Библиографическое описание:

Петросян А. Д. Вопросы оценки состояния и эффективности внешнеторговой деятельности // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 154-157.

Экономическая и социальная сущность и роль внешнеторговой деятельности в развитии национальной экономики выражается множеством показателей, характеризующих динамику и структуру внешнеторговых связей. Аналитические и статистические показатели внешнеторговой деятельности широко используются федеральными и региональными органами власти при разработке программ и прогнозов развития внешнеторговой деятельности, а также предприятиями – непосредственно участниками внешнеторговой деятельности для анализа и выработки стратегии своего поведения на рынке. Показатели внешнеторговой статистики используются при анализе и контроле таможенных платежей, перечисляемых в бюджет РФ. В частности важную роль в развитии внешнеторговой статистики сыграл Приказ Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2006 г. № 1329 «Об утверждении методологии исчисления системы индексов внешней торговли на основе данных таможенной статистики» [1] и методические положения по расчету системы индексов внешней торговли (утв. ГТК РФ 07.07.1997) [2].

К настоящему времени разработано множество показателей, позволяющих в той или иной степени оценить состояние внешнеторговой деятельности и в частности ее эффективность. Однако отсутствует систематизация этих показателей. Поэтому на основе анализа научной литературы [3, 4, 5, 6, 7, 8] нами были отобраны и систематизированы показатели внешнеторговой деятельности, которые были сгруппированы на две группы: показатели оценки состояния внешнеторговой деятельности и показатели эффективности внешнеторговой деятельности.

К показателям оценки состояния внешнеторговой деятельности относятся внешнеторговый оборот, чистый объем экспорта, чистый объем импорта, структура экспорта и импорта, реэкспорт, реимпорт, импортоемкость ВВП, импортоемкость туристических услуг и товаров, сальдо торгового баланса, внешний долг Российской Федерации. Кроме того, для характеристики динамики внешней торговли исчисляются индексы стоимости (индексы объемов экспорта / импорта, учитываемых в текущих ценах; индексы средних контрактных цен (индексы средней стоимости единицы товара); индексы физического объема (индексы объемов экспорта / импорта в неизмененных ценах).

Интегрирующим показателем, позволяющим проанализировать состояние внешних экономических связей страны во всех их взаимосвязях, являются платежный баланс страны, который охватывает все торговые и финансовые потоки между резидентами страны и внешним миром за определенный период; торговый баланс страны, который характеризует соотношение финансовых оттоков из нее по импорту товаров и притоков по экспорту товаров за границу; баланс услуг и неторговых операций представляет собой соотношение притоков денег по услугам, оказываемым страной другим странам, и оттоков их по услугам, оказываемым другими странами данной стране; баланс движения капиталов и кредитов отражает соотношение притоков и оттоков валютных средств в форме международного капитала и кредита.

В литературе рассматривается в основном экономическая эффективность внешнеторговой деятельности [6, 8]. Сущность экономической эффективности внешнеторговой деятельности заключается в возможности экономии общественно необходимых затрат на производство товаров или услуг, реализуемой в сфере внешней торговли. Эффективность внешней торговли в общем виде определяется тем, что потребность предприятия (фирмы) в той или иной продукции (услугах) удовлетворяется не путем осуществления затрат на ее собственное (отечественное) производство, а за счет затрат на производство других (экспортных) товаров, на валютную выручку от продажи которых закупаются нужные импортные товары. Если затраты на отечественное производство необходимых товаров, намечаемых к получению по импорту, оказываются большими, чем затраты на производство товаров, экспортируемых для осуществления импорта, то такой товарный обмен является экономически выгодным эффектом внешнеторгового оборота. Используются показатели экономической эффективности в целом от экспортно-импортной деятельности, а также раздельно по экспортным и импортным операциям. По нашему мнению, для оценки эффективности внешнеторговой деятельности, кроме экономической эффективности необходима также оценка социальной, организационно-управленческой и коммуникативной эффективности.

Социальную эффективность внешнеторговой деятельности нами предлагается оценивать с помощью двух показателей. Первый показатель определяет социальную значимость внешнеторговых сделок и рассчитывается как отношение социально значимых внешнеторговых сделок к общему числу внешнеторговых сделок в процентах. Второй показатель социальной эффективности определяется степенью удовлетворенности работников организации социальными последствиями от внешнеторговых отношений в ходе делового сотрудничества с другими странами. Величина этого показателя оценивается процентным отношением численности работников организации, по мнению которых внешнеторговые отношения со всеми контрагентами положительно повлияли на их социальное положение, к общему числу работников, которых, в той или иной мере, коснулись социальные последствия внешнеторговых отношений.

Организационно-управленческая эффективность внешнеторговой деятельности определяется степенью использования организационно-управленческих факторов во внешнеторговой деятельности. Интегративной оценкой организационно-управленческих факторов является организационная культура, которую можно оценить с помощью опросника, предложенного И.Д. Ладановым. Преимущество данной методики в том, что, во-первых, по общей сумме полученных баллов можно определить так называемый «общий индекс организационный культуры», при этом наибольшее количество баллов, которое может набрать респондент, отвечая на все вопросы анкеты, — 290, наименьшее равно 0. Во-вторых, можно получить оценки следующих частных индексов: 1) уровень культуры профессиональной деятельности, 2) уровень культуры делового общения, 3) уровень управленческой культуры, 4) критерий морально-нравственных ориентаций и мотивации. Согласно И.Д. Ладанову, общий балл, полученный сложением всех показателей по всем ответам, свидетельствуют о следующем уровне «ОК»: 260 – 290  —  высокий и очень высокий;  115 – 174  —  средний;  ниже  115 —  имеющий тенденцию к деградации. Частные индексы  организационной культуры, характеризующие культуру деятельности, общения, менеджмента, морали и мотивации, свидетельствуют о следующем их состоянии в коллективе: 9 – 10  —  высокий уровень;  6 – 8  —  средний уровень;  4 – 5  —  удовлетворительный уровень;  1 – 3  —  низкий уровень.

При использовании данной методики, следует учитывать, что ее валидность подтверждена на представительной выборке в процессе  опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Таким образом, все  суждения опросника и приводимые автором градации уровня культуры статистически значимы. Показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию предприятия или его подразделения, где проводилось обследование, в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных суждениях.

При принятии оздоровительных мер необходимо проанализировать  оценки частных индексов. Их исправление может способствовать поднятию общего индекса организационной культуры. Кроме того, имеется возможность оценивать степень влияния социокультуры на деятельность организации по три факторам: по направленности, широте охвата и силе влияния на персонал. Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор непосредственно, а именно общий индекс организационной культуры  свыше 175 баллов свидетельствует о положительном состоянии организационной культуры [9].

Нами предлагается рассчитывать показатели организационно-управленческую эффективность внешнеторговых отношений как отношения числа работников, участвующих во внешнеторговых отношений и имеющих соответственно высокие, средние и низкие оценки общей организационной культуры и соответственно ее составляющих общему числу работников, участвующих во внешнеторговых отношений, в процентах.

Коммуникативная эффективность внешнеторговой деятельности определяется на основе оценки коммуникативной компетентности работников участвующих во внешнеторговых отношений с помощью методики предложенной В.Дж. Реддиным. С помощью этой методики можно определить, в какой мере менеджер знаком с основными правилами, принципами и приемами делового общения. В тексте опросника имеются утверждения, в которых излагаются общепринятые принципы устного общения и средства словесного выражения мыслей, чувств и содержания передаваемой  собеседнику информации. Кроме того, в перечень утверждений опросника включены некоторые общие положения об устном общении и деловых контактах с помощью документов, письменных и электронных средств связи. Итоговые оценки  коммуникативной компетентности определяются по интервалам: высокий уровень 64 – 80, средний уровень 55 – 63, низкий уровень: 0 – 54 [10].

Показатели коммуникативной эффективности рассчитываются виде процентного отношения числа работников, участвующих во внешнеторговых сделках и имеющих соответственно высокие, средние и низкие оценки коммуникативной компетентности к общему числу работников, участвующих во внешнеторговых сделках.

В рамках оценки коммуникативной эффективности можно исследовать методику оценки самообладания в коммуникациях. Весьма важным психологическим качеством личности, обеспечивающим высокую эффективность коммуникаций во внешнеторговых сделках, является коммуникативная мобильность, т.е. способность к самоуправлению в общении, умение адаптироваться к новым ситуациям, легкое вхождение в контакт с людьми, быстрая и правильная реакция на неожиданные изменения в окружающей обстановке и поведении партнеров. Тест предложен в работе Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М Мануйлова  [11, с.164 – 165]. Интерпретация  полученных оценок приводится по следующему порядку. Низкая оценка (менее 8 баллов) обозначает  некоторую скованность, настороженное отношение к партнерам, догматичность, отчужденность, отказ от открытого выражения своего мнения, нежелание понять точку зрения собеседника. Средняя оценка (в промежутке от 8 до 17 баллов) обозначает склонность к партнерству в общении, стремление быть самим собой, направленность на собеседника и внимание к нему. Высокая  оценка (в промежутке от 17 до 25 баллов) обозначает высокую мобильность в общении, умение адаптироваться к особенностям личности партнера, готовность к открытому откровенному обмену мнениями, способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации. Респондент, набравший менее 8 баллов, не способен к эффективным переговорам.

В заключении укажем, что на основе существующих и предложенных нами показателей необходимо разработать и утвердить  в Министерстве экономического развития РФ с согласованием  в Министерстве промышленности и торговли РФ типовую методику комплексной оценки внешнеторговой деятельности  в России.

 

Литература:

1.      Приказ Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2006 г. N 1329 «Об утверждении методологии исчисления системы индексов внешней торговли на основе данных таможенной статистики» www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n

2.      Методические положения по расчету системы индексов внешней торговли (утв. ГТК РФ 07.07.1997). www.libinfo.org/nsi/index.php…

3.      Внешнеторговый словарь-справочник / Сост. Ю.М. Ростовский, А.А. Хачатуров. - М.: Экзамен, 2009.

4.      Забелин В.Г. Внешняя торговля России: учебник. - М.: Экономистъ, 2007.

5.      Родыгина Н.Ю. Организация и техника внешнеторговых операций : учеб. пособие - М.: Высш. образование, 2008.

6.      Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. пособие - М.: Весть, 2006 .

7.      Сельцовский В.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли: монография. - М.: Финансы и статистика, 2004.

8.      Буров А.С. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов - М.: Финансы и статистика, 2003.

9.             Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структу­рами: Преобразующее лидерство. — М.: УЦ «Перспектива», 1997.

10.  Реддин В.Дж. Тесты для менеджеров. Стиль руководства и эффективность. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» ,1997.

11.  Фетискин Н.П. Козлов В.В., Мануйлов Г.М Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд. Института Психотерапии, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle