Институт отцовства в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 3151 раз

Библиографическое описание:

Нихочина, А. А. Институт отцовства в современном обществе / А. А. Нихочина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2213/ (дата обращения: 26.04.2024).

В современной науке очень скромное место отведено формированию образа мужчины в семье. Образы «мужа» и «отца» обычно рассматриваются в сопоставлении с образами женщины и матери, и, как правило, они вторичные по отношению к этим социальным ролям и общественным образам.

Для того чтобы определить роль отца в семье необходимо рассмотреть историческую эволюцию канона отцовства. Следует отметить, что институт отцовства формируется и конституируется гораздо позднее, чем материнства. Отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. При всем разнообразии человеческих культур их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т.е. в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т.е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи. О феномене отцовства можно говорить только в связи с появлением моногамной семьи, которая пришла на смену полигамной [1].

Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства.

Нами был проведен опрос в г. Красноярске на тему «Социальный статус и роль отца в семье» с целью выявить отношение молодого поколения к семье, и, в частности к отцовству, в котором участвовало 355 человек в возрасте от 16 до 35 лет. Большая часть опрошенных - 95% не состоят в браке, 5% - «семейные», у большинства - 96%, нет детей.

В результате опроса было выявлено, что: все без исключения респонденты в будущем планируют создание семьи. Это говорит о положительном отношении к семье и к браку. Наиболее оптимальным возрастом вступления в брак, по мнению, опрошенных является возраст 25 лет. Так считают 57,5%, остальные респонденты предпочли оптимальный возраст для вступления в брак: 26 лет - 25% ; 23 года – 10 %; 30 лет – 7,5%.

На вопрос о желаемом количестве детей большинство молодых людей ответило, что они хотели бы иметь 2 ребенка, так считают 65% опрошенных, 3 детей  - 30% и лишь 4%  респондентов ответили, что они хотели бы иметь всего 1 ребенка.

Большинство мужчин предпочитают заводить первых детей в 25 лет и позднее, тогда как у женщин наблюдается обратная тенденция. Большинство лиц женского пола оптимальным возрастом для рождения первого ребенка считают возраст младше 25 лет.

Последнего  ребенка, по мнению мужчин, лучше всего заводить в возрасте 28-35 лет. Женщины же, наоборот, предпочитают заводить последнего ребенка в возрасте 26-28 лет.

Наш вопрос «Что, по-вашему, главное в жизни?» был направлен на выявление ценностного ряда респондентов.

Диаграмма 1

«Что, по-вашему, главное в жизни?»

(в численном соотношении)

 

Данные диаграммы 1 четко показывают ценностный ряд респондентов. Интересно то, что у женщин на первом месте, с большим отрывом, семья, а дети уходят на третье место, после работы. У современных мужчин на первое место выходит семья, далее дети, третье место разделили работа и дом.

Анализ ответов на второй вопрос подтверждает, что в России по-прежнему главенствует представления о патриархальный тип семьи, где отец, прежде всего, является добытчиком, а уже потом – воспитателем (Таблица 1).

 

 

Таблица 1

«Как Вы считаете, какова главная роль мужчины в семье?»

 

Варианты ответа

Мужчины

Женщины

Отец-добытчик

55

162

Отец-воспитатель

14

42

Отец-хозяйственник

34

48

 

На вопрос «Кто должен быть лидером в семье?» 62,5% отвели главную роль мужчине, 17,5% высказались за равноправие  в семье и лишь 7,5% считают, что лидером в семье должна быть женщина, что так же подтверждает патриархальные установки.

Видимо, по этой причине для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви и нежности отца к ребенку, особенно к сыну. В прежние времена отцы воспринимали детей как социально адаптированных существ и считали, что время их активного участия в жизни детей приходило лишь, когда они становились уже подростками.

Такая установка на отстраненность часто становилась источником непонимания, недоверия, конфликтов между отцом и детьми - вплоть до отрочества и юности. Этот стиль воспитания был принят, когда росли нынешние молодые отцы. Но за годы их взросления сильно изменилось отношение к ролям в паре, и теперь папа всеми силами старается подстроиться под новые условия жизни.

На вопрос анкеты «Считаете ли Вы воспитание детей в семье главной функцией?» 98% женщин и 92% мужчин ответили, что воспитание детей в семье главная функция обоих родителей. Всего 2% женщин и 4% мужчин сказали, что это функция матери, а 4% мужчин ответили, что воспитанием детей в семье должен заниматься муж.

В советский период жизни нашей страны дети воспитывались в дошкольных учреждениях, в школе, во внешкольных учреждениях. Но все же главными их воспитателями являлись родители. Семья представляет собой первичный коллектив общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе, прежде всего, растут и воспитываются наши дети.

Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным. Большинство родителей хорошо понимают свою ответственность за воспитание детей, и уделяют им много времени и внимания. Особенно большое внимание детям уделяют женщины, матери. Воспитание детей - это самая почетная и ответственная обязанность матери. Не менее важную роль играет и отец. Отец, который не занимается воспитанием детей или воспитывает их плохо, не выполняет своего гражданского долга.

Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - крупная веха. Важность этого события часто недооценивается.

 

Диаграмма 2

«Как появление детей влияет на жизнь мужчины?»

(мужчины, в процентном соотношении)

 

Диаграмма 3

«Как появление детей влияет на жизнь мужчины?»

(женщины в процентном соотношении)

 

Данные диаграмм 2, 3 подтверждают, что рождение ребенка приводит к увеличению ответственности мужчин. Разумеется, существуют мужчины, которым все равно, есть у них ребенок или нет. Но для большинства это важнейший факт, символизирующий переход от одной стадии жизненного цикла к другой. Действительно, именно рождение ребенка, а не вступление в брак можно считать началом взрослости. Свадьба сейчас мало влияет на жизнь мужчины и женщины, которые продолжают вести тот же образ жизни, работать там же, гулять в тех же компаниях. А вот появление ребенка - это действительно переломный момент, причем не только для женщины, как принято думать, но и для мужчины. Оказывается, ожидание ребенка, и рождение его могут быть для отца настоящим кризисом. Можно выделить, по крайней мере, четыре стороны такого кризиса: материальную, временную, психологиче­скую и сексуальную.

Появление дополнительных расходов требует перераспределения бюджета семьи, причем при отсутствии помощи со стороны предыдущего поколения проблема, «где взять деньги?» может встать во весь свой грозный рост, и именно мужчина считает себя обязанным ее решать (материальный кризис). Между тем, для того чтобы искать приработок, нужно время, а неизбежное появление дополнительных домашних работ и без того спрессовывает сутки молодого человека (временной кризис) [2].

Беременность часто бывает связана с хотя бы частичной потерей привлекательности, и это обстоятельство, как и медицинские ограничения, в связи с беременностью, послеродовым периодом и кормлением грудью, на­рушает столь важную для молодого мужчины регулярность половой жизни с любимой женой (сексуальный кризис). В этих условиях ему хочется хотя бы простого участия со стороны супруги, но ей зачастую не до него: ей тоже не хватает времени, она плохо себя чувствует, к тому же она эмоционально погружена в новые, захватывающие ее своей необычностью переживания материнства (психологический кризис) [3].

Результаты кризиса не заставляют себя ждать. У молодых отцов нередко отмечают проявления эмоций страха, тревоги и депрессии, чувство неуверенности в себе. Особенно часто это возникает при рождении «трудных» детей - беспокойных малышей, которые мало спят, много кричат, которым невозможно навязать ритмичный режим сна и кормления. И надо сказать, что изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины - менее важное событие, чем для женщины.

По имеющимся данным, в период от начала беременности жены и до достижения ребенком годовалого возраста у мужчин увеличивается частота простудных и аллергических заболеваний, наблюдаются обострения хронического гастрита, язвенной болезни, пояснично-крестцового радикулита. В этот период мужчины совершают больше уголовных преступлений, больше супружеских измен. На этот переломный момент нередко приходится начало алкогольных «увлечений», чреватых серьезной болезнью .

Не стоит пытаться облегчить положение мужчины, отстраняя его от семьи, освобождая от ухода за ребенком и других домашних дел, лишая его счастья видеть, как на его глазах маленький кричащий комочек превращается в осмысленно улыбающегося, лепечущего, громко выражающего свою радость человечка. Однако нужно понимать, что положение мужчины в период становления его отцовства - такой же кризисный момент, как и подростковые годы. Рождение ребенка - не только трудный и ответственный, но и очень важный этап в жизни мужчины, что преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень личностного развития.

Каково же влияние отца на ребенка? «Какие черты личности ребенка воспитывает отец?» - вполне закономерный следующий вопрос.

Диаграмма 4

«Какие черты личности ребенка воспитывает отец?»

(мужчины в процентном соотношении)

 

 

 

Диаграмма 5

«Какие черты личности ребенка воспитывает отец?»

(женщины в процентном соотношении)

 

Основными чертами личности ребенка, которые формируются под влияние отца, мужчины назвали: мужественность, ответственность, лидерство. Так же мужчин назвали такие качества как: решительность, уважение, любовь к матери и старшим, уверенность в себе, честность, гордость, справедливость, бескорыстность и искренность (Диаграмма 3) . Женщины отметили такие качества как: терпение, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в себе, терпение, честность, преданность, справедливость, стремление быть лучшим (Диаграмм 4). Интересно то, что основная масса респондентов подсознательно говорил о сыне, хотя вопрос  этого не предполагал.

Анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, М. Мид отмечала, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии [4].

По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка [5]. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы».

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет.

Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом[6].

Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер:

«Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования» [7].

Идеальный вариант – когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

Отец ребенку, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу. Многие дети из тех, у кого не было близкого мужчины, в подростковый период обрастали острыми шипами преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует дружеское расположение. Поэтому если отец всегда нетерпелив и раздражителен, если он пассивен по отношению к собственному ребенку, мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. В возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины – в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. К тому же девочка обычно хочет видеть в своих избранниках те же качества, какие нравились ей в отце.

Роль отца в воспитании заключается и в поощрении социальной активности. Отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Он является источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Говоря о роли отца в процессе воспитания сыновей, важно упомянуть тот факт, что недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши. Ведь для того чтобы стать мужчиной, мало родиться мужчиной – нужен еще и образец для подражания. По этой причине в период своего развития ребенок должен видеть, как взаимодействуют между собой мужчина и женщина.

Отец должен помнить, что с возрастом необходимость в материнской опеке слабеет. И если ему удалось наладить со своим чадом связь на раннем этапе его развития, то в переходном возрасте отцовский авторитет (не путать с ремнем) поможет справиться с "зигзагами" этого периода. Если отец не будет принимать активное участие в воспитании ребенка с самого первого дня, может возникнуть крайне неприятная ситуация, когда выросший ребенок отказывается от общения с отцом, потому что недополучил его внимания в детстве.

Таблица 2

«Что, по-вашему, мнению формирует «ответственное отцовство?»

 

Варианты ответов респондентов

Мужчины

Женщины

Воспитание в семье

79

68

Отношение к отцовству в обществе

27

9

Специальное образование

15

-

Личный опыт мужчины

109

20

Характер мужчины

11

4

Затруднились ответить

11

2

 

Данные таблицы 2 подтверждают, что психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Нельзя оставить без внимания воздействие отношений отца с его собственным отцом и определяющее влияние, которое они оказывают на его отношения с его собственным ребенком, даже когда тот еще совсем маленький. Какое бы обращение отец ни испытал со стороны своего собственного отца, было ли оно любящим, бесчувственным, спокойным, мягким, понимающим или противоречивым, это влияет на его собственное отношение к ребенку и его поведение с ним. Такое сходство в поведении часто замечают и комментируют члены семьи, дяди и тети.

Отцы порой говорят, что они сами видят, что подражают своим отцам. В другие моменты они сознательно стараются вести себя иначе, но могут действовать точно так же, как их отцы, хотя это и противно их здравому суждению.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в семье мужчина играет важную роль, прежде всего – роль отца. Вклад отца в воспитание детей является необходимой составляющей современной семьи. При появлении детей у мужчины повышается чувство ответственности. Рождение ребенка - не только трудный и ответственный, но и очень важный этап в жизни мужчины, что преодоление этого кризиса выводит его на новый, более высокий уровень личностного развития. Отец ребенку, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу. Мужчина воспитывает мужественность и формирует чувство ответственности у ребенка. Ответственное отцовство формирует, в первую очередь, воспитание в семье и личный опыт мужчины. В настоящее время происходит трансформация роли мужчины в семье. Однако исследования позволяют говорить о том, что в современной российской действительности доминируют традиционные патриархальные устои, что мужчина в основном должен материально обеспечивать семью, главная и существенная задача семьи – продолжение рода.

 

Библиографический список:

1.    Рамих В.А. Материнство и культура (Философско-культурологический анализ). Ростов-на-Дону,1997. С. 88.

2.  Безрукова О.Н. Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки / О.Н. Безрукова // Вестник Санкт–Петербургского университета. - 2007. - № 2. - с. 103.

3.  Безрукова О.Н. Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки / О.Н. Безрукова // Вестник Санкт–Петербургского университета. - 2007. - № 2. - с. 104.

4.  Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения / М. Мид. М.: Наука. 1988. - с 229

5.  Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - с. 22.

6.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. –с. 138

7.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение,  1988. – с. 139

 

Основные термины (генерируются автоматически): роль отца, воспитание детей, собственной социализации мужчины, появление ребенка, первого ребенка, Рождение ребенка, рождение ребенка, влияние отца, жизни мужчины, личности ребенка, Похожая статья, родительской семье, положение мужчины, содержание отцовской роли, опыта собственной социализации, психологическое содержание отцовской, «отцовская роль мужчины, нормального чувства защищенности, формированию образа мужчины, Отец ребенку.


Похожие статьи

Задать вопрос