Библиографическое описание:

Смышляева Е. Г. Формирование энергетической стратегии энергоемкого предприятия // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 171-176.

Рост энергоэффективности должен стать основным энергетическим ресурсом экономического роста России до 2020 года, согласно прогнозным оценкам министерства экономического развития. Если бы рост продолжался при сохранении энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 2007 года, то к 2020 году России потребовалось бы на 1018 млн. т у.т. больше энергии, чем заложено в прогнозе министерства экономического развития. Ожидаемый объем экономии в 2008–2020 годы превысил бы объем потребления энергии в России в 2007 году.

Однако в 2000–2007 годах снижение энергоемкости валового внутреннего продукта  России, в среднем на 4% в год, не позволило существенно сократить разницу по уровню энергоемкости с передовыми странами. Энергоемкость ВВП России в 2006 году в три раза превышала энергоемкость ВВП европейских стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Например, разрыв с Канадой составил 1,7 раза, или как раз те самые 40%, на которые нацелен Указ президента № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Концепция долгосрочного развития до 2020 года [1].

Среднегодовые темпы снижения энергоемкости ВВП в 2002–2007 годах составили 4,0–4,2% в год. В 2008 году, по предварительным оценкам, энергоемкость ВВП снизилась на 3,9%. Сохранение этих темпов на период до 2020 года позволило бы снизить энергоемкость ВВП на 40% в 2007–2020 годах.

По мере перехода к инвестиционному росту, энергоемкость добавленной стоимости в промышленности в 2005–2007 годах стала расти. В других секторах экономики ее снижение резко замедлилось. Вклад технологического фактора (повышение энергоэффективности за счет модернизации работающего и внедрения нового оборудования) в снижение энергоемкости ВВП в 2002–2007 годах составил только 1% в год.

Оценка технического потенциала повышения энергоэффективности в России [1] , показала, что он составляет 45% уровня потребления энергии в 2005 году, или 403 млн. т у.т. (420 млн. т у.т. с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах). Но даже полная реализация технического потенциала повышения энергоэффективности к 2020 году не решает задачи обеспечения развития экономики достаточными энергетическими ресурсами.

На сегодняшний день, снижение потребления энергии возможно за счет более динамичного снижения объема производимой продукции в наиболее энергоемких отраслях: металлургической, химической и нефтехимической, цементной, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. В некоторой степени этому способствовал экономический кризис. Из-за падения производства в этих отраслях энергоемкость ВВП в 2010–2011 годах может снизиться на 3,8–3,9% в год. Но по мере выхода из кризиса в 2012–2020 годах и постепенного возвращения выпуска энергоемкой продукции к докризисным уровням снижение энергоемкости ВВП может замедлиться до примерно 1% в год, что затруднит решение задачи снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

Темпы «снижения энергоемкости в среднем на 4% в год до 2020 года» ([1]) можно обеспечить за счет комбинации рыночных сил и активной государственной политики рационального энергоиспользования, которая сегодня в России недостаточно используется.

Снизить энергоемкость ВВП России в 2007–2020 годах на 40% возможно следующими способами:

-реализовав политику, нацеленную на минимизацию разрыва в уровнях энергоемкости производства основных товаров и услуг в России с мировыми образцами к 2030 году;

-или при использовании жесткого графика повышения цен на энергоносители после 2012 года – ежегодно на 13–15% вплоть до 2020 года [1].

Как уже сказано выше, к энергоемким мы отнесли нефтехимическую и химическую, металлургическую, машиностроительную отрасли и т.д. С 2000 года замедляются темпы роста, и снижается рентабельность производства на многих предприятиях данных отраслей. Так удельный вес убыточных предприятий химической и нефтехимической промышленности в 2003 году составил 40,6% против 32,3% в 1999 году. Недостаток инвестиций в 1991-1998 годах привел к замедлению или прекращению строительства производственных мощностей, в том числе около многих объектов на базе комплектного импортного оборудования. Это повлекло за собой отставание технического, технологического и экономического уровня производственных мощностей от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. В результате стагнации инновационной и инвестиционной деятельности производственный потенциал энергоемких отраслей характеризуется снижением технического уровня, не обеспечивающего необходимых предпосылок для наращивания выпуска конкурентоспособной (по параметрам качества и цены) продукции.

Среди факторов, сдерживающих стабильное функционирование энергоемких отраслей, можно выделить: опережающие темпы роста цен и тарифов на энергоресурсы.

Например, при росте цен на химическую продукцию за 3 года (2007-2009 гг.) примерно в 1,5 раза, цены на основные энергоресурсы выросли значительно больше: на природный газ – в 2 раза; сырую нефть – в 1,9 раза; электроэнергию для промышленных потребителей – в 2,3 раза. Тарифы на электроэнергию с 1 января 2010 года для промышленных потребителей увеличены на 7,6%, а для населения рост составил 10% (решение Федеральной службы по тарифам). Правительство приняло решение сократить в 2010 году темп роста тарифов на электроэнергию, т. к. в 2009 году тарифы на электроэнергию для промышленности выросли на 19%, а для населения - на 25%.

Из-за роста цен на энергоресурсы повышаются цены на важнейшие виды сырья и материалы, используемые предприятиями энергоемких отраслей. В итоге, рост себестоимости производимой продукции энергоемких промышленных предприятий привел к снижению их конкурентоспособности.

Высокая энергоемкость и чрезмерные энергозатраты на функционирование экономики традиционны для России. Однако, начиная с девяностых годов, власти предпринимают попытки вести борьбу с высокой энергоемкостью промышленной продукции. Например, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и поручения Правительства Российской Федерации от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772, Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики [4].

План включает пять основных направлений [4]:

-разработка современной нормативно-правовой базы;

-формирование организационных структур;

-государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;

 -взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;

-информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

По каждому из указанных направлений разработаны конкретные меры и начат процесс их реализации. Основным условием развития энергосбережения и энергоэффективности в стране является разработка современной нормативно-правовой базы.

Основные принципы политики энергосбережения в Российской Федерации были сформированы в Федеральном законе № 28-ФЗ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года. Они включали:

- приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;

- обязательность учета производимых, получаемых или расходуемых энергоресурсов;

- включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;

- сертификацию топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергоресурсов и другие.

К 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т.у.т. в год. В период с 1998 по 2004 год в субъектах Российской Федерации было принято 43 закона об энергосбережении, создано 75 центров энергоэффективности и агентств по энергосбережению [4].

Несмотря на это, в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась по следующим причинам:

- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции. Это повлекло за сбой ослабление возможности нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и товаров массового спроса;

- изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах Российской Федерации, сделали неприемлемыми предусмотренные ФЗ «Об энергосбережении» меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;

- в результате административной реформы 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.

В направлении формирования организационных структур повышения энергоэффективности: создан Координационный совет - инструмент практической реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях.

Министерством были подготовлены проекты нормативных документов и проведена организационная работа по формированию Федеральной энергосервисной компании (ФЭСКО) с целью выполнения комплекса энергосберегающих мероприятий прежде всего в федеральной бюджетной сфере с тем, чтобы снизить на 30-35% потребление топливно-энергетических ресурсов.

Ожидается, что ФЭСКО с сетью дочерних структур станет важным элементом в структуре управления энергосбережением и энергоэффективностью в стране, предназначенным для решения задач по:

- организации энергоаудита в бюджетной и производственной сферах;

- выполнению энергосервисных услуг;

- организации внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования;

- реализации финансовых механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности.

В итоге, в России за последние годы была принята масса законодательных актов по стимулированию энергоэффективности экономики и производства, а также экономии населением потребляемой энергии. Это должно было способствовать повышению уровня энергоэффективности в стране. Однако, отсутствие мотивации и необходимых финансовых вложений для реализации на практике политики энергосбережения (общих энергобалансов, алгоритмов энергоэффективности, экономически эффективных программ энергосбережения) - затягивает этот процесс.

По мнению специалистов, до сих пор до конца не прописаны механизмы реализации программ повышения уровня энергосбережения и, нет механизмов контроля выполнения законодательных инициатив. Использование в производстве морально и физически устаревшего оборудования, из-за отсутствия у большинства промышленных предприятий средств на его замену или модернизацию, тоже приводит к нерациональному расходу энергетических ресурсов и лишь усугубляет ситуацию. Поэтому, несмотря на то, что в последние годы в России принят целый ряд законодательных актов, направленных на активизацию процессов энергосбережения, существенных сдвигов в направлении разработки энергосберегающей политики так и не произошло.

Таким образом, ситуация в отечественной экономике в целом и в энергоемких отраслях, в частности, подтверждают невозможность использования прежней системы управления промышленными предприятиями. Необходима разработка новых подходов к управлению, реагирующих на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране и мире.

Административно- хозяйственная система за счет централизованного управления и прямого регулирования, обеспечивала монополию государства в сфере разработки стратегии деятельности промышленных предприятий и отраслей промышленности. Между тем, рыночная экономика, предполагающая коммерческую самостоятельность предприятий в принятии стратегических решений в сфере управления, поставила перед их управленческими кадрами задачу освоения новых методов управления.

На сегодняшний день, эффективность деятельности руководства энергоемкого промышленного предприятия, во многом, зависит от адаптации к изменяющейся рыночной среде и возможности вести конкурентную борьбу. В условиях рыночной экономики система стратегического управления, позволяющая осуществлять гибкое регулирование и отвечать вызовам со стороны внешней среды предприятия, позволяет добиваться и сохранять конкурентные преимущества и достигать намеченных целей в долгосрочной перспективе [3]. Следовательно, формулирование стратегических целей и задач в управлении энергоемким предприятием, в рамках общегосударственной политики увеличения энергоэффективности – становится актуальной управленческой задачей.

Наибольший вклад в развитие стратегического управления внесли О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, Е.П. Голубков, М.И. Круглов, Э.А. Уткин и др. [3].

Однако в современной научной литературе в малом объеме рассматривается проблема формирования энергетической стратегии, вопросы построения эффективной системы энергетического менеджмента, влияние энергетического фактора на результаты функционирования промышленного отдельного предприятия, вопросы формирования энергетической стратегии на микроэкономическом уровне.

Переход к рыночной экономике и экономический кризис негативно отразились на состоянии крупных энергоемких предприятий (химической, металлургической, нефтехимической промышленности). Конкуренция на мировых рынках, реальный потребительский спрос при резком снижении инвестиций обострили проблему высокой энергоемкости производимой продукции. А высокая энергоемкость, в современных экономических условиях, может привести к снижению конкурентоспособности предприятия.

Энергетические затраты являются одной из основных статей в структуре себестоимости производимой продукции крупных энергоемких предприятий. Следовательно, их снижение становится одной из приоритетных задач в рамках комплексной стратегии предприятия.

Однако проблемы формирования энергетической стратегии предприятий, несмотря на всю их значимость, находятся на самом начальном этапе своего развития. На сегодняшний день отсутствует устоявшаяся терминология, относящаяся к этой проблеме, не решены вопросы, связанные с определением ее места в реализации общей стратегии развития предприятия, принципов построения, этапов разработки и т.д.

Проблемы энергетической стратегии, в основной своей массе, рассматриваются только с точки зрения условий функционирования энергетического комплекса.

Стратегическое управление имеет методологическую особенность – это нахождение соотношения стратегического управления, маркетинга и планирования в общем комплексе стратегического управления. Энергетическая стратегия, на наш взгляд, может быть рассмотрена при комплексном подходе к стратегическому управлению.

Назначение комплексной стратегии – обеспечение экономического эффекта работы промышленного предприятия за счет ряда мероприятий, предполагающих увеличение прибыли, снижения затрат в структуре себестоимости продукции, обеспечения конкурентных преимуществ. Следовательно, комплексная стратегия может выступать своего рода «локомотивом» стратегического управления.

При разработке комплексной стратегии важной задачей становится определение комплекса стратегий предприятия [3]. Предположим, что в данном комплексе будет главной стратегия маркетинга, предполагающая использование методологии и методов стратегического маркетинга. На стратегию маркетинга возложены следующие задачи: изучение рыночного сегмента, его конъюнктура, анализ конкурентной продукции и т.д. Результатом данной стратегии должно быть расширение рынков сбыта и сохранение конкурентных преимуществ продукции промышленного предприятии. Так как это может способствовать росту реализации продукции и улучшению показателей прибыльности и рентабельности, следовательно, достигаются цель комплексной стратегии - экономическая эффективность деятельности предприятия. В работе [3] высказывается тезис о том, что стратегия маркетинга сводит в «единый комплекс стратегию качества, ресурсную и конкурентную стратегии».

Но, с недавних пор остро встает вопрос о дополнении ресурсной стратегии энергетической составляющей. Вопросы энергоснабжения можно анализировать и в ресурсной стратегии, но тогда она предполагает исследование потребления и использования всех ресурсов предприятия. Тогда как, в современных экономических условиях, вопросы энергозатрат и энергопотребления, особенно для энергоемких предприятий, ставят их на одно из первых мест при разработке стратегии развития организации.

Так как энергоемкому промышленному предприятию необходимо заранее просчитывать энергозатраты на производство продукции, предполагать рост тарифов на тепло- и электроэнергию, то включение энергетической стратегию в общую комплексную позволит, относительно контролировать внешнюю среду предприятия, обеспечить реализацию мероприятий стратегического плана, и достичь запланированных целей.

Формирование общей комплексной стратегии предприятия и энергетической стратегии в частности – это сложный процесс, требующий четкой формулировки того, что мы понимаем под этими определениями.

На сегодняшний день в работах многих экономистов приводятся различные толкования определении «стратегия» и «энергетическая стратегия страны». При этом понятие «энергетическая стратегия предприятия», «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия», встречаются довольно редко, гораздо чаще можно встретить определение «энергетический менеджмент».

Для того, чтобы сформулировать определение понятия «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия» мы проанализировали понятийный аппарат, составленный на основе научных источников (см. табл.1), и сделали вывод о том, что большинство определений относится к понятию «стратегия». Под ней понимаются план производства и развития организации; направление для достижения целей организации; модель поведения предприятия на рынке для достижения определенных целей и т.д.

Таблица 1

Систематизация подходов в определении понятий «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия»

Nп/п

Основные позиции в подходе к понятию

 

Определение понятия

 

Автор определения

1

Производственная программа

Производственная программа, в социалистическом хозяйстве – это задание по производству и реализации определённого количества продукции установленной номенклатуры и качества; ведущий раздел государственного плана развития народного хозяйства, плана отрасли, предприятия, объединения.

http://slovari.yandex.ru/dict/glossary/

 

2

Стратегическое планирование

Управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период.

http://slovari.yandex.ru/dict/glossary/)

3

Экономическое управление

Деятельность, включающая в себя:
- бухгалтерский учет и отчетность;
- составление смет и калькуляций;
- финансовое планирование и регулирование

http://www.glossary.ru/cgi-bin

4

Внутрифирменное планирование

Создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:
- стратегию и практику деятельности фирмы;
- прогноз развития внешнего окружения;
- цели функционирования;
- другие системообразующие факторы

http://www.glossary.ru/cgi-bin

5

Планирование

Вид управленческой деятельности, связанный: с определением целей управляемой системы; c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; и
c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Результатом планирования является план.

http://www.glossary.ru/cgi-bin

 

 

 

 

 

 

 

6

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства на соответствующий период с учётом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.

 

7

Энергетический менеджмент

Представляет собой совокупность технических и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и являющейся частью общей структуры управления предприятием.

http://otherreferats.allbest.ru/

management/00006461_0.html

 

8

Эффективное использование энергетических ресурсов

Это достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

 

9

Разработка рекомендаций по энергосбережению

Это обоснование экономических, организационных, технических и технологических усовершенствований, глав­ным образом направленных на повышение энергоэффективности объекта, с обязательной оценкой возможностей их реализации, предполагаемых затрат и прогнозируемого эффекта в физическом и денежном выражении.

 

10.

Стратегия компании

Это принятые руководством направления или способы деятельности для достижения важного результата, имеющего долгосрочные последствия.

М.И.Круглов,

[3, стр.48]

11.

Стратегия

Программа, план субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Р.А. Фатхутдинов,

[3, стр.48]

 

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день мало используются термины, разъясняющие суть понятия «энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия»: – для чего ее разрабатывают, и какое место она занимает в общей стратегии развития предприятия. В основном данное понятие используется в контексте общей отечественной экономики, энергетики страны. Определение «энергетический менеджмент» не отражает, на наш взгляд, всей сути анализируемого вопроса.

Мы предлагаем свою интерпретацию понятий «энергетическая стратегия промышленного предприятия».

Энергетическая стратегия энергоемкого промышленного предприятия – это модель поведения энергоемкого промышленного предприятия в условиях действующего конкурентного рынка электроэнергии с целью снижения энергетических затрат в структуре себестоимости производимой продукции, для сохранения ее конкурентных преимуществ.

При этом энергетический менеджмент – это комплекс управленческих мероприятий, в рамках энергетической стратегии, направленных на снижение энергетической составляющей в структуре себестоимости продукции энергоемких предприятий с целью обеспечения их конкурентных преимуществ на рынке, и сохранения высоких показателей экономической эффективности их деятельности.

В целом же, энергетическая стратегия, являясь частью комплексной, позволяет достичь прибыльности и конкурентоспособности промышленного предприятия.

Формирование энергетической стратегии предприятия зависит от факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние. Внешняя среда влияет на общие условия, в которых должна формироваться энергетическая стратегия. Оно характеризуется политической, правовой, экономической, социальной и технологической составляющими. У многих предприятий пока не имеется возможности оказывать активное влияние на характер процессов во внешнем окружении. Но изменения в правовой, экономической, энергетической областях, направленные на совершенствование действующих правовых и экономических механизмов, могут оказывать серьезное стимулирующее воздействие как на производителей, так и на потребителей энергоресурсов и способствовать энергосбережению.

Внутреннее окружение предприятия формируют потребители, поставщики сырья, материалов, электрической и тепловой энергии, а также конкуренты.

Энергетическая стратегия конкретных предприятий должна соответствовать основным направлениям реализации энергетической стратегии на федеральном и региональном уровнях. Однако отсутствие конкуренции на рынке электрической энергии, после реструктуризации энергетической системы России, а также последствия экономического кризиса приводят к тому, что разрабатываемые мероприятия ограничиваются, как правило, только поиском путей и резервов снижения себестоимости производимой продукции энергоемких предприятий за счет сокращения энергетических затрат.

Между тем, необходимо расширить возможности предприятия в формировании его энергетической стратегии и улучшить использование ее внутренних факторов, которые определяются, финансовым положением предприятия, удельным весом энергозатрат в структуре себестоимости выпускаемой им продукции, а также возможностями функционирующей на предприятиях системы учета и контроля за расходованием энергетических ресурсов. Также энергетическая стратегия энергоемких промышленных предприятий должна ориентироваться на реализацию общей (комплексной) стратегии развития предприятия, и способствовать ее реализации.

 

Литература:

1.                  Башмаков, И. Рост в условиях кризиса / http://www.ng.ru/energy/2009-03-17/9_rost.html

2.                  Кирьянова, В.А. Методические основы стратегического управления технолого-экономическим развитием предприятий химической промышленности.,- Автореф. дис. …канд.экон.наук: 08.00.05., - Владимир., 2004.

3.                  Пипко, Е.Г. Комплексная стратегия предприятий (методология и методика) – Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2005.-163 с.

4.                  Энергосбережение и энергоэффективность / http://minenergo.gov.ru/ - Министерство Энергетики Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle