Автор: Вязова Галина Андреевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Библиографическое описание:

Вязова Г. А. Проблемы и перспективы коммерциализации инноваций на базе малых предприятий в России // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.1. — С. 130-132.

Цель статьи выделить алгоритм оценки инновационной разработки на вариант возможной коммерциализации и рассмотреть критерии оценки инновационного потенциала малого предприятия для целей последующей коммерциализации на ее основе научно-технических разработок и других инноваций.

The article aimed to describe and stress the algorithm of innovation project appraisal on case of possible commercialization and consider estimation criteria of innovation small-scale enterprise with the object of further commercialization on basis of scientific and technical researches and others innovations.

 

Рыночная экономика существует в России буквально два десятилетия. Коммерциализация инноваций и научных разработок, следовательно, имеет также недавнюю историю, также как и патентное право. В данном аспекте автор собирается рассмотреть вопрос о перспективах развития малых инновационных предприятий. Инновации могут быть коммерциализованы, либо самим изобретателем, посредством открытия инновационного предприятия, либо применят открытие на уже существующих фирмах, либо путем передачи третьим лицам права на коммерциализацию инновационной разработки. Действительно, если поставить вопрос, какой путь для инноватора наиболее приемлем: продать патент корпоративному бизнесу или внедрять инновацию в производство в секторе малого предпринимательства, выступаю и как инноватор, и соучредитель инновационной фирмы.

Если обратиться к понятийному аппарату, то в основе центровых в данной статье терминов – новшество, инновация и коммерциализация стоят слова английского происхождения. Понятие «новшество» трактуется как новая идея, которая может быть преобразована в новый продукт или новую технологию, новый метод. Понятие «инновация» понимается как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.

Вначале следует осветить аспект внедрения инноваций. Это может происходить на коммерческой основе, то есть за деньги. Тогда это то, что принято называть коммерциализацией. Может и не с целью получения прибыли - некоммерческое внедрение. Рассмотрим процесс внедрения инноваций и создание инновационного продукта на базе малого инновационного предприятия. Здесь важны два момента – организовать производственный процесс, и второй – не менее важный с точки зрения достижения конечного результата - представить инновационный продукт на рынке, «продать». Следует помнить, что инновационная деятельность имеет универсальный характер. Она присутствует на любом из этапов инновационного процесса исследования-разработки-производство-распространение (использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Следующим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Отметим, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия. Вообще, если обратится к истокам термина потенциал, то слово «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» что означает скрытые возможность, мощность, силу. В Большой Советской Энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Таким образом, можно взять за основу, что инновационный потенциал предприятия, это все возможности фирмы, в материальном и нематериальном виде, которые могут быть направлены на создание, внедрение и продвижение инновационного продукта. Инновационный потенциал характеризуется как совокупность различных потенциалов. Количественно, инновационный потенциал предлагается оценивать, используя систему базовых показателей (формула № 1):

П предприятия = Пи+ Пнт. + Пм. + Пно+ Пу+ Пд , где Пи интеллектуальный потенциал, определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью в общей численности трудящихся;   Пнт – научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);   Пм – удельный вес используемых новых методов при геологическом изучении недр; Пно – удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем их количестве; Пу – наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;   Пд – удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ. Прежде чем взяться за попытку коммерциализации инновационной разработки, фирма должна оценить свою конкурентоспособность и сравнить себя с фирмами конкурентами. Предлагается оценивать конкурентоспособность малой инновационной компании в соответствии с формулой № 1.

Следующий вопрос для рассмотрения – примерный алгоритм коммерциализации инновации и оценка инновации для целей коммерциализации Figure 1 (Рис.1).

Проверка на новизну идеи и проведение патентного поиска, определение экономической целесообразности патентования и оценка и расчет стоимости регистрации товарного знака

 

 
 

Figure 1 (Рис.1) exemplary algorithm of innovation commercialization (примерный алгоритм коммерциализации инновации)

Практика успешно развивающихся в инновационном плане компаний показывает, что процесс отбора инновационных идей должен пройти пошаговую схему, состоящую из множества последовательных этапов. Основная цель такого подхода к выведению инновации на рынок заключается в тщательной проверке новинки на экономическую целесообразность и соответствие потребностям потребителя. Новинка, как правило, проходит такую последовательность этапов: генерация идей — отбор идей — разработка и проверка концепции на определение экономической целесообразности патентования — определение экономической целесообразности коммерциализации патента— финансовый анализ - выбор вариантов финансирования проекта— коммерциализация. При таком подходе к разработке новой продукции рыночный риск значительно снижается. Вместе с тем может возникнуть другая опасность, а именно: запоздалый вывод продукта на рынок. При последовательном подходе разработка и проверка концепции строится примерно по такой схеме. Сначала ведется научно-исследовательский поиск, который воплощается в некую идею. Затем в опытно-конструкторском отделе идея получает материальное выражение в форме некоторого продукта. После этого производственное подразделение проверяет техническую и промышленную обоснованность идеи. Здесь инновационная цепочка может не перейти в следующее звено, а снова вернуться в исследовательский отдел для проведения дополнительных научных испытаний ввиду производственной состоятельности.

В заключении, следует отметить, что инновационный процесс может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет и, когда оформленная новинка готова для выхода на рынок, она может оказаться уже устаревшей. Избежать подобной ситуации можно при применении параллельно-последовательного подхода к разработке инновации.

 

Литература:

1.                  Юрий Аммосов «Венчурный капитализм: от истоков до современности», РАВИ, САНКТ – ПЕТЕРБУРГ, 2005.

2.                  Дамодаран, «Инвестиционная оценка», изд. Альпина, Москва, 2005 г.

3.                  Тони Давила, Марк Дж. Эпштейн, Роберт Шелтон «Работающая инновация», Издательство Баланс Бизнес Букс, 2007 г.

4.                  Леонтьев Р.Г., Лесков С.П., Радченко М.В. Основы создания бизнес-инкубаторов для поддержки малого предпринимательства в регионе/ Монография:- Изд-во ДВГУПС, 2009

5.                   Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle