Библиографическое описание:

Жусупова К. А., Мурзагалиева А. Г. Психология управления инновационным развитием высшего учебного заведения // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 137-139.

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Но в любом случае речь идет об определенной функции, с помощью которой система (биологическая, социальная и др.) поддерживает свое существование, обеспечивает успешность деятельности, добивается реализации поставленных целей.

Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический. Невозможно управлять фирмой, высшим учебным заведением (далее вуз), факультетом или отделом без учета психических особенностей людей, которые там работают, без понимания психологических механизмов взаимодействия членов той или иной организации, без представления о том, какую реакцию вызовут принятые решения.

С психологической точки зрения важнейшим «рычагом» управления является мотивация деятельности. Сегодня особой популярностью пользуется теория ожидания, согласно которой уровень мотивации сотрудников зависит от их представлений относительно своих способностей к выполнению тех или иных рабочих задач.

Рассмотрение психологических факторов деятельности высшего учебного заведения   связано с интересами развития вуза:

·         уровень подготовки педагогического коллектива не соответствует структуре потребностей рынка;

·         осуществляется модернизация содержания и структуры профессионального образования.

Основными факторами обновления профессионального образования являются:

·         запросы развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, рынка труда, перспективные потребности его развития;

·         необходимость обеспечить конкурентоспособность отечественного профессионального образования на мировом рынке образовательных услуг.

Мировой и передовой отечественный опыт показывает, что в современной конкурентной борьбе идет соревнование за способность к разработке и внедрению эффективных нововведений технологического, организационного и коммерческого характера. Сейчас непрерывное освоение новых технологий является одним из приоритетных направлений развития. Нормой становится целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению новшеств. Такую систему мероприятий называют инновационной деятельностью.

Для многих казахстанских высших учебных заведений, столкнувшихся с конкуренцией, выживаемостью в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Если у преподавателя недостаточно развиты способности к саморазвитию, а самим вузом не созданы условия для этого, то в высших учебных заведениях невозможна никакая инновационная деятельность. Следовательно, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности вузам необходимо:

·         разработать планы и программы инновационной деятельности;

·         контролировать ход разработки новой образовательной программы и ее внедрение;

·         изучить проекты создания новой образовательной программы;

·         координировать инновационную деятельность в подразделениях вуза;

·         обеспечить квалифицированным педагогическим коллективом.

Сегодня Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ имени аль-Фараби) является ведущим вузом Республики Казахстан (РК), который в 2010 году занял первое место в рейтинге Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО).

На встрече с ректорами национальных университетов и академий 21 апреля 2008 года Президент РК Н.А. Назарбаев обратил особое внимание на необходимость решения следующих вопросов: «Прежде всего, это качество образования, следование международным требованиям для его оценки, что требует нового уровня вузовского менеджмента и использования подходов современного корпоративного управления, обеспечение международного признания дипломов и совместимости образовательных программ с программами ведущих зарубежных вузов, что создаст необходимые условия для признания квалификации наших специалистов как за рубежом, так и в иностранных и совместных компаниях, работающих в Казахстане» [1].

В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития вуза. На первый план выходит необходимость кардинального изменения подходов к использованию педагогических кадров, активная деятельность которых способствует скорейшему и эффективному внедрению нововведений. Инновационный процесс требует высококвалифицированного преподавателя, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений. Эта вовлеченность, способствуя мобилизации творческого потенциала преподавателя, ведет к ускорению инноваций и росту конкурентоспособности вуза.

Для того чтобы стать ведущим вузом страны каждый вуз разрабатывает свою инновационную стратегию, направленную на активный поиск и разработку нововведений в деятельности вуза. Это требует больших изменений в организационной структуре. Сегодня в основе данной модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого в его гибкости, активной, инновационной политике.

Стратегия представляет собой комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии вуза и достижение ее целей. В КазНУ имени аль-Фараби разработана и утверждена программа деятельности высшего учебного заведения на 2009-2011 годы «Через новый менеджмент – к новому качеству подготовки специалистов» (далее – Стратегия КазНУ имени аль-Фараби) [1].

Как известно, основными функциями управления инновациями являются: планирование, организация, маркетинг и контроль. Каждая из них направлена на решение специфических и разнообразных вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями вуза, требующих осуществление большого спектра конкретных мероприятий.

Анализ инновационной системы управления нововведениями целесообразно проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии – с одной стороны, а с другой стороны – структурой, технологией, педагогическим коллективом и другими параметрами вуза.

При изучении рынка вуз должен задавать себе два фундаментальных вопроса: кто ее покупатели и что им нужно. Главная задача руководителей высшего звена определить содержание и функции управления на уровне вуза, работающего в рыночных условиях. Эти учреждения продают образовательные услуги. Потребителем является студент. Он желает приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень. Сначала получить диплом бакалавра и продолжить учебу в магистратуре. Получив диплом магистра, есть возможность поступить в докторантуру. Каковы мотивы? Получить высокооплачиваемую работу, сделать карьеру. Таким образом, основой управления вузом является стратегическое планирование. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить инновационную деятельность высшего учебного заведения.

Огромное значение для повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование следующих принципов:

·         создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

·         нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;

·         определение приоритетных направлений инновационной работы исходя из целей и задач вуза;

·         организация работы на основе одновременного параллельного решения инновационных задач.

Рассмотрим эти принципы на уровне вуза. Ректор, как руководитель высшего учебного заведения должен уметь выполнять все функции управления: планировать, организовывать, подбирать кадры, контролировать и мотивировать.

Во-первых, нужно найти потребителей услуг. Высшим учебным заведением обычно разрабатывается специальный план рекламных мероприятий. Систематически проводимый контроль результатов помогает определению эффективности деятельности в этой области. Руководители высшего звена решают проблему выбора средств поддержания его конкурентоспособности, основываясь на глубоком и тщательном анализе его положения на рынке.

Во-вторых, нужно подобрать специалистов, которые смогут предоставить высококачественную услугу. Преподаватели и специалисты вуза являются источником эффективного развития высшего учебного заведения. Гарантией высокого качества в сфере образовательных услуг являются знания. Эти знания на образовательный рынок поставляют преподаватели вузов.

В-третьих, запустить педагогический процесс. В учебном процессе появились  термины: эдвайзер, тьютор, каталог элективных курсов, офис Регистратора и др. Студент на выбранном им этапе получает знания в соответствии с индивидуальными запросами. Эдвайзер помогает студентам в выборе траектории обучения, в формировании индивидуального учебного плана. При составлении индивидуального учебного плана студент пользуется каталогом элективных дисциплин.

В-четвертых, контролировать учебный процесс. Недостатки на следующем цикле должны быть устранены, иначе качество услуг улучшаться не будет.

Здесь важно определить, что же такое собственно образовательные услуги. Что предлагает вуз на рынке. Интересной особенностью образовательных услуг является активное участие клиента в процессе предоставления услуги. Это объясняется сочетанием в них двух важнейших элементов – процесса и результата.

Результатом является изменение в образовательном уровне или профессиональной квалификации, к которому стремится получатель услуги. Процессом является само обучение, организованное и оснащенное соответствующими ресурсами. Конкуренция между производителями услуг в большинстве случаев идет на уровне процесса.

На основании чего рынок судит о качестве вузовских услуг?

Во-первых, на основании результата: насколько подготовка выпускника соответствует требованиям рынка, насколько эффективно он способен выполнять возлагаемые на него обязанности. Процесс учитывается при выборе вуза. Абитуриенту и его родителям не безразлично, насколько интересен будет процесс обучения, насколько загружен будет студент, насколько процесс будет мотивировать студента, активизируя его способности к обучению.

Среди услуг, которые может получить студент, поступивший в вуз, можно перечислить:

·         передачу знаний в ходе лекций, закрепление навыков в ходе семинарских, практических и лабораторных занятий;

·         организацию самого процесса обучения, возможность пользоваться библиотечным фондом, компьютерными классами и учебными аудиториями;

·         возможность попробовать себя в научно-исследовательской работе в виде различных научных конференций, семинаров;

·         возможность участия в международных студенческих обменах, зарубежных стажировках;

·         приглашение зарубежных и отечественных специалистов, практиков для выступления с гостевыми лекциями;

·         возможность освоить рабочие профессии и получить различные квалификационные документы.

Таким образом, инновационная деятельность вуза, приоритетность вопросов качества услуг изменяют требования к преподавателям высшей школы, повышают значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Изменения мотивации коллектива ускорят процесс нововведений, улучшат положение вуза на рынке, позволят более эффективно задействовать возможности преподавателей, выступающих в качестве сплоченной команды единомышленников.

 

Литература:

  1. Стратегия развития КазНУ имени аль-Фараби на 2009-2011 годы «Через новый менеджмент - к новому качеству подготовки специалистов». – Алматы, 2008. http://www.kaznu.kz/ru/3307/
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002. – 383 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle