Автор: Кислова Ася Исааковна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Библиографическое описание:

Кислова А. И. Арт-терапия как составная часть психокоррекционной реабилитации детей с познавательными и интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 66-69.

В статье представлен трехлетний опыт работы в реабилитационном отделении Набережночелнинского психоневрологического диспансера РКПБ им. Акад. В.М.Бехтерева с пациентами детского отделения. Приводится описание различных техних, используемых в групповой и индивидуальной работе, а также творческие работы детей. Полученные результаты убеждают в эффективности арт-терапии и подталкивают к поиску новых подходов, синтезу различных видов и техник, что в свою очередь способствует ориентации на решение сложных задач реабилитации маленьких пациентов.

Арт-терапия является междисциплинарным методом коррекции, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основа – художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий  клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» впервые использовалось с 1940 гг. в англоязычных странах для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством, с целью их лечения и реабилитации [3, с. 9].

В статье описывается применение арт-терапии  в психокоррекционной  практике, осуществляемой отделением реабилитации психоневрологического диспансера города Набережные Челны. В основе деятельности отделения лежит трудотерапия, терапия занятостью, психотерапия, элементы психообразовательных программ  и терапия искусством.

Арт-терапия является такой терапевтической практикой, которая использует возможности изобразительного искусства в сочетании с лечебными факторами, связанными с отношениями пациента со специалистом и группой. Существуют разные модели и организационные формы арт-терапии, в том числе разные варианты групповой и индивидуальной арт-терапии – динамический, тематический и студийный варианты, каждый из которых имеет свои достоинства и показания к применению [1,с. 31]. Выбор форм и моделей арт-терапии, применяемых для психокоррекционной работы, обусловлен составом пациентов, общими сроками стационарного лечения, имеющимися материалами и средствами. Прежде всего, в данной работе учитывались сроки стационарного лечения, зачастую короткие (30-40 дней), и контингент детей, смешанный в половом и возрастном отношении. В связи с этим состав группы все время варьировался и видоизменялся. Дети получали медикаментозное лечение, индивидуальную психотерапию, физиолечение, ЛФК. С сентября 2006 года на базе психоневрологического диспансера в отделении реабилитации с пациентами детского отделения ведется индивидуальная и групповая арт-терапия. С учетом всего вышеизложенного количество встреч варьируется от 10-12,  из расчета на 30-40 дней госпитализации. Частота занятий – два раза  в неделю по одному часу. В своей работе с детьми в отделении реабилитации психоневрологического диспансера сочетаются элементы групповой и индивидуальной работы. Выбор форм и методов варьируется, в зависимости от состояния детей и комплектации их в группы. Такой подход объясняется непостоянством состава групп, наличием в них детей с различными психическими расстройствами и соответственно с разными познавательными возможностями. Индивидуальные занятия позволяют учитывать особенности каждого ребенка и создавать более доверительные отношения с арт-терапевтом. В тоже время,  групповой метод арт-терапии в некоторых случаях оказывается более результативным, так как несет под собой определенную групповую динамику и эмоциональное воздействие всех членов группы друг на друга.

 

Условия   проведения арт-терапевтических занятий

Занятия проводятся в специальном большом просторном помещении, рассчитанном на индивидуальные и групповые встречи. По периметру всей комнаты на полу лежит ковер, так как много заданий дети выполняют лежа и сидя на полу (см. рис. 1).

Рис.1

Кабинет для арт - терапии

Там же находятся два аквариума, клетка с двумя волнистыми попугайчиками, аквариумы и клетки с хомячками, большое количество цветов, игрушки всех видов, как для тематических заданий, так и для игротерапии и куклотерапии (см. рис. 2,3,4,7,8).

Рис.2        Аквариум

Рис.3      Попугайчики

Рис.4     Хомячки

Кроме этого, стационарно установлена ширма для показа театра кукол с участием детей и фортепиано для музыкального сопровождения всех занятий арт-терапией (см. рис. 5,6).

 

 

Рис. 5      Фортепиано

 

 

Рис. 6 Ширма для кукольного театра

Рис. 7  Лего для игротерапии

Рис.8     Цветы

 

В ходе арт-терапевтических занятий используются разные материалы и техники: рисование, изготовление коллажей (с использованием журналов, цветной бумаги),  роспись по дереву, лепка из пластилина и теста (см. рис. 9, 10, 11).

Рис. 9  Стимульное рисование

Рис. 10     Лепка

Рис.11 Роспись по дереву

 

Также активно используется в качестве художественного материала гели с блестками, природные материалы (сухие листья, шишки, ветки, цветы, крупы, ракушки и т.д.).

Рис.12 Музыкальные инструменты

Рис. 13 Сказкотерапия

Рис. 14 Музыкатерапия

Сессии согласованы с режимом детского отделения, сочетаются с физкультурными занятиями, которые проходятся в спортивном зале, с лечебными процедурами. Они проходят в одно и то же время – после  завтрака и до прогулки. В своей работе арт-терапевт руководствуется разработками и рекомендациями А.И. Копытина по проведению арт-терапевтических занятий с пациентами психиатрических клиник и диспансеров (Копытин А.И., 2006, 2007). Работы детей, созданные на занятиях по арт-терапии, хранятся в специальном закрытом кабинете арт-терапевта и ординаторской детского отделения. С постоянной периодичностью работы выставляются в холле больницы для просмотра, как пациентов, так и их родственников. Данные выставки пробуждают живой интерес к занятиям по арт-терапии у пациентов, выступают стимулом для создания новых художественных работ, повышают самооценку у детей, помогают утвердиться им в качестве художников, кроме того, меняют представление и отношение некоторых врачей к данному виду деятельности своих клиентов. Достаточно часто дети проявляют интерес к срисовыванию или прямому копированию понравившихся рисунков из книг, также пользуются большим спросом раскраски. В подобных особенностях художественной деятельности пациентов можно усмотреть не только проявление последствий болезни, но и защитно-приспособительные реакции, понимание и поддержка которых может способствовать процессу лечения и реабилитации [1, с. 36-37].

Цель и задачи арт-терапии

Целью индивидуальной и групповой арт-терапии является комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.

Психокоррекционные задачи:

1.             устранение или ослабление имеющихся у детей поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных и тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.

Психопрофилактические задачи:

1.           формирование у детей арт-терапевтической программы положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции  и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к социуму;

2.           усвоение опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие этапы, как замысел, воплощение и результат - основы для разных видов деятельности в повседневной жизни [2, с. 31-32].

Описание процесса арт-терапии. Примеры работы детей с разными материалами, используя разнообразные техники, применяемые в ходе занятий  

Арт-терапевтические занятия проводятся в диспансере с 2006 года. С первых занятий возникла необходимость выбора разнообразных форм и методов арт-терапии, которые соответствовали бы специфике детского отделения. В связи с этим, мы стараемся использовать комплексный подход, который включает в себя технику стимульного рисования Р.А. Сильвера (см. рис. 9), технику фотоколлажа (см. рис. 16), технику «каракули» в создании спонтанных образов,  музыкотерапию (см. рис. 12, 14), сказкотерапию (см. рис. 13), ритмику. 

В качестве примера работы в технике стимульного рисования Р.А. Сильвера можно привести работу Максима. Процедура проведения занятий с использованием данной техники единообразна, она включала в себя расположение перед ребенком стимульных рисунков по группам, затем выбор пяти карточек, а далее создание собственных рисунков, используя самые разнообразные художественные материалы (краски, карандаши, гуашь, фломастеры). Все занятия представляли собой индивидуальную форму работы.

Рисунок Максима 11 лет «Сказка» (см. рис. 15). При создании своего рисунка Максим использовал дом, пальму, изображенную в нижнем правом углу, мотоцикл в нижней части рисунка, ящерицу рядом с домом и влюбленную парочку. В момент создания своего шедевра Максим чувствовал себя счастливым, по крайне мерее, он так охарактеризовал свое состояние и придумал следующую историю:

«Один раз построили дом из красного кирпича, свет был из светлячков, около дома растет пальма, ящерица вылезла из угла. Я сижу в доме на втором этаже, мои окна крайние справа. На скамейке сидит влюбленная парочка, она приехала на мотоцикле».

Рис. 15                           «Сказка»

 

Работа в технике коллажа очень нравится маленьким пациентам детского отделения психоневрологической больницы. Данную технику мы используем как в индивидуальной работе, так и в групповой (см. рис. 16).

Рис. 16                          Коллаж

Ребята с большим интересом просматривают журналы, выбирают понравившиеся образы, вырезают их и создают интересные и оригинальные работы, которые, в конечном счете, производят на них и персонал большое впечатление. 

 

Литература:

  1. Назарова, Н.Р. Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психических больных/ Н.Р.  Назарова / Исцеляющее искусство том 10 №1 2007 С 36-37.
  2. Свистовская, Е. Прменение индивидуальной и групповой арт-терапии с учениками 4-6 классов массовой школы/ Е.Свистовская / Исцеляющее искусство том 9 №1 2006 С. 31-32.
  3. Копытин, А.И., Свистовская, Е.Е Арт-терапия детей и подростков/ А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская.– М.: «Когито-Центр», 2007. – С. 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle