Автор: Фомина Юлия Игоревна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Библиографическое описание:

Фомина Ю. И. Исследование этнической толерантности в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 86-92.

С первых дней своей жизни каждый человек включен в разнообразные социальные взаимодействия, в процессе которых приобретает социокультурный опыт. Будучи субъективно усвоенным, этот опыт становится неотъемлемой частью личности. В силу субъективности одни и те же социальные ситуации воспринимаются людьми по-разному. Современное общество, в котором происходит развитие, как правило, полинационально и поликультурно, и в сознании каждого социализирующегося субъекта присутствует не только образ своей этнический группы, но и «чужих» этнических общностей. Этот образ не возникает сразу, вдруг, ниоткуда, а проходит определённые стадии в своём становлении, которые связаны со становлением этнического самосознания в целом [1,7,9].

Этническое самосознание имеет определенные возрастные особенности и стадии развития (В.Ю. Хотинец). Этническое самосознание в подростковом возрасте характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Дети проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. На этом этапе происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультур­ных и этнопсихологических особенностях своей общности в срав­нении с иноэтническим окружением. Семья продолжает оказывать большое влияние на формирование этнического самосознания подростка, на становление его этничес­кой идентификации. Значительную роль в отнесении себя к тому или иному народу играет для подростка уровень авторитета роди­телей. Именно в связи с этим и возникает необходимость изучения вязи между этнической толерантностью и типом детско-родительских отношений [4,8,10].

Толерантность представляет собой терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Однако, толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Постоянное существование в полинациональной культуре особенно требует от любого человека терпения и к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [2,3,5].

В исследовании приняли участие 90 детей подростков в возрасте от 11-12 до 15 лет. Нами были использованы следующие методики:

1) авторская методика «Этнические ожидания» – испытуемым было предложено 20 ситуаций, в рамках которых им необходимо представить и описать свое поведение в процессе взаимодействия с ребенком другой национальной группы;

2) опросник «Подростки о родителях» – испытуемым предложено 51 утверждение, которые касаются особенностей их взаимоотношений с каждым из родителей [6].

Анализ ответов подростков показал следующее. Все ситуации, предложенные детям для анализа, можно условно разделить на следующие группы:

1) ситуации прямого непосредственного взаимодействия с представителями других национальных групп;

2) ситуации вынужденной смены места жительства, а, следовательно, и окружения;

3) ситуации, инициируемые взрослым человеком;

4) ситуации, которые связаны с информированием (возможность рассказать что-либо о своих национальных особенностях или узнать что-либо о других национальностях);

5) ситуации нормативного поведения.  

По результатам ответов выборку подростков можно разделить на 3 группы:

1) подростки с резко негативным отношением к инокультурному окружению (20%);

2) подростки с толерантным отношением к инокультурному окружению (50%);

3) подростки с нейтральным взглядом на национальные проблемы (30%).

Подростки чаще всего используют собственные установки и определения в построении взаимоотношений с представителями других национальностей, но при этом они сохраняют ориентацию на мнения родителей и, в большей степени, сверстников.

Разница в ответах испытуемых наиболее полно проявляется в ответах на 1 группу вопросов. Испытуемые 1 группы демонстрируют активное принятие представителей других национальных групп. Для данной группы национальность – это всего лишь 1 из признаков человека, не являющийся определяющим или значимым для оценки личности. Подростки данной категории готовы взаимодействовать на любом уровне отношений (это может быть дружба, влюбленность или даже брак). Именно для подростков данной категории национальные особенности в большей степени нивелированы: они воспринимают иностранцев также как  и «своих» сверстников – подростки осознают их отличия или непохожесть, но она присуща и обычным людям, которые окружают подростка. Данная группа не проявляет агрессии  отношении иностранцев и не приемлет подобных реакций с их стороны. В случае такого поведения  подростки предпочитают прекратить отношения с такими людьми, независимо от того, что их связывает. Именно момент справедливости является центральным в отношениях подростков данной группы – если по какой-то причине кто-то его не соблюдает, то подростки готовы пересмотреть свои отношения с этим человеком. Необходимо отметить, что в данном возрасте существенно снижается роль взрослого человека в решении спорных вопросов – подростки в любом случае предпочитают решать проблемы самостоятельно. Единственным исключением является непосредственное участие взрослого человека в подобной ситуации – в этом случае подросток обязательно обращается к нему, но не для того, чтобы он оказал ему помощь, а для того, чтобы доказать свою позицию в данной ситуации. В восприятии данной группы особенности поведения и психологии имеют наибольшее значение, поскольку именно на них будут ориентироваться подростки в выборе своего круга общения, остальные факторы будут просто накладываться на него.

Ответы 2 группы испытуемых в целом сохраняют общую линию, но отличаются меньшим принятием со стороны подростка. Данная группа готова к взаимодействию с только в том случае, если дети иной национальности сами проявляют инициативу. Они не склоны рассматривать их как чужих, но идти первыми на контакт также не готовы. Однако, в ответах данной группы также остается ориентация именно на особенности характера, а не национальные особенности человека. Однако подростки из данной группы в меньшей степени готовы к  взаимодействию с группой иностранцев – они уверены, что в данном случае национальные особенности будут проявляться сильнее, а это может существенно исказить отношения.

Наиболее существенны отличия ответов 3 группы испытуемых – подростки уверены, что общение гораздо желательнее среди своей национальной группы – люди, обладающие похожими особенностями, лучше понимают друг друга, такие отношения, с их точки зрения, менее конфликтны и сложны. Подростки не готовы общаться с представителями других национальных групп.  Однако, если дети часто просто не готовы к активному взаимодействию с ребенком-иностранцем, то они не допускают даже опосредованного общения (например, если люди другой национальности являются соседями). Ребенок другой национальности практически всегда неправым, а общение с ним будет носить характер неравноценных отношений (с доминированием русского ребенка). Подростки допускают возможность проживания рядом с представителями других национальных групп, но общение с ними предпочитают ограничивать или оно должно вообще отсутствовать. Причем, необходимо отметить, что подростки данной группы оказались не совсем готовы ощутить на себе подобное отношение со стороны другой национальности. Таким образом, можно увидеть 2 стандарта в общении с детьми-иностранцами: русский ребенок не готов их принимать, но и к непринятию со стороны сверстников не готов тоже. Можно отметить, что подобные реакции часто связаны с конкретными национальными группами и на остальное окружение могут не распространяться, но анализ предложенных ситуаций идет именно по таким наиболее «содержательным» для подростка национальным группам. Момент справедливости в отношениях будет сохраняться и здесь, но будет действовать двойной стандарт: правила для своих не распространяются на чужих и наоборот.

Ситуации 2 группы вызывают неоднозначные оценки со стороны подростков. В данных ситуациях большинство подростков проявляют единодушие – они не хотят менять свою национальную принадлежность.  Однако объяснить свою позицию смогла только часть подростков – они стремятся сохранить свою национальную принадлежность, поскольку считают ее наиболее удачной из всех возможных вариантов. Подростки, как правило, не только не представляют, но и не хотят представлять себя принадлежащими к другой национальной группе.  Однако, подросткам со специфическими национальными установками оказалось проанализировать данные ситуации несколько проще, чем остальной выборке. Остальная выборка существенно затруднилась с ответами. Этот факт также может свидетельствовать о значении внешних источников знания для подростка в плане ориентации в этнической информации. Также данный факт можно объяснить процессами группирования и формирования идентичности, обостряющимися именно в подростковом возрасте и формирующими именно такие взгляды на групповую принадлежность. Также подобная точка зрения может объясняться тем, что именно в подростковом возрасте заканчиваются, в целом, процессы формирования этнической идентичности.

При попытке описать другие ситуации данной группы ответы подростков оказались более информативными. Так, дети с толерантной ориентацией считают возможные культурные и образовательные обмены чрезвычайно полезными, поэтому они с удовольствием поехали бы в другие страны для учебы или пообщались бы с приезжими в РФ для того, чтобы помочь им с адаптацией. Дети с нейтральным отношением к иностранцам  в целом готовы к подобному взаимодействию, но они в меньшей степени склонны к помощи иностранцам у себя на родине.  Несмотря на толерантное отношение подростки данной группы не слишком склонны к активному взаимодействию, чем и объясняется подобная оценка. Необходимо отметить, что обе вышеназванные группы говорят об особом значении соблюдения тех норм и правил, которые приняты в конкретном регионе, поскольку при этом адаптация будет проходить легче и лучше. Однако, большинство подростков уверены, что межэтническое общение расширяет возможности личности, создавая новые условия для ее развития и функционирования. Разительно отличаются ответы последней части выборки: подростки со стереотипными взглядами не готовы покидать свою родину, даже если другое государство или страна предлагает им какие-либо выгоды. Они уверены, что любой человек должен оставаться там, где он родился, где живут его семья и друзья. Только самый крайний случай может заставить подростков данной группы покинуть родные места. Однако, даже если это произошло, они изъявляют желание общаться только с представителями своей национальной группы.  Однако, в данном случае будет иметь место одна интересная особенность: для себя подростки видят необходимость и свободу в сохранении культурных особенностей, а для иностранцев такой свободы они не выделяют, то есть имеет место двойная мораль для своих и для чужих. При этом обязательно сохраняется необходимость следовать законам конкретного государства, которые будут распространяться и своих тоже. Однако, в целом, подобные ситуации нежелательны, из чего вытекает абсолютное непринятие смешанных браков, дружбы, влюбленности.

Что касается ситуаций 3 группы, то под влиянием взрослого человека подростки готовы подчиняться определенным требованиям, если это соответствует нормам общества. Толерантные подростки готовы к отношениям с любым сверстником, они могут и умеют адаптироваться к любому человеку, для них подобная задача вполне посильна. Причем особенно значимы будут отношения кооперации, которые, с их точки зрения, необходимо реализовывать. Основная закономерность такова: нет национальных особенностей, есть особенности психологии, на которые и нужно ориентироваться. Независимо от того, являются ли деятельность общественно полезной или она удовлетворяет потребности одного из участников, она организуется с абсолютным принятием своего партнера. Подобная установка распространяется не только на деятельность, которая инициирована  родителем, но и также учителем или любым другим взрослым человеком. Для таких подростков значение имеет в большей степени не столько сам по себе результат деятельности, а именно возможность построить отношения. Для них любая деятельность – это, прежде всего, взаимодействие, независимо от его содержательной стороны. Что касается подростков с нейтральным отношением, то выделенные выше основные особенности и характеристики сохраняются, но подростки в меньшей степени заинтересованы в организации взаимодействия, они ориентированы на результат. Единственным исключением являются ситуации, при которых ребенок-иностранец является близким другом, - однако, в подобном случае строить деятельность и взаимодействие оказывается сравнительно легче. Так же как и в предыдущей группе, отсутствует элемент соперничества, отношения должны быть кооперативными и доверительными. Оставшаяся часть подростков  резко отрицательно настроена в отношении возможности участия в подобной деятельности – она нежелательна не только в случае ее общественно-полезного характера, но и особенно в случае ее личного значения для подростка. Взаимодействие крайне ограничено, оно может осуществляться только под влиянием или особо значимого взрослого человека или в исключительных жизненных обстоятельствах. Подростки данной группы не воспринимают детей другой национальной принадлежности такими же, как они сами. Именно подростки данной категории предпочитают четкое распределение функций в совместной деятельности, которая будет предполагать лишь незначительное взаимодействие.  Подростки данной категории готовы взаимодействовать с ребенком-иностранцем только в том случае, если он будет один;  если же имеет место группа детей другой национальности, то русский подросток всеми силами постарается отказаться от общения. Деятельность, при этом, будет построена уже на элементах соперничества.

Ситуации 4 группы в наибольшей степени будут иллюстрировать всю систему этнических представлений подростка – это связано с тем, что в вопросах данной категории прослеживаются все признаки, которые в восприятии и сознании подростка имеют этническую смысловую нагрузку. Ответы подростков также можно разделить на 3 категории. Подростки с толерантной ориентацией охотно готовы посещать разнообразные кружки и факультативы, где они смогут больше узнать об особенностях других национальных групп. Подростки готовы не только сами воспринимать подобную информацию, но и активно рассказывать о национальных особенностях своего народа. Многие подростки данной группы считают, что было бы полезно организовать специальные уроки, где информации касалась бы именно разнообразных национальных групп. Дети уверены, что подобные уроки существенно повысят уровень национальной терпимости и помогут разрешить многие конфликты и недоразумения. Подростки данной группы с удовольствием общались бы со сверстниками, которые  рассказывали бы им о своем народе, в связи с чем именно дано группе наиболее близка идея культурного и национального обмена. Они живо интересуются особенностями своего народа, поэтому всегда с удовольствием поддерживают национальную тему. Подростки с нейтральной ориентацией в национальном вопросе так же готовы узнавать что-либо новое о других этносах, но они не считают необходимым это оформлять каким-либо образом. С их точки зрения, если человек захочет, они сам найдет нужную ему информацию (например, в книгах или в СМИ). В целом, они готовы посещать соответствующие кружки или факультативы, но, по их мнению, это может превратиться в обязанность, а, значит, их главная цель достигнута  не будет. При этом, сами подростки неохотно согласились бы рассказывать  о своем народе – они уверены, что  это должны делать люди, которым хорошо знакомы специфические национальные особенности. Сама по себе национальная тема кажется подросткам той группы не очень интересной  в плане общения, но если она затронута, то подростки готовы ее поддержать. Подростки данной группы довольно терпимо относятся к рассказам других людей о своих национальных особенностях, однако, в целом, они уверены, что национальные особенности нельзя не учитывать в процессе построения взаимоотношений, поскольку они будут оказывать свое влияние на образ мыслей партнера, на его поведение, на его отношение к окружающим вещам и т.д. Подростки с установочным отношением к данным вопросам не хотят знакомиться с любой информацией относительно иностранцев. Они готовы посещать разнообразные кружки и факультативы, но только в том случае, если там им будут рассказывать об их народе. Подростки уверены, что необходимо ввести такой предмет как краеведение – тем детям больше могли бы рассказывать об истории, географии своей национальной группы, больше иллюстрировать культурные особенности (причем, желательно, чтобы такие уроки носили обязательный характер для всех). Если для других подростков подобные просветительские мероприятия – это попытка больше узнать о других, то для подростков данной группы – это еще одна попытка доказать окружающим собственную отличительность и уникальность. Подростки, при этом, не готовы к восприятию подобной информации от других  народов. Сами подростки готовы принимать участие в подобных просветительских мероприятиях, но, опять же, если они будут касаться только своей национальной группы. Они готовы знакомится с подобной информацией о других национальностях в рамках школьного курса (например, на уроках истории, географии, МХК), но дополнительная информация им не нужна. В связи с такой позицией у подростков специфичное восприятие и межнациональных отношений – они уверены, что ни при каких условиях невозможно достижение взаимопонимания  между представителями разных народов.

Ситуации 5 группы также оцениваются неоднозначно. Подростки с толерантной ориентацией склонны следовать определенным нормативам в отношениях с окружающими любой национальной принадлежности. В любой ситуации они воспринимают человека иной национальной принадлежности так же, как и своего обычного сверстника. Таким образом, если правила нарушены, это необходимо исправит тому, кто это сделал. Подростки данной группы всегда стремятся разобраться в сложных ситуациях и найти выход, который устроит обе стороны. Однако в случае грубого нарушения определенных норм, они готовы указать на это виновному. Необходимо отметить, что именно для детей данной группы оказалось легче всего признать свою вину в сложной ситуации (если это имеет место) – они готовы изменить свое поведение так же легко, как этого требуют обстоятельства. Подростки данной группы более конструктивно воспринимают критику (правда только обоснованную) – они уверены, что в ней всегда есть рациональное зерно, на которое необходимо обратить внимание. Подростки уверены, что критику необходимо отличать от придирок, которые уже связаны в большей степени не с желанием обратить внимание на какие-либо недостатки, сколько с личным предвзятым отношением к окружающим. Таким образом, данная группа подростков реализует линию нивелирования национальных особенностей окружающих людей. Что касается подростков с нейтральной ориентацией в отношениях, то они в целом сохраняют позиции предыдущей группы. Что же касается подростков с установочным отношением, то они также стараются соблюдать большинство норм и правил в отношении с окружающими. С их точки зрения, люди иной национальной принадлежности обязательно должны знать о них и следовать им даже в большей степени, чем представители своей национальной группы, которые проживают на своей территории. С точки зрения подростков данной группы, иностранцам желательно проживать среди своих, но обязательно руководствоваться правилами того региона, на территории которого они живут. Подростки данной группы считают, что вполне возможно создавать особый свод правил, которые будут распространяться только на коренных жителей конкретного региона. В случае нарушения правила подростки с большей вероятностью готовы признать именно ребенка иной национальной принадлежности виноватым  в силу его отличительных особенностей.  Более того, подростки уверены, что если представители своей национальной группы могут нарушать некоторые правила и нормы, то представителям чужих национальных групп это категорически запрещено. Подростки данной группы не слишком склонны разбираться в сложившихся обстоятельствах: если они замечают, что представитель своей национальной группы конфликтует с представителей чужой национальной группы, то они готовы помочь именно своему (даже если он виноват сам в сложившейся ситуации). Также довольно жестко подростки воспринимают критику: если в отношении представителя своей национальной группы подросток еще может воспринять критические замечания в свой адрес, то в отношении людей иной национальной принадлежности такая ситуация невозможна – подросток категорически не готов прислушиваться к ним (даже если для этого есть повод). Однако сами подростки считают вполне возможным распространять критические замечания в адрес инокультурного окружения. Также данная группа подростков признает важность и необходимость учета национальной принадлежности в процессе взаимодействия с окружением, но само восприятие и анализ их не позволяет выстроить отношения с таким окружением.

Таким образом, в подростковом возрасте в оценке как совей, так и чужой этнических групп присутствует уже ориентация не только на мнение своего окружения, но и на собственные знания и представления.  Более того, подростки в целом готовы расширять свои знания о национальном окружении и национальных особенностях.

Методика «Подростки о родителях» посвящена анализу взаимоотношений подростка с каждым из родителей. Ситуации, предложенные для анализа, могут быть разделены на несколько групп: 1) ситуации оказания поддержки; 2) ситуации наказания; 3) ситуации контроля.

В целом, анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что большинство подростков демонстрирует большую заинтересованность матери в процессе воспитания ребенка, чем отца. Как правило, в подобных ситуациях стиль взаимоотношений между ребенком и родителями прослеживается достаточно четко, что же касается другого родителя, то отношения с ним оказываются менее определенными и более расплывчатыми. Только небольшой процент детей демонстрирует равное участие обоих родителей в процессе воспитания или доминанту в семье отца. Необходимо отметить, что подобное разделение можно объяснить особенностями современного развития российского общества.  Кроме того, именно в подростковом возрасте матери быстрее обнаруживают изменения в поведении ребенка, что также может приводить к акцентированию отношений именно с этим родителем. Можно отметить, что в целом сохраняется выделенное в других возрастных группах распределение стилей детско-родительских отношений:

1) авторитарные взаимоотношения (они присутствуют в ряде случаев доминанты матери и во всех случаях доминанты отца) – 20%;

2) кооперативный тиль (он присутствует в случае доминанты матери и равном участии родителей) – 50%;

3) симбиотические взаимоотношения (они присутствуют в случае доминанты матери) – 30%. 

Кооперативный стиль взаимоотношений построен на взаимном уважении и принятии. Даже, несмотря на некоторое снижение родительского авторитета, подростки все равно стараются прислушиваться к советам и рекомендациям родителей. Подростки знают, что могут им доверять и положиться на них в любой ситуации и в любой момент. Это создает особую ценность таких отношений для подростка, поскольку вопрос доверия является одним из ключевых в данном возрасте. Если подросток воспитывается в полной семье, то, чаще всего, оба родителя обладают одинаковым статусом и одинаковым значением для него. Часто в подобной ситуации главенство отдается матери. Полностью оно будет отдаваться матери в ситуации неполной семьи (необходимо отметить, что в сиу особенностей своего развития неполная семья часто характеризуется симбиотическим стилем взаимоотношений, но 10% подобных семей могут быть отнесены именно к данной группе). Подростки данной группы характеризуют свои отношения с родителями как открытые, теплые – родители свободно демонстрируют свое отношение к ребенку, причем как на вербальном, так и на невербальном уровне. Родители, как правило, обязательно транслируют подростку определенные правила, но при этом не ощущается тотальный контроль за поведением; взрослые обязательно предоставляют необходимую в данном возрасте свободу ребенку. Подобные правила всегда едины для ребенка: он знает требования, которые к нему предъявляют и наказание за их неисполнение. Однако, даже при этом, подростки отмечают, что родители не всегда предоставляют столько свободы, сколько им бы хотелось. Как правило, у подростков данной группы есть своя «территория» (это может быть комната или специальный уголок в квартире), где только они являются полноправными хозяевами – родители разрешают организовать ее так, как они хотят. Родители данной группы редко специально вмешиваются в дела ребенка, но всегда готовы выслушать его, поддержать и помочь, если это оказывается необходимо. Родители стремятся знать о друзьях или увлечениях своего ребенка – но это не представляет собой навязчивый интерес с директивными указаниями – они просто стремятся быть в курсе того, что волнует или интересует их ребенка. Они терпимы по отношению к детям и по отношению к окружающим их людям. Именно это качество и будет центральным для подростков из таких семей – они должны быть терпимыми. Терпимость не означает принятие всего и всегда, но оно оказывается необходимым при построении отношений с окружающими.  Именно подростки данной группы будут реализовывать практику полного и толерантного принятия людей иной культурной принадлежности. Часто сюда относятся и дети с нейтральным отношением к данным особенностям. Подростки данной группы готовы воспринимать людей иной национальной принадлежности именно такими, какие они есть. Детям последовательно транслируется идея, что люди все разные, а особенности поведения или отношения зависят не от национальных особенностей, а от особенностей самого человека. Подростки данной группы лишены специальных установок в отношении инокультурного окружения – можно сказать о том, что они владеют определенными этническими стереотипами, которые будут восприниматься всего лишь как совокупность отличительных особенностей каждого этноса, в том числе и своего. Дети данной группы готовы строить отношения с иностранцами любой степени близости, воспринимая этих людей как равных себе. У них в большей степени развито стремление узнать много нового и интересного как о своем народе, так  и о других народах. Можно сказать, что все эти особенности неизменно будут вытекать из особенностей построения семейных отношений.

Что касается подростков с симбиотическим стилем детско-родительских отношений, то многие характеристики предыдущего стиля и здесь. Подростки также характеризуют свои отношения с родителями  как достаточно теплые и открытые, но они более зависимы в силу специфической семейной ситуации (в эту группу чаще всего попадают подростки из неполных семей). В силу этого ребенок и родитель долго остаются единым целым, они психологически представляют собой один объект. Подростки данной группы характеризуются меньшей самостоятельностью и большей отгороженностью от окружающих, в силу этого, в оценке национальных особенностей они предпочитают сохранять дистанцию.  В любом случае обязательно присутствует контроль за поведением подростка, но он опять же не является авторитарным и тотальным, а воспринимается как беспокойство за ребенка – за его состояние, поведение, отношения.  Однако даже при таких отношениях родительский авторитет для подростка высок и заметен. Как большинство родителей, данная группа обязательно формирует определенные правила  для ребенка, они не навязываются  и представляют собой в большей степени некие нормы, которым желательно следовать в жизни. Однако если у предыдущей группы правила всегда контролируются, то в данной группе иногда может наблюдаться некоторая родительская непоследовательность в контроле за ними – часто родители допускают некоторый отход или отвлечение от конкретного правила (однако, подростки отмечают, что такие моменты в целом не характерны и встречаются не так часто). У таких подростков несколько меньше свободы, они больше контролируются своими родственниками  в плане организации свободного времени, но само содержание времени при этом также не навязывается – ребенок может общаться с кем он хочет, и где он хочет, главное – чтобы родитель знал об этом. У подростков данной группы обязательно есть своя территория (хотя иногда близость с родителем может ощущаться и в этом – то есть отдельной своей территории может и не быть, но подросток не испытывает дискомфорта по этому поводу), на которую родители также не претендуют. Часто подростки данной группы воспринимаются родителями как свои друзья – они могут обращаться к ним по любым вопросам, которые их интересуют.  Для них практически не существует запретных тем – часто родители выполняют роль своеобразного сверстника. Для таких подростков в отношениях также важна поддержка – они стремятся всегда ощутить защиту и психологический комфорт, прием дети стремятся ощутить данные проявления как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Подростков данной группы родители также могут больше хвалить, чем другие категории родителей; однако в целом, родители довольно терпимо относятся к подросткам, что выливается и в специфическое отношение подростков к окружающим. Дети данной группы также довольно толерантны в оценке иноэтического окружения; они готовы принимать окружающих именно такими, какие они есть со всеми специфическими особенностями и характеристиками.  Однако, в оценке национальных особенностей подростки данной группы проявляют больше осведомленности и реализма – они уверены, что национальными особенностями нельзя пренебрегать, поскольку они будут являться важным фактором, который необходимо учитывать при построении взаимоотношений любого уровня. Тем не менее, сами подростки готовы пойти на любой уровень отношений с представителями других национальностей только в случае учета этих особенностей другой стороной. Интерес обязательно имеет значение и плане ознакомления – подростки готовы и хотят узнавать что-либо новое о других людях. Но при этом отношения все равно остаются несколько дистанцированными – подростки воспринимают иностранцев все-таки как несколько других. У подростков также имеются некоторые этнические стереотипы, но они, также как и в предыдущей группе, не имеют характер установки или предубеждения. Кроме этого, именно для данной группы детей характерно выделение недостатков своей национальной группы. Для них характерно более рациональное восприятие национальности и своих национальных особенностей, в то время как другие  части выборки в большей степени ориентированы на эмоциональные компоненты в оценке, которые часто являются разными и даже полярными по знаку.

Последняя группа представляет родителей авторитарного типа. Необходимо отметить, что в подростковой группе с подобным стилем детско-родительских отношений имеет место одна интересная особенность: как правило, дети не возражают родителям в рамках конкретной жизненной ситуации или возражают незначительно, но в общении с окружающими они часто проявляют нетерпимость  и агрессивность, которые могут быть рассмотрены как своеобразная реакция реагирования. Таким образом, можно сказать, что подростки определенным образом перенимают родительские модели поведения. Отношения с родителями подростки оценивают как достаточно отстраненные и дистанцированные. Тем не менее, авторитет родителей остается достаточно высоким для подростков данной группы. Как правило, родители имеют свои определенные представления о том, каким должен быть их ребенок, как должно быть организовано его время, с кем он должен дружить и чем заниматься. Именно категория долженствования является центральной в системе таких отношений. Часто подросткам делегируются многочисленные правила именно через понятия «должен» или «обязан». При этом они достаточно последовательны в своих требованиях, в силу чего подростки всегда знают, что они должен делать практически в каждый момент времени. Родители стремятся знать все о своем ребенке, причем это носит характер не просто родительского интереса, а опять же  наполняется элементами контроля. Ребенок должен следовать родительскому мнению и воплощать собой тот идеал, который важен именно. У таких подростков часто не бывает своего психологического пространства. Родители данной группы редко хвалят подростков, а вот конфликты носят затяжной характер, причем первый шаг к примирению должен сделать именно ребенок. Такие родители редко критикуют своих детей в присутствии окружающих – все остается в пределах конкретной семейной системы. Помимо отсутствия психологического пространства подростки нередко лишены и пространства территориального – даже если они имеют свой уголок или комнату в квартире, то часто родители вмешиваются  в ее устройство. В силу дистанцированности отношений подростки часто не могут подойти к родителям с различными вопросами, они воспринимаются как фигуры наставников и дисциплинаторов, в связи с этим ведущим для подростков оказывается группа сверстников. Так как подростку необходима группа, в которой бы его принимали, а также, так как подростки  привыкли к авторитарному распределению ролей в группе, то этим можно объяснить их приверженность к группам с этнически нетерпимой системой взглядов.  В целом, само отношение таких подростков к иностранцам в большей степени нейтрально, но особенности семейной ситуации и желание быть принимаемым делает подростка в определенной степени зависимым и заставляет его реализовывать националистическую линию поведения и отношения. Этим можно объяснить и тот факт, что подростки данной группы предпочитают дистанцироваться в отношении с иностранцами и не готовы проявлять какие-либо активные действия в их отношении. Подростки уверенно считают, что национальные особенности – это один из разъединяющих факторов людей; люди никогда не найдут взаимопонимания из-за различной национальной принадлежности. Подростки данной группы, также как и всей остальной выборки, владеют определенными стереотипными представлениями об иностранцах, но они воспринимают их как истинный портрет конкретной национальной группы, в силу чего у них сформирована определенная система предубеждений и установок. Несмотря даже на то, что они касаются только конкретных национальных групп, националистические тенденции обнаруживают себя в оценке любого иностранца. Необходимо отметить, что, так как само по себе предубеждение закладывается в раннем возрасте, а возможность непосредственных и длительных контактов с иностранцами отсутствует, то можно сказать, что значение в их формировании сыграли именно родители. Подростки данной группы категорически не хотят строить отношения  иностранцами на любом уровне близости.

Взаимосвязь между данными показателями также доказывается с помощью критерия  согласия χ2. 

Таким образом, подростковый возраст зависим от мнений и установок родителей. При этом именно система детско-родительских отношений формирует в данном возрасте основные компоненты и качество оценки. В целом, анализируя результаты данных методик, можно говорить о том, что в своих взглядах и оценках подростки ориентируются на мнения родителей: от них зависит как сама возможность осуществления контактов с представителем другой национальности, так и особенность этих контактов. Таким образом, стиль детско-родительских отношений непосредственно определяет уровень этнической толерантности в подростковом возрасте.

 

Литература:

1.      Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-вo МГУ, 1983. - 144с.

2.      Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории: дисс. … канд. психол. н. – Москва, 2000. – 24 с.

3.      Андреева Т.В. Психологи современной семьи. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.

4.      Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 208 с.

5.      Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – С. 9-20.

6.      Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: 2008.

7.      Психология и культура /Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.

8.      Сапогова Е. Е.  Психология развития. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

9.      Стефаненко Т. Г. Этнопсихология.  – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.

10.  Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. – 240 с.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Исследование этнической толерантности подростков в связи с типом детско-родительских отношений»), проект № 10-06-59603а/Ц.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle