Библиографическое описание:

Поляков Р. Е. К вопросу об основах философии права // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 190-193.

Противоречия и сложности современного мира все отчетливее проявляют необходимость поиска путей наиболее эффективного использования совокупного потенциала человечества, что предполагает осознание и утверждение общечеловеческих ценностей. Эта проблема непосредственно затрагивает вопрос о правах человека.[1, с. 28.]

В основу написании данной статьи легла проблема различения и соотношения права и закона, права по человеческому установлению и права по природе, права естественного и волеустановленного, закона и справедливости, философского права и позитивного права и так далее. Каждый исследователь, со времен Античности до наших дней, рано или поздно сталкивался с данным вопросом.

Юристами право понимается как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством. Философа такая позиция не может устроить, так как вне внимания юристов остается важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным.

Основным вопросом философии права является вопрос: что есть право? Какие сущностные формы, принципиальные структуры, основные законы бытия называют правом?

Философское постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное).

Естественное право представляет собой сумму требований, в своей исходной основе рожденных без какого-либо людского участия естественным ходом вещей, самой  «природой», натуральной жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности.

С помощью естественно-правового подхода рассмотрение юридических проблем связывается с основными человеческими ценностями: правом на жизнь, свободой, независимым статусом человека и др. Одновременно он ориентируется на живую и развивающуюся действительность, в том числе и с точки зрения норм и требований, касающихся взаимоотношений с природой.

Некоторые элементарные требования жизнедеятельности, такие, как императивы «первенства», «старшинства», «очередности», действительно довольно прочно утвердились в реальной человеческой жизни как бесспорные, безусловные. Отсюда вытекают  последствия, имеющие важное значение для позитивного права, понимания его особенностей, а также качеств существенных для его развития.

Позитивное право представляет собой реальный, существующий в законах и иных документах, фактически осязаемый, и потому «позитивный», нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и недозволенное поведение и выносятся государственными учреждениями императивно-властные, юридически обязательные решения.

Если неотъемлемым свойством естественного права является его вечность, то позитивное право складывается при переходе человечества к цивилизации, когда возникают основы для свободы отдельного человека - обособление отдельного индивида и возникновение частной собственности. Выражение права в письменном виде играет решающую роль в его формировании. Позитивное право по своей  природе представляет писаное право.

Философия права представляет собой самостоятельную дисциплину, которая имеет длинную и богатую историю. Возникшая в «осевое время», философия права прошла в своем развитии длинный и сложный исторический путь; на ней отразились все те социальные потрясения, через которые прошла мировая цивилизация.

Первые философско-правовые представления основывались на мифах о «золотом веке», когда боги жили среди людей, создали для них правила общей жизни и сами вершили суд. Каждая из цивилизаций древнего мира создавала свою версию мифов, однако все они подразумевали непосредственное вмешательство богов как реальных лиц в жизни людей.

По мере развития человечества, с образованием первых государств, происходит постепенный отход от мифологии, на смену которой приходит идеациональная (божественная) версия. Согласно ей, Боги уже наделены сверхъестественной силой, а их роль исчерпывается установлением порядков, традиций, обычаев и законов.

В более узком смысле о естественном праве можно говорить, только начиная с противопоставления природы как “естественного” “искусственному”. Такое разделение обычно возводят к софистам, придерживавшемся мнения о существование справедливого по природе и справедливого по закону. Причем справедливое по закону это то, что соответствует разуму.

Развитые концепции естественного права создали Платон и Аристотель.

Платон приложил много усилий, чтобы вписать «подлинные» принципы регуляции человеческой жизни в общий строй бытия, исходя из иерархии способностей души. Высшим потенциям души соответствуют высшие вечные законы, которые поддаются априорной дедукции, и «справедливость» оказывается принципом распределения прав и обязанностей в совершенном государстве. Естественное право выступает у него и в качестве критерия для критики существующих порядков и установлений, и как программа социального преобразования.

Аристотель в толковании естественного права ориентирован на то, что признается справедливым и несправедливым всеми народами. Он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право. Аристотель считал, что естественное право должно служить образцом для условного права, которое более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Такая идея главенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Наибольшее развитие в античности естественное право получило у стоиков. По их мнению, природа управляется внутренним разумным законом. Нарушив этот закон, человек тем самым станет отрицать свою собственную природу. Они первыми попытались последовательно развить такой универсализм, осмысливая ситуацию, при которой очевидная непрочность всех традиционных полисных установлений, отсутствие нерушимых гарантий личного статуса не приводили бы к распаду социальности. В самой общей форме это сводится к тому, что каждый должен делать для другого то, что он желает для себя, и не делать того, чего он для себя не желает. В таком виде естественное право отождествляется с христианским Законом и Евангелием. Причем указывается, что божественные законы неизменны и остаются таковыми естественным образом, а человеческие законы различаются между собой, “ибо каждому народу угодны свои”, и поддерживаются благодаря обычаям.

Фома Аквинский дополняет эту схему еще одной ступенью. Он понимает естественный закон как рациональную норму, т.е. ту часть божественного порядка, которая присутствует в разуме человека.

Выступая в качестве нравственных регуляторов поведения людей, гуманистические идеи христианства оказали сильное влияние на все последующее развитие Старого Света. Однако воплощения в реальных государственно-правовых формах они не нашли. В эпоху феодализма идея равенства естественных прав всех людей от рождения была отвергнута. Сами же права трактовались как привилегии, дарованные подданным монархом. Каждое из сословий имело специфические права, которые сокращались по мере снижения по лестнице общественной иерархии.

Философско-правовая мысль эпохи Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права.

Существенный вклад в теорию права внес Лоренцо Валла (1405 или 1407-1457 гг.). Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Валла призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, полезным и вредным.

Французскому юристу и публицисту Жану Боден (1530-1596 гг.) принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В этом случае такая власть может обеспечить единое право. Носителем суверенитета является монарх или народ (в демократической республике).

Новый класс, пришедший к власти в эпоху буржуазных революций, требовал новой системы права и его нового философского обоснования.

Главным предметом правовых учений этого периода была разработка естественного права. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII-XVIII вв. Родоначальником ее был голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645 гг.). Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое.

Дальнейшее развитие философия права получила в творчестве английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) утверждавшего, что одни люди по природе - рабы, а другие - господа, и равны лишь перед Богом. В таком обществе отсутствуют понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть - это состояние мира.

Концепцию общественного договора и естественного права разрабатывал, и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). Спиноза утверждал, что человек – природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой - обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. Для того чтобы достичь этого согласования, люди договариваются об учреждении государства. Государственное право не должно ограничивать естественные права человека, оно обязано учитывать мнения большинства и строго выполнять свои же законы.

Значительный вклад в развитие философско-правовых взглядов внес Джон Локк (1632-1704 гг.), который по праву считается творцом политической доктрины либерализма. Закон, по его мнению - это предписание не только для граждан, но и для власти, т.е. для всех субъектов общества. Закон должен гарантировать свободу и распространяться на всех. Свободу Локк понимал как независимость от воли другого человека и одновременно наличие для всех общих и постоянных правил поведения.

Наиболее широкое распространение просветительская идеология получила во Франции в XVIII в. Согласно теории Шарля Луи Монтескье (1689-1755 гг.). Угроза войны заставляет людей в дополнение к естественным законам создавать «человеческие законы». Этот процесс законотворчества зависит от многих факторов, но прежде всего от нравов, обычаев, религиозных верований, численности населения и природных условий - климата, почвы, полезных ископаемых и пр. Духом любого закона, полагал Монтескье, должно быть право, только такие законы формируют свободу.

В основе философии права Клода Адриана Гельвеция (1715-1771 гг.) лежат социально-этические и политико-правовые проблемы. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равенство как равенство всех перед законом. Даже временное ущемление личного интереса во имя общественного Гельвеций считал неправомерным.

В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII - середины XIX вв. особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали большое влияние на философскую мысль в целом и на философско-правовую в частности.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804 гг.). Основой правовой философии Канта является его учение о человеке. Согласно ему история имеет своей задачей полное развитие человеческих способностей.

Природа выдвинула в качестве основного средства исторического развития антагонизмы между людьми. Преодолеть зло можно только путем построения цивилизованного гражданского общества, где право наделяет каждого такой мерой свободы, что она могла бы успешно сочетаться со свободой других. Высший нравственный закон Кант именует категорическим императивом. Под ним он понимает требование, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нем не средство достижения своих целей, но только самостоятельную абсолютную самоценность. Готовность человека поступать в соответствии с ведением категорического императива Кант называет нравственностью. Право же по своей сути публично и является средством внешнего принуждения. Нормы права содержат в себе тот минимум нравственности, без которого общество не может нормально существовать.

Вершина классической немецкой философии - Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Основное в учении Гегеля - это бытие Абсолютной идеи, которая является одновременно и Разумом, и Духом.

Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени: абстрактное право (тезис); мораль (антитезис); социальную этику, нравственность (синтез).

Абстрактное право - это право свободной, правоспособной личности. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Мораль является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло.

Социальная этика (нравственность) в свою очередь, развертывается в триаде:  семья;  гражданское общество; государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей.

Всю сферу права Гегель рассматривает сквозь призму свободы: право - это свобода, произвол – это «смешение свободы и несвободы», а закон - это разум и свобода. Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли.

Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к XVIII веку.

В русской философии права преобладают стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочетается с признанием роли опыта, как чувственного, так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия. В ней большое значение имеет интеллектуальная интуиция, нравственный, социально-правовой опыт личности, а также религиозный опыт народа, устанавливающий связь человека с Богом.

В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Б. Н. Чичерин (1829-1904 гг.) находился под заметным влиянием идей Гегеля и Канта. Основной вопрос его теории заключается в отношении закона к свободе. Оно может быть двояким - принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон). Нравственность, по его мнению,  служит иногда восполнением права и там, где юридический закон оказывается недостаточным, нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению, например, при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы.

Право, по мнению Чичерина, – это внешняя свобода человека, определяемая общим законом. Положительное право развивается под влиянием теоретических норм, не имеющих принудительного значения, но служащих руководящим началом для законодателей и юристов. Естественное право представляет собой систему общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и обязанных служить руководством и мерой для положительного законодательства. Оно и составляет содержание философии права. Таким образом, Чичерин понимает философию права, как философию естественного права.

Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева (1866-1924) пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. В его трактовке естественное право выступает по отношению к действующему позитивному праву в качестве реформаторского нравственного идеала для совершенствования законодательства.  Кризис современного правосознания, по его мнению, можно преодолеть только с помощью таких идеальных построений.

Н.А.Бердяева (1874-1948) является одним из крупных русских религиозных философов ХХ века. В центре его творчества также стояла проблема свободы.

В трактовке Бердяева неотчуждаемые права человека выступают как форма существования и выражения личной свободы в земном мире. При этом под правом в философии Бердяева подразумеваются лишь духовные неотчуждаемые права человека, также называемые «идеальные права».

Соотношение права и закона в трактовке Бердяева соответствует логике соотношения свободы личности и государства и предстает как соотношение «идеального права» и принудительного закона. В рамках философских воззрений Бердяева возможность правового закона исключена, так как право и закон - непримиримые противоположности. Тем более что Бердяев в своих учениях отвергает  понимание правового смысла равенства и  его связи со справедливостью и свободой.

Каждая развитая концепция философии права представляет собою определенную совокупность теоретических знаний о праве, как сущности и явлении, являющую собой взаимосвязь и единство предмета и метода соответствующего философско-правового учения.

Методом философии права является совокупность приемов и средств философско-правового исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету.

Однако соответствующие методы философско-правовых теорий прошлого и современности связаны с предметами своих теорий. В других теориях, вне познавательного смыслового единства со своим предметом, они приобретают другое предметное выражение и иное познавательное значение. Всякое новое философско-правовое учение - это - новая теория со своим новыми предметом и методом. Вследствие этого положения прежних теорий в таком новом познавательном контексте имеют значение лишь в качестве соответствующим образом преобразованных, творчески осмысленных, освоенных и подчиненных моментов новой теории. Сохранение чего-то познавательно-ценного из других прошлых и современных теорий – это не его повторение, а его обновление и развитие в смысловом контексте новой теории.

 

Литература:

1.                      Мартыненко В.В. Переосмысление философской концепции естественного права денег //Вопросы философии.- 2009 - № 5 - с. 28-39.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle