Библиографическое описание:

Васильев В. К. Взаимосвязь уроков литературы с внеклассными занятиями // Молодой ученый. — 2010. — №11. Т.2. — С. 114-117.

В статье раскрывается взаимосвязь уроков  литературы, основанных на методике развития восприятия и воображения, на внеклассные занятия.  Внеклассная работа выступает как продолжение, дополнение, обогащение знаний, полученных на уроках. Систему работ объединяет методика активизации творческой активности подростков на уроках родной литературы.

Ключевые слова:методика активизации творческой активности, метод творческого чтения, восприятие, воображение, сотворчество, внеклассная работа, саморазвитие.

 Решая образовательные и воспитательные задачи в единстве, урок способствует активизации мыслительной деятельности, творческих способностей и самостоятельности учащихся, стимулирует внеклассные формы работы. Урок литературы – это урок, на котором изучается творчество, создающее образы, отражающее мир посредством этих образов. Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова. Искусство слова не просто воспринимание, а средство преобразования жизни. Его высшее назначение – развитие в человеке чувств, ума и воли, пробуждение в нем художника, творца. Уроки литературы должны быть уроками сотворчества, совместного мышления, партнерства, уроками свободы, где всякий может и должен высказаться.

 Придерживаясь основополагающих принципов обучения творчеству     детей     отечественных     психологов    Л.   С.    Выготского [1],   А. Н. Леонтьева [2],    С. Л. Рубинштейна [3], А. Н. Лука [4];    методистов     М. А. Рыбниковой [5], Н. И. Кудряшева [6],  Т. Д. и Т. А. Полозовых [7], С. К. Колодезникова [8],  Е. М. Поликарповой [9]; режиссера, театрального педагога К. С. Станиславского [10] разработали методику активизации творческой активности подростков на уроках родной литературы и внеклассных занятиях. Она состоит из таких компонентов:

                     Обогащение жизненного опыта,

                эмоций, впечатлений и представлений 

 

 

                              Развитие эстетического вкуса.

                    Формирование ценностной  ориентации

 

 


                                        Восприятие

                      Соучастие.  Сотворчество с писателем

 

 

                                      Воображение

                Синтез. Анализ. Обобщение. Комбинирование.

Преобразование воспринятого. Создание образов, моделей бытия

 

                                              

                                         Творчество

Развитие одного  компонента ведет к возникновению и формированию других, но в то же время они взаимосвязаны и  взаимозависимы. Но системообразующим компонентом является воображение. Воображение характеризуется как творческая способность, как синтезирующее и творчески преобразующее  восприятия и представления, и создающее новых образов и моделей бытия на основании воспринятых описаний, чертежей и схем.  Разбуженное и развитое творческое воображение на уроках литературы и на внеклассных занятиях может стать источником активизации творческого потенциала учащихся – подростков.

Сегодня одним из актуальных задач является борьба за эмоциональный интеллект, за способность соучастия, сочувствия. Без восприятия художественных произведений  изучаемых в школе на эстетическом уровне, читатель вступает в жизнь с усеченным духовным развитием потребителем искусства. Чтобы развивать и совершенствовать глубокое, активное, полное восприятие художественного произведения, целесообразно использовать метод творческого чтения, предложенного Рыбниковой М. А.  «Именно в активизации художественного восприятия, художественных переживаний, в формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей  –  специфика  метода    творческого    чтения» [6, 59].  Перед уроком учителю следует проанализировать  каждое произведение, осмыслить его, сформулировать для себя важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею. Затем подумать  о том, как текст может быть воспринят учениками, определить, кому, где и в чём нужна будет помощь. Только после этого определить, какие образовательные задачи он будет решать на уроках.

На первичном этапе   непосредственного   контакта   с    произведением методисты (Т. В. Завадская, Н. М. Соловьева, Л. В. Тодоров,  Р. Р. Майман, Е. В. Язовицкий и др.) придают искусному, художественному чтению учителя. Как известно, чтение учителя эмоционально – эстетически и эмоционально – нравственно воздействует на учащихся. Такое чтение нужно рассматривать как важнейший, основополагающий процесс к личностно значимому освоению искусства слова на уроках. Как указывает Е. М. Поликарпова, чтение является сотворческой деятельностью: «Организация первичного чтения рассматривается нами как процесс активной начальной, сотворческой деятельности учащихся: процесс слушания, чтения, видения, осмысливания, вхождение в активный диалог с писателем» [11, 7]. Как известно, писатель берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением читатель.

Первой ступенью обеспечивающей эффективность восприятия считается выразительное чтение. Читатель (слушатель) должен откликнуться чувством на художественный текст и сопереживать: радоваться, негодовать, тревожиться, сочувствовать, т. е. читатель должен развивать в себе эмоциональную отзывчивость, пылкость и точность воображения.  Ученик – читатель должен увидеть, услышать весь жизненный материал, скрытый в тексте, понять намерения писателя, оценить его позицию. Анализ должен основываться на целостном восприятии идейно – образного единства произведения и эмоциональном переживании читателя. «Анализ – это путь от своих читательских впечатлений к автору произведения, это попытка приблизиться к позиции писателя. Здесь, конечно, нужна широта и точность разума, обнимающего в целом события и героев произведения, находящего в их свободном потоке общий смысл, не сводя при этом идею к плоской формуле. Здесь нужна и пристальность взгляда, художественное внимание, позволяющее заметить тайные пласты поэтического слова, наделенного многозначностью. В анализе необходимо внимание к форме произведения, способность в художественной детали увидеть, как мир в капле воды, мысль писателя»[12, 4 - 5]. В анализе произведений должен присутствовать детальный разбор текста для развития творческой активности учащихся. Она должна присутствовать в изучении каждого произведения, но с соблюдением меры. Для такого разбора обычно берутся ключевые эпизоды, описания, которые раскрывают характер героя, идею произведения или мотив поступка, переживания  героя. В средних классах это относится, прежде всего, в оценке героя произведения.

Хорошо организованная беседа в V – VII классах отвечает потребности юного читателя поговорить о прочитанном произведении, выразить свое отношение к нему, поделиться своими мыслями. Беседа дает возможность активизировать и наблюдательность, и память, и познавательную деятельность, и воображение, и эмоции учащихся. В этих классах полезно построить беседу так, чтобы на первом плане оказывались образы героев произведения, нравственные коллизии.

Кроме работ развития восприятия и воображения учитель подбирает ученику такую систему заданий, которая будет и по силе, и в тоже время потребует не простого воспроизведения выразительных средств, приемов, стиля, а работы со строго определенной для него долей творческой деятельности. Такие задания отличаются от основных заданий постепенным переходом от простого к сложному, от простого воспроизведения к творческой работе. Как известно, большинство школьников редко вовлекаются в подлинно творческую работу, поэтому не способны самостоятельно решать сложные задачи. В результате становятся только объектами процесса познания окружающего мира. Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь в меру того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые. Ученик, глубоко воспринявший произведение в целостности, понимавший взаимосвязь и взаимодействие его компонентов, объединяющую их мысль автора, его отношение к жизни, его нравственные идеи, его эстетические позиции через творческое воображение  вовлекается в творческую работу.  Учащиеся хорошо пишут, творят, если хорошо знают, то о чем пишут. Поэтому учителю нужно знать интересы, потребности учащихся и направить весь процесс их творчества, показать им приемы этого творчества. «…разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить в определенную сторону»[1, 43]. Учитель должен исходить из уже проявленных способностей, из уже имеющихся знаний, умений и навыков, жизненного опыта учащегося. Еще исходить из мысли, что творческий потенциал заложен в каждом ребенке,  и он нуждается в помощи, руководстве со стороны взрослых. Во время учебного процесса руководить должен педагог. Содержанием управления педагога можно считать целенаправленную деятельность учителя по планированию, организации, создании творческой атмосферы, регулированию, стимулированию и контролю за творческой работой учащихся. Учитель организует группы в классах по выработке навыков выразительного чтения художественного текста, постановки инсценировок. В занятиях таких групп используются элементы учения Станиславского, которые развивают наряду с выразительным  чтением образное мышление, перевоплощение, глубокое проникновение в текст читаемого, представлению характеров действующих лиц, мотивы их поступков. Ведь основу учения Станиславского составляют эстетическое восприятие,  воздействие словом и действием на слушателя и зрителя. Результаты работы таких групп находят отражение в публичных выступлениях (конкурсах чтецов, риторики, вечерах).

Литературный кружок расширяет знания учащихся, окрыляет мысль ученика. Основу кружка составляют школьники, интересующиеся родным языком. Однако кроме них, в кружке оказываются и ученики, интерес которых выражен не так ярко. Для них занятия в кружке является тем необходимым толчком, который способствует появлению и дальнейшему развитию интереса к родной литературе.

На уроках и внеклассных занятиях нужно иметь в виду  высказывания Л. С. Выготского о смысле детского творчества « оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка»[1, 59] и «ценность его следует видеть не  в  результате,  не   в  продукте   творчества,  но     в  самом процессе»[1, 63]. Процесс вовлечения учащихся к творчеству должно вестись систематически, учитывая возрастные возможности и трудности в усвоении литературного материала. Соблюдение последовательности, преемственности и перспективности проведения работ, развивающих творческие способности, даст учащимся умения для всестороннего развития личности, приобретения навыков наблюдать и образно мыслить, быть чутким ко всему прекрасному, говорить и писать в хорошей литературной форме.

Внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, как расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. Несмотря на то, что внеклассная работа обычно тесно связана с уроком, но в то же время она автономна. Внеклассная работа не имеет в виду простого повторения изученного, дублирования на занятиях программного материала.  Целью внеклассных чтений мы считаем, прежде всего, становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребностей личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

При разработке планов внеклассных занятий учитель исходит от состава учащихся, условий работы школы, важности для каждого ученика. В выборе приемов работы соблюдает важнейшее требование развития творческих способностей и возможностей, которые включают элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающих умение применять, активизирующих познавательную деятельность учащихся. В педагогической науке выделяют такие формы внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные. Массовая работа включает литературные конференции, вечера, встречи с деятелями искусств, олимпиады, конкурсы и другие виды работы. Групповыми работами являются различные кружки, экспедиции, выпуски стенгазет и журналов. Изготовление разных дидактических и наглядных пособий, таблиц, подготовка доклада или сообщения, написание сочинений, отзывов, самостоятельные чтения произведений относятся к индивидуальным видам работы.

Ученику дается возможность проявить себя, развиваться.  Как известно, способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от  стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к  удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. Саморазвитие – естественный, необходимый, творческий процесс внутренних изменений индивида и самореализация его творческих возможностей в ходе собственной активной деятельности как объекта и субъекта, вызванный потребностями в саморазвитии и самоусовершенствовании.

В заключение отметим, что вся внеурочная работа по литературе в школе и за ее пределами должна проходить в определенной системе. Система эта обеспечивается сочетанием педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и самовоспитанием учащихся; с уважением к личности каждого ученика; с заинтересованностью в деятельности. Основой для системы внеурочной работы по литературе является содержание учебно – воспитательного процесса. Уроки литературы и внеклассные занятия взаимосвязаны. Если уроки литературы обогащаются знаниями, приобретенными в процессе внеклассной деятельности, то вся внеурочная работа строится на основе знаний, приобретенных на уроках,  продолжает, дополняет, обогащает их. Оба вида работ будут успешны, если на уроках литературы будет развито эстетическое восприятие, которое окрыляет полет творческого воображения. А полет творческого воображения развивает творческую активность учащегося, чтобы до окончания школы он проявил себя в разных направлениях, закрепил в практической деятельности определенные умения по литературе, разнообразные читательские навыки.

 

Использованная литература:

1.    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.- 92с.

2.    Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- М., 1972.-584с.

3.    Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.- 424с.

4.    Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. Ростов – на – Дону: Феликс, 2002.- 126с.

5.    Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - М., 1963.- 279с.

6.    Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., Просвещение, 1981.- 190с.

7.    Полозова Т. Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. – М.: Просвещение, 1990.- 256с.

8.    Колодезников С. К. Теоретические основы литературного образования в якутской школе. – М., 2000.- 168с.

9.    Поликарпова Е. М. Выразительное чтение.  Якутск, кн. издательство, 1992.- 64с.

10.                  Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957.

11.                  Поликарпова Е. М. К проблеме организации чтения худ. произведений. //Родной язык и литература, 2007, №1, с. 7.

12.                  Маранцман В. Г. Труд читателя. – М.: Просвещение, 1986, с. 4 – 5.

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle