Библиографическое описание:

Чулуунбат Д. Традиционное семейное воспитание детей в Монголии // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 151-153.

Монголы – один из древнейших народов Земли. Традиционное монгольское воспитание представлено классической цивилизацией кочевого образа жизни, религией буддизма и шаманизма и, конечно, монгольским языком.

При воспитании ребенка монголы придерживались определенных правил, соответствующих возрастным периодам:

 - в возрасте до 5 лет – возноси, как хана (нужно стараться содержать совершенно чистыми ум, язык и тело);

- в возрасте от 5 до 11 лет – води за собой, словно тень (родители учат своих детей домашним заботам и т.д. );

- в возрасте от 11 до 16 лет – учи самостоятельности;

- с 16 лет стань для своего ребенка другом [143.C. 41-45]. (Доёд У, Нэргуй Н. Сургалтын технологи шинэчлэлийн узэл баримтлал. - УБ,  1999.- Ху. 41-45).

Дети – дар небес, по буддийскому вероучению, и их надо бережно воспитывать. Традиционное монгольское воспитание в семье предполагает воспитание дисциплины у детей. Однако дисциплина не жесткая, родители уважают своих детей, дети же, почитая взрослых, обращаются к родителям только на «Вы». Из поколения в поколение молодежь прислушивалась к мнению взрослых и шла в ногу с обычаями общества. Для Монголии характерна связь между поколениями в семье, где детей воспитывают не только родители, но и многочисленные родственники. Особую роль в семейном воспитании играет бабушка. Почти вся гамма чувств – страх, радость, стыд, нежность – развивается у маленького человека в общении с бабушкой, которая очень близка, терпелива, порой жалостлива и бесконечно мудра. Она первая приучает к порядку, дает житейские навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не их одних только радостей.

Монгольское воспитание мальчиков и девочек отличается. Большую роль в формировании будущего «настоящего монгольского мужчины» играет отец, для девочки – мать.

Система воспитания мальчиков предполагает овладение умением присматривать за домашними делами, для чего необходимы аккуратность, выносливость, смекалка.

Девочке необходимо быть отзывчивой, способной с одного взгляда понимать  состояние близких людей и действовать в соответствии с этим. Учили, что грубость несовместима с женственностью; воспитывали быть осмотрительной, осторожной. Говорили, что ей суждено стать женщиной, дарить жизнь, и, оберегая себя, оберегать будущее; быть вежливой, уважительной.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно широкий спектр фольклорных средств воспитания, которые можно достаточно условно распределить по различным целевым направлениям воспитательного процесса:

- пословицы - для социально-этического воспитания;  

- загадки - для умственного воспитания;

- песни – для эстетического, патриотического воспитания;

- сказки – для разных видов воспитания [58. C.6]. (Кульганек И.В. Мир монгольский народной песни.- СПБ.: Петербургское Востоковедение, 2001.- С 6).

Согласно мнению Долгорсурен Б. [38] (Долгорсурен Б. Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка: Автореферат. канд. психол. наук. – Москва, 2004.-20с.), в бесценных сокровищах педагогической мысли монголов, дошедших до нас, до нашего сознания через узы наших прародителей, отражены и приведены в систему методы и средства традиционного семейного и общинного воспитания.

1.       Устное народное творчество, фольклор. В него входят крупные эпические произведения, сказки, мифы, легенды, предания, пословицы, песни, загадки.

2.       Народные игры. Всесторонние развитие личности ребенка предполагает постоянно возрастающую свободу, развитие  инициативы, самостоятельности, а, главное, возможностей и физической силы, способностей и задатков. Монголы говорят, что «Человека по друзьям, а ребенка по игрушкам узнают».

В фольклоре всегда отражаются  черты национального характера:

- скромность и скрытность: у монголов свои тайные представления об умении добиться успеха. Они никогда не заявляют о том, что владеют ключом к победе во всех случаях жизни, это потому, что ключи есть, но не все и не всегда находят им правильное применение. Эта тайна с виду проста, как улыбка на лице самого человека, но чтобы по-настоящему понять и узнать, и, наконец, использовать в своем победоносном действии, нужен не просто хороший, полноценный перевод, но и умение постигать истину. Например: эр хуний замын хузуу урт – у мужчин дорога длинная; хэлснээ хээр гээхгуй, санасанаа салхинд алдахгуй байх- не терять сказанное в поле, не пускать задуманное по ветру (быть хозяином своих слов);

- трудолюбие: родители распределяют свои обязанности по воспитанию детей и прививают им с раннего детства любовь к труду. Дети с ранних лет, едва начав ходить, заносили в юрту аргал, накрывали на стол, подносили старшим пищу. Дети в возрасте 4-5 лет уже помогали по хозяйству, приобретая при этом скотоводческие навыки. Ажил хийж хун болдог, ар давж морь болдог – совершивший труд становится человеком, а преодолевший перевал становится скакуном; эрхийг сурахаар бэрхийг сур – лучше учится умениям, чем капризам (горе красит человека);

- смелость: зоригтой хунийг зол дагадаг (смелого человека сопровождает счастье).

- любовь и уважение к старшим: Ах нь сургаж дYY нь сонсдог (старший брат учит, а младший слушает); ахмадын сургаал алт (наставление старших – золото);

- терпение: Чоно зуусандаа, морь харайсандаа (волк хватает в схватке зубами, конь – в  прыжке);

- отношение к окружающему миру: мууг ойлгохгуйгээр сайныг унэлж чадахгуй (не познав плохого, не оценишь хорошего);

Многие монгольские ученые обращались к принципам традиционного монгольского воспитания. В частности, Ц. Цэвээн [155], (Цэвээн Ц. Боловсрол- УБ,1990.- №2.- Ху.108) так сформулировал принцип монгольского традиционного воспитания: через конкретную деятельность дети овладевают знаниями и формируют характер.

В свой работе Долгорсурен.Б [38] отмечала, что у монголов достижение цели воспитания осуществлялось, во-первых, благодаря раннему приобщению детей к традиционным видам производственной деятельности, во-вторых, привлечение к труду носило дифференцированный и непрерывный характер с учетом пола и возраста, в-третьих, этот процесс сопровождался серьезной морально-психологической подготовкой, в четвертых, практические знания и умения отличались высоким профессионализмом.

Ч. Жачин [144] (Жачин Ч. Ардын сурган хумуужуулэх узэл, баримтлал зарчмын тухай асуудал. // Боловсрол сэтгуул. - УБ, 1992.- Ху. 102-108.) отмечал следующие принципы традиционного монгольского воспитания:

1. Старший учит, младший на ус мотает

2. В трудах человек человеком становится

3. Не учись баловаться, а учись не жаловаться (эрхийг сурахаар бэрхийг сур);

4. Договоры – к ладу, наговоры – к разладу

5. Не встал в час тигра (спозаранок) – считай, день пропал, не учился сызмала – считай, жизнь пропала (кто рано встает, тому бог подает (барс цагт босохгуй бол одрийн ажил алдагдана, багадаа эрдэм сурахгуй бол онийн явдал алдагдана));

6. Держи строгость снаружи, а чадолюбие внутри (люби детей внутренне, но не внешне (хайраа дотроо, халаа гаднаа)).

У каждого народа существуют умения и навыки воспитания и образования, которые постепенно совершенствуются и передаются из поколения в поколение. Национально-культурные стереотипы общения устойчиво сохраняются веками без изменений, порой уходя корнями в глубочайшую древность [9. C.13]. (Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура. Советская энциклопедия, 1978. - № 5.- С 13.). Они являются общепринятой социальной нормой, с помощью которой общество объединяет людей; унифицирует их образ жизни [8]. (Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симс», 1995.)

В фольклоре отражены не только принципы воспитания, но и система подготовки учителя. Такая подготовка помогает студенту освоить педагогические средства, проверенные многовековым опытом, кроме того, она имеет значительный воспитывающий потенциал формирования личности, национальной идентичности будущего учителя.

В настоящее время монгольская система образования очень схожа с российской (дошкольное, начальное, неполное, полное и высшее образование). Обучение в монгольских школах в свете реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов).

Начальная школа в Монголии является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В первом классе начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку, квадрат, треугольник, но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном и устном виде (похвала “хорошо”, “отлично”, “молодец” и т.д.). Со второго года дети получают оценки кредитной системы (если 90% -100% - А, 80%- 89%- В, 70%-79% - С, 60%- 69%- D, 0%-59%- F). Но первоклассники получают в конце первого года оценки кредитной системы.

Таким образом, в народной монгольской педагогике все задачи, связанные с формированием личности, решаются на основе активного участия воспитуемого в трудовой жизни, что вполне согласуется с основными принципами традиционной народной системы воспитания.

 

Литература:

1.      Галактионова Н.А.  Этнопедагогика: учебное пособие. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 144 с.

2.      Баттогтох Д., Жачин Ч. Ардын сурган хумуужуулэх овоос (Народные педагогические традиции). – Уланбатор: Сурган хумуужуулэх ухааны хурээлэн, 1991. – 96 х.

3.      Гаадамба Ш, Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиол (Монгольский народный фольклор). // Улан-Батор, 1998.

4.      Дашням Л. Монголчуудын хун бутээдэг ухаан. (Наука о воспитании и развитии человека в Монголии). – Уланбатор, 2000. – 150 х.

5.      Эрдэнэ-Очир Г. Ардын сурган хумуужуулэх зуй. (Народная педагогика). - Уланбатор:  Гэгээрлийн яам, 1998. – 148 х.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle