника с начала ее проведения и до принятия реше­ния аттестационной комиссии не должна превышать двух ме­сяцев.

Установленная на основании аттестации квалификаци­онная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.

Педагогические работники могут обратиться в аттестаци­онную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требова­ниям, предъявляемым к высшей квалификационной категории
не ранее, чем через 2 года после установления первой квалифи­кационной категории.

Первая квалификационная категория может быть установ­лена педагогическим работникам, которые:

- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспита­ния;

- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели ди­намики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

7.         Высшая квалификационная категория может быть установ­лена педагогическим работникам, которые:

- имеют установленную первую квалификационную кате­горию;

- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели ди­намики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образователь­ных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

8.         По результатам аттестации аттестационная комиссия при­нимает одно из следующих решений:

            - уровень квалификации (указывается должность) соответ­ствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квали­фикационной категории;

- уровень квалификации  (указывается должность)  не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (выс­шей) квалификационной категории.

9.         При принятии решения аттестационной комиссии о несоот­ветствии  уровня  квалификации  педагогического  работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная ка­тегория до завершения срока ее действия.

10.       Квалификационные категории сохраняются при пере­ходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

Каждая категория педагогических работников имеет свою профессиональную специфику, которую необходимо учиты­вать. Мы представляем один из возможных вариантов оценки профессиональной компетенции учителя иностранного язы­ка, предложенного Китайгородской Г.А. несколько лет назад, в рамках проведения регионального этапа Всероссийского кон­курса «Учитель года».

Было перечислено 6 критериев и объяснено содержание этих критериев.

1. Методическая компетентность:

- отбор и организация учебного материала;

- адекватность методических приемов и средств обучения целям урока и возрастным особенностям учащихся;

- логичность и вариативность видов учебной деятельности и смены учебных заданий;

- авторские находки, наиболее эффективные приемы, импровизация;

- реализация поставленных целей.

           2. Психолого-педагогическая компетентность:

- организация учебной деятельности учащихся (индивидуально, в парах, в группах);

- управление взаимодействием учителя;

- обеспечение мотивации учебных действий учащихся за счет творческого характера заданий;

- обеспечение активности (включенности) всех учащихся в УП в течение всего урока;

- использование разнообразных форм работы.

3.Социально- педагогическая компетентность:

- открытость позиции Учителя;

- умение выстраивать равнопартнерские отношения с учащимися;

 - умение слушать и слышать;

- умение адекватно реагировать на высказывания учащихся;

- умение использовать толерантный стиль общения.

4. Лингво - социокультурная компетентность:

- свободное и грамотное владение иностранным и родным языком;

- интеллектуальный и культурный уровень;

- социокультурная компетентность.

5. Педагогическая компетентность:

- педагогический артистизм (тембр голоса, пластика, жесты, мимика, степень воздействия на учащегося);

- образ преподавателя (внешность, одежда, манера держаться, индивидуальность стиля;

- эрудиция.

6. Профессиональная рефлексия:

- умение методически грамотно анализировать свой урок и уроки коллег;

- адекватность профессиональной самооценки;

- владение психолого-педагогической и методической терминологией.

Какие советы и рекомендации можно дать учителю ино­странного языка сегодня, чтобы он был готов к реализации новых целей и задач, поставленных в программе «Новая шко­ла» и образовательных стандартах II поколения, к переходу на новую оплату труда и новую форму аттестации педагогических кадров?

Учитель сегодня должен быть готов к:

- внимательному изучению основных положений норма­тивно-правовых документов и творческой их реализации на практике;

- активному участию в экспериментальной и инноваци­онной деятельности по предмету, в творческих мероприятиях (семинарах, конференциях, конкурсах и т.д.) с коллегами как внутри своего ГОУ СОШ, округа, города.

- изучению инновационного опыта коллег и трансляции своего опыта;

- освоению новых технологий (ИКТ, коммуникативно-ког­нитивных и т.д.);

- принятию новых функциональных ролей (Учитель-иссле­дователь, Учитель-экспериментатор, Учитель-наставник, Учи­тель-разработчик и т.д.);

- соблюдению единых функциональных требований и лич­ной дисциплины.

Полезные адреса.

Lwww.onestopenglish.com— готовые уроки, разработанные на основе публикаций в газете The Guardian Weekly. [с.53-55]

2. www.monster.co.uk — этот сайт будет полезен школьникам для создания своих резюме и портфолио.

3. www.macmillanenglish.com — на этом сайте можно найти электронные уроки ко многим УМК.

4. www.grenzenlos-life.de — можно бесплатно заказать одну из учебных программ для первой ступени обучения.

5. www.zzzebra.de — здесь школьники могут найти множе­ство идей по проведению школьных праздников.

6.www.kindernetz.de — на этом сайте у учащихся, изучаю­щих немецкий язык, есть возможность реального общения со своими зарубежными сверстниками.

7. www.bavaria97.de — на этом сайте можно познакомиться со «смайликами».

8. На сайте www.rossipotti.de можно найти друзей по перепи­ске (Brieffreunde).

9. На сайтах www.hiniausland.de и www.jolinchen.de — пред­ставлены серии комиксов.

10.На сайте www.gs-katzenelnbogen.bildung-rp.de — можно найти страноведческую информацию о Германии, а на сайтах www.europschool.net, www.wasistwas.de, www.users.skynet.be/bd/ pe/de — школьники найдут всевозможные страноведческие за­дания.

11.На сайте www.europschool.net можно найти игры, предна­значенные детям разного возраста, игровые викторины можно найти на сайтах www.gs-katzenelbogen.bildungrp.de, www.kinder-buchforum.de.

12.На сайтах www.jolinchen.de, www.bavaria97.net/kinder.htm можно заполнить анкету, найти интересного друга и начать электронную переписку.

13.Сайт www.deutsch-lerner.com предлагает грамматические упражнения и тесты разной степени сложности. Компьютер информирует ученика о качестве выполнения упражнения.

14.Сайт www.bell-labs.com/project/tts/index.html позволя­ет услышать звучание любой фразы на иностранном языке(-английском, немецком, французском, итальянском, испан­ском).

15. Media Links (www.mediainfo.com/emedia/) предлагает ссылки ко множеству газетных изданий. Возможно общение читателя с издательством, высказывания своего мнения отно­сительно прочитанного, беседа с автором статьи.

16. ВВС World Service (www.bbc.co.uk/worldservice) предо­ставляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости на многих языках в режиме Learning English (выбира­ется подходящий уровень владения языком).

17. CNN World News (http://cnn.com/world) предоставляет информацию на разных языках, возможно аудио или видео со­провождение, интеракция читателей с редакцией.

18. The New York Times предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.

19. На сайте The young voices of the world (www.fiikui-med. ac.ip/kuzuryu/) — желающие могут опубликовать свои работы.

20. Для установления переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения проблем, ве­дения дискуссии между целыми классами можно обратиться к лист-серверу для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom  Connections www.iesbell-labs.com/project/tts/index. html, www.stolaf.edu/network/iecc/).

21.На сайте E-Mail Project Home Page (www.otan.dni.us/we-bfarm/emailproject/email.htm) предлагаются к исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть, здоровье и многие другие.

22. Project Icons (jws3fjjiumail.umd.edu, mailto:jw53@umail. umd.edu) напоминает по своей структуре ООН. Учащиеся из разных стран образуют группы и представляют выбранную страну по заданной теме (проблеме).

23. Сайт SchMOOze University представляет возможность изучать язык непосредственно в общении, обмениваться опы­том и идеями.

24. Сайт «Виртуальная реальность» (www.flash.net/-cssmithl/ vr.htm) — это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов о культуре страны изучаемого языка.

25.  Сайт City Net (www.city.net/) дает возможность путеше­ствия по разным странам. Здесь можно найти все о выбранной стране. City Net — превосходный навигатор. Учащиеся могут путешествовать в качестве туристов и гидов.

26. Сайт Metro Link (Метро www.subwaynavigator.com) по­зволит совершить путешествие по крупным городам мира на метро.

27. Сайт America's homepage (www.infos-pace.com/info.USA/) даст возможность попутешествовать по штатам и городам, по­знакомиться с историей, культурой, образом жизни американ­цев.

28. На сайте www.chat.ru/englishlanguage/diction.htm можно найти информацию об электронных словарях.

29. Интернет-поддержка учебников и дополнительных ма­териалов на сайте www.titul.ru и на интернет-портале www.eng-lishteachers.ru.

30. Один из лучших интернет-ресурсов для преподавателей английского языка является сайт www.onestopenglish.com, а также www.onestopclil.com

31. Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений опубликован на сай­те Министерства образования и науки РФ www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d05/m4-1 .html.

 

Литература:

1.      Вестник образования МО РФ № 4, 2010.

2.      Вестник образования МО РФ № 5, 2010.

3.      Вестник образования МО РФ № 10,2010.

4.      Вестник образования МО РФ № 11,2010.

5.      Сайт: http:/www.vestnik.edu.ru.

6.      Китайгородская Г.А., Учитель года 2008. - М.: Школьная книга, 2008.

7.      Бекаревич Т.И.  Научный журнал «Образование и саморазвитие» №6(16) 2009.

Похожие статьи

Возможности мнемотехники в развитии самообразовательной компетенции будущего учителя иностранного языка

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Дидактические особенности мультимедийного обучающего комплекса как основы для формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции студентов-экономистов в рамках специализированного курса иностранного языка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности мнемотехники в развитии самообразовательной компетенции будущего учителя иностранного языка

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей)

Дидактические особенности мультимедийного обучающего комплекса как основы для формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции студентов-экономистов в рамках специализированного курса иностранного языка