Распространение католицизма в губерниях Привисленского и Западного края по материалам Всеобщей переписи населения 1897 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Борзова, Е. С. Распространение католицизма в губерниях Привисленского и Западного края по материалам Всеобщей переписи населения 1897 г. / Е. С. Борзова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2252/ (дата обращения: 17.04.2024).

            Подавляющее большинство подданных Российской империи, исповедовавших католическую веру, проживало в губерниях Привисленского края (так с 1860-х гг. стало называться Царство Польское) Варшавской, Ломжинской, и Западного края. Однако, распределение католиков на этой территории было весьма неравномерным, что во многом связано с этническим составом населения. Основываясь на статистических данных Первой всеобщей переписи населения 1897г., губернии этих территорий можно условно разделить на группы с относительно однородным этноконфессиональным составом, от чего, главным образом, и отталкивались российские власти при проведении той или иной политики.

            Так, например, в одну группу можно объединить три западные губернии Привисленского края: Варшавскую, Плоцкую, Келецкую; также Радомскую губернию, занимавшую центральное положение среди губерний бывшего Царства Польского и Калишскую губернию, которая граничила на Западе с Пруссией. Согласно переписи, подавляющее большинство населения в этих губерниях исповедовало католицизм: более 80% жителей. Чуть меньше в Варшавской - 71,5 % населения [табл. 1]. Причем, почти все католики были поляками: более 99 % [табл. 2]. Правительственная политика в этом исконно польском регионе по отношению к римско-католической церкви сводилась к мерам по упрочению государственного контроля над её деятельностью и ослаблению её связей с Ватиканом и зарубежными поляками.

            Подобная политика проводилась и в отношении таких губерний Привисленского края, как Ломжинская и Петроковская, которые выделены в отдельную группу лишь на том основании, что число католиков здесь несколько меньше: 77,1% и 72,88% соответственно; а православных немногим больше: 5,5% и 1,58% [табл. 1]. Почти все католики Ломжинской губернии поляки (99,9%). А вот поляков среди католиков Петроковской губернии значительно меньше: 66,5 % [табл. 2]. Особенность этой губернии состоит в том, что большое число исповедующих католицизм – чехи (25,53 %), среди которых также немало православных [5, с.7].

            Более сложным было отношение властей и общественного мнения к костелу в Люблинской и Седлецкой губернии. Большую часть населения этих губерний составляли малороссы: 16,93% в Люблинской [6, c. 11] и 13,97% в Седлецкой [2, с.17]. Территория этих губерний в конце XVI века являлась Зарубежной Русью, в которой располагались две православные епархии. Вследствие этого численность православных к началу XX века здесь была намного больше, чем в других губерниях Привисленского края: в Люблинской - 21,4 %, в Седлецкой – 15,6 %, а католиков было меньше: 62,6% и 66,9 % соответственно [табл. 1]. Причём, значительную часть приверженцев латинской веры составляли малороссы: в Люблинской губернии – 3,56% (вместе с русскими и болорусами), в Седлецкой – 8,36%. Такой высокий процент католиков среди русских народностей являлось прямым следствием пребывания долгое время в унии. Основная масса украинских униатов проживала в начале XX века в восточной части Люблинской губернии – Холмщине, которая постоянно находилась в сфере внимания центральной и местной прессы. Холмский край является ярким примером противостояния русского и польского элементов.

            В следующую группу можно выделить северо-западную Ковенскую губернию, занимающую западную часть бывшего княжества Литовского, и Сувалкскую, самую северную из губерний Привисленского края. Коренными жителями этих территорий были литовцы, большая часть которых являлись католиками. Так в Ковенской губернии из общего числа католиков 85,2% были литовцами (совместно с латышами), в Сувалкской - 67,5% [табл. 2]. Совсем незначительное количество как восточных славян католиков: 2,85% в Ковенской и 3,33% в Сувалкской, так и поляков католиков: 11,8% и 29% соответственно [табл. 2] обуславливало сравнительно безразличное отношение общества и правительства к католическому вопросу в этих губерниях.

            Совсем иначе дело обстояло в остальных губерниях Западного края. Хотя число католиков в большинстве из них было невелико, именно здесь наиболее остро стоял вопрос о пресловутом противодействии русского и польского элементов. По большей части, оно имело также классовый характер: как правило, католики-поляки были помещиками, а православные белорусы и украинцы – крестьянами [1, с.23]. Особенно ярко такое противостояние было выражено в малороссийских губерниях: Волынской, Подольской и Киевской. Это можно объяснить тем, что среди католиков этих губерний огромную долю составляли украинцы. Например, в Подольской губернии среди католического населения их насчитывалось 72,7%, в Киевской – 31,4 %, в Волынской – 35,5% [табл. 2]. Возможно, украинцы были униатами, а в связи с тем, что уния была упразднена, они называли своим вероисповеданием римско-католическое.

            В белорусских губерниях классово-национально-этнический конфликт существовал в более размытой форме, поскольку на протяжении второй половины XIX века здесь с юго-востока на северо-запад постепенно увеличивалось число католиков–крестьян, равно как и удельный вес католического населения в целом. Почти во всех дореволюционных исследованиях по демографической статистике границей между территориями с преобладающим католическим и православным населением принято было считать линию вдоль железной дороги Петербург – Варшава, проходящей через Витебскую, Виленскую и Гродненскую губернии [1, с. 23]. Кроме того, в этом регионе проживало также – преимущественно на северо-западе и на севере – значительное количество литовцев и латышей, поэтому этноконфессиональный состав населения Северо-Западного края был более пёстрым, чем на Правобережной Украине.

            Таким образом, неудивительно, что именно белорусские и украинские губернии вызывали наибольший интерес у ревнителей православия. Необходимо отметить, что православное население региона считалось русским и о признании самостоятельности белорусов и украинцев не могло быть и речи. Вспомним из истории: воссоединение части Малороссии с Россией в 1654 г. произошло на началах широкой автономии Украины, которая постепенно ущемлялась российскими властями, и окончательно была упразднена Екатериной II. При этом она объявила «развратным то мнение, по коему малороссы поставляют себя народом от здешнего (т.е. великорусского) народа совсем отличным» [3, с.124]. Соответственно, главным содержанием католического вопроса в России было «столкновение полонизма и русской национальной идеи», и ареной этого столкновения стал Западный край, то есть территория Белоруссии и Правобережной Украины [3, с.124].

Таблица 1

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРАВОСЛАВНОГО И КАТОЛИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ ПРИВИСЛЕНСКОГО И ЗАПАДНОГО КРАЯ ПО ПЕРЕПИСИ 1897 Г. [4]

 

 ГУБЕРНИИ

НАСЕЛЕНИЕ

ВСЕГО

 (тыс. чел)

ПРАВОСЛАВНЫЕ

КАТОЛИКИ

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Привисленского края:

Варшавская

 

1.931.867

 

103.677

 

5,4

 

1.381.181

 

71,5

Калишская

840.597

8.847

1,05

697.114

82,9

Келецкая

761.995

9.302

1,22

666.569

87,5

Ломжинская

579.592

31.611

5,5

446.864

77,1

Люблинская

1.160.662

248.061

21,4

726.952

62,6

Петроковская

1.403.901

22.521

1,58

1.023.200

72,88

Плоцкая

553.633

17.402

3,14

446.494

80,66

Радомская

814.947

12.575

1,54

680.877

83,55

Сувалкская

582.913

33.054

5,67

446.190

76,55

Седлецкая

772.146

120.811

15,6

516.508

66,9

Западного края:

Виленская

 

1.591.297

 

415.296

 

26,1

 

935.847

 

58,8

Волынская

2.989.482

2.106.521

70,5

298.110

9,9

Витебская

1.489.246

825.601

55,4

357.309

23,9

Гродненская

1.603.409

919.346

57,3

386.519

24,1

Киевская

3.559.229

2.983.736

83,83

106.733

2,97

Ковенская

1.544.564

46.514

0,03

1.180.303

76,42

Минская

2.147.621

1.558.264

72,53

217.959

10,1

Могилевская

1.686.764

1.402.161

83,1

50.159

2,96

Подольская

3.018.299

2.358.497

78,14

262.738

8,7

Полтавская

2.778.151

2.654.645

95,55

6.065

0,22

 

Таблица 2

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ КАТОЛИКОВ В ГУБЕРНИЯХ ЗАПАДНОГО И ПРИВИСЛЕНСКОГО КРАЯ ПО ПЕРЕПИСИ 1897 Г. [4].

 

 

 ГУБЕРНИИ

ДОЛЯ СРЕДИ КАТОЛИКОВ, %

 

Русские

 

 

Украинцы

 

 

Белорусы

 

 

Поляки

 

Литовцы

Латыши

Немцы

Привисленского края:

Варшавская

 

 

0,13

 

 

99,6

 

 

0,02

 

 

0,14

Ломжинская

0,04

99,9

0,04

0.05

Люблинская

3,56

96,2

0,006

0,09

Плоцкая

0,02

99,87

0,05

0,03

Радомская

0,01

99,9

0,001

0,03

Келецкая

0,01,01 

99,9

0,003

0,02

Петроковская

0,03

66,5

0,01

2,13

Калишская

0,01

99,5

0,01

0,5

Сувалкская

3,33

29

67,5

0,06

Седлецкая

0,79

8,36

9,29

48,6

0,03

0,04

Западного края:

Виленская

 

0,5

 

0,007

 

55,8

 

13,8

 

29,8

 

0,003

 

0,04

Волынская

0,6

35,5

0,3

60,4

0,04

 

Витебская

1,1

0,012

23,2

14,03

0,6

60,6

0,1

Киевская

1,8

31,4

0,1

63,8

0,2

0,6

Ковенская

 

 

 

11,8

85,2

0,06

Минская

1,3

0,6

67,9

29,2

0,3

0,09

0,17

Могилевская

1,9

0,08

54,5

34,7

7

1,3

0.27

Подольская

0,4

72,7

0,02

26

0,03

0,25

Полтавская

3,9

2,1

0,4

62,2

0,5

27,7

1,1

 

Библиография:

1.      Билунов Д. Б. Правительственная политика в отношении римско-католической церкви (60-е г.г. XIX в) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1996.№ 4. С.19-43

2.      Бруннеман Ю. Краткий обзор цифровых данных // Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т.60. Седлецкая губерния.

3.      Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма во второй половине XIX в. // Вопросы истории. 1995. №9. С. 130-142.

4.      Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб: Изд-е ЦСК МВД, 1902-1904.

1) Виленская губерния. Т.4, 1903;

2) Витебская губерния. Т.5, 1899;

3) Волынская губерния. Т.8, 1904;

4) Киевская губерния. Т.16, 1904;

5) Ковенская губерния. Т.17, 1904;

6) Минская губерния. Т.22, 1904;

7) Могилевская губерния. Т.23, 1903;

8) Подольская губерния. Т.32, 1903;

9) Полтавская губерния. Т.33, 1904;

10) Варшавская губерния. Т.51, 1904;

11) Калишская губерния. Т.52, 1904;

12) Келецкая губерния. Т.53, 1904;

13) Ломжинская губерния. Т.54, 1904;

14) Люблинская губерния. Т.55, 1904;

15) Петроковская губерния. Т.56, 1903;

16) Плоцкая губерния. Т.57, 1904;

17) Радомская губерния. Т.58, 1904;

18) Сувалкская губерния.Т.59, 1904;

19) Седлецкая губерния. Т.60, 1904

5.      Солнцев В. Краткий обзор цифровых данных // Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т.56. Петроковская губерния.

6.      Щировский Г. Краткий обзор цифровых данных // Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т.55. Люблинская губерния.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Привисленского края, губерниях Привисленского края, Люблинской губернии, Западного края, губерний Привисленского края, католиков Петроковской губернии, губернии Привисленского края, число католиков, католики Ломжинской губернии, переписи населения, части Люблинской губернии, Седлецкой губернии, Подольской губернии, Ковенской губернии, украинские губернии, католического населения, Гродненскую губернии, губерниях Западного края, населения Северо-Западного края, всеобщей переписи населения.


Похожие статьи

Задать вопрос