Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (216) июль 2018 г.

Дата публикации: 24.07.2018

Статья просмотрена: 1704 раза

Библиографическое описание:

Гостар, А. И. Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Гостар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52157/ (дата обращения: 03.05.2024).



Общеизвестно, что дидактическая игра представляет собой один из основных видов игровой деятельности детей дошкольного возраста. В педагогической литературе дидактическую игру принято рассматривать как многоплановое педагогическое явление. Эта многоплановость заключается в определении дидактической игры как:

‒ игрового метода обучения дошкольников;

‒ формы обучения;

‒ самостоятельной игровой деятельности дошкольников;

‒ средства воспитания различных качеств личности у дошкольников.

А. К. Бондаренко говорит о том, что существует два аспекта рассмотрения дидактической игры как игрового метода обучения старших дошкольников:

‒ игры-занятия — заключаются в использовании педагогом разнообразных дидактических игр для активизации у детей познавательного интереса, передачи им знаний развития представлений об окружающем, развития игровых навыков;

‒ автодидактические игры — заключаются в использовании педагогом разнообразных дидактических игр для развития у детей умений мыслить, переносить усвоенные знаний в самостоятельную деятельность при решении поставленных задач [4, с. 39].

Анализ педагогической литературы показывает, что исследователи подразделяют все существующие в настоящее время дидактические игры на такие три вида как:

‒ игры с предметами (игрушками, природными материалами);

‒ настольно-печатные игры;

‒ словесные игры.

В качестве основных компонентов в структуре дидактической игры А. К. Бондаренко выделяет:

‒ обучающую, воспитывающую задачу, которая активизирует и определяет игровые действия детей;

‒ игровые правила, которые служат для организации игровых действий детей, формированию у них дисциплинированности, умению подчиняться установленным нормам и правилам, умения проявлять усилия, организовывать взаимодействие со сверстниками, адекватно относиться к оценке со стороны взрослого и сверстников, оценивать свои действия и действия сверстников;

‒ игровые действия, которые направлены на развитие у детей умения успешно решать познавательные и игровые задачи [4, с. 44].

Рассмотрим подходы исследователей к использованию дидактической игры как средства развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В. Миленко указывает, что дидактические игры будут способствовать развитию самооценки у детей старшего дошкольного возраста, если они будут опираться на уже имеющиеся у детей представленияопостроении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами [6, с. 121]. То есть, как мы понимаем, автор говорить о том, что у детей должны быть сформированы на достаточном уровне сами игровые навыки, потому что в противном случае, решение задачи развития самооценки в дидактической игре будет осуществляться не в полной мере, и акцент будет стоять на развитии самих игровых навыков. Автор подчеркивает, что необходимым условием развития самооценки старших дошкольников в дидактической игре является умение самостоятельно играть, чтобы взрослый выполнял только координирующую роль.

А. И. Сорокина указывает, что дидактические игры способствуют развитию у старших дошкольников такого важного для развития их самооценки умения как адекватно оценивать собственные знания, и, рационально использовать их в мыслительных операциях в ходе игровой деятельности. Такое умение приводит к тому, что старшие дошкольники могут:

‒ находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

‒ сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам;

‒ делать выводы;

‒ обобщать [9, с. 79].

Развитию этого умения в дидактической игре способствуют само содержание дидактической игры, способствующее развитию мыслительных операций и самоанализа.

По мнению Е. А. Вяхиревой, важность использования дидактических игр как средства развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что они способствуют не только расширению и уточнению знаний ребенка об окружающем мире, но и развивают их ощущения, восприятия, как окружающего, так и себя, собственного внутреннего мира [5, с. 102].

Не менее важным в процессе развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, как считает Г. А. Урунтаева, является и то, что дидактические игры способствуют развитию речи старших дошкольников. В частности, использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе:

‒ пополняет активный словарь детей;

‒ развивает у них связную речь;

‒ формирует умение понятно для окружающих выражать свои мысли [10, с. 64].

И. В. Дубровина указывает на то, что в ходе формирования данных умений старшие дошкольники в процессе общения по поводу игровой деятельности, начинают осознавать отношение к себе со стороны сверстников, а также собственное отношение к себе, что является очень важным для развития у них адекватной самооценки [8, с. 77].

В. С. Мухина отмечает, что в ходе выполнения условий дидактических игр у старших дошкольников формируется умение поступать в соответствии с установленными правилами, оценивать насколько собственные действия подчинены этим правилам, анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками сверстников-партнеров по игре [7, с. 134].

На это указывает и такой исследователь, как А. В. Антюхина. В частности, автор поясняет, что в ходе дидактических игр, старшие дошкольники получают возможность не только усвоить формы, виды и критерии оценок, но и апробировать их при взаимодействии со сверстниками по поводу игры. Критериями оценок, при этом выступают те параметры, стандарты, в сравнении с которыми оценивается предмет. В качестве критериев могут служить нормы, идеалы, качества других людей, определенные стандарты и др. Те оценки, которые получает старший дошкольник в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослым во время выполнения задач той или иной дидактической игры составляют базу для постепенного формирования у него определенных критериев оценки другого, которые он затем переносит и на себя. Этот процесс и порождает развитие у старшего дошкольника самооценки в ходе деятельности самооценивания [2, с. 57].

Итак, можно заключить, что дидактические игры способствуют развитию у старших дошкольников умения оценивать других, на основе чего они также научается правильно оценивать себя.

Также, в ходе решения задач, которые диктует та или иная дидактическая игра, старшие дошкольники учатся более адекватно переживать свои успехи и неудачи в игровой деятельности. Это объясняется тем, что при выполнении дидактической игры старшие дошкольники получают возможность продемонстрировать сверстникам и взрослому свои знания и умения, поэтому стремятся правильно выполнять игровую задачу. Ряд исследователей А. К. Бондаренко, Н. Н. Авдеева отмечает, что особенности организации дидактических игр обеспечивают основные условия развития самооценки у старших дошкольников, способствующие как познанию старшими дошкольниками себя, так и другого человека [1, с. 23, 7, с. 34]. В частности, авторы говорят о том, что в ходе дидактических игр осуществляется общение старших дошкольников с окружающими, а также ребенок осуществляет собственную игровую деятельность, в ходе которой у него формируются представления о принятых правилах и нормах, обусловливающих произвольность поведения, формируются представления о своих возможностях [1, с.23, 7, с.34]. При обмене оценочными воздействиями у старших дошкольников возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами, что стимулирует развитие их самооценки. (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. В. Столин, Х. Хекхаузен) [6, с. 49].

Обобщив подходы разных исследователей, наряду с общим пониманием роли дидактической игры в развитии самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы смогли выделить педагогические условия, на которые они предлагают опираться (таблица 1).

Таблица 1

Педагогические условия развития самооценки старших дошкольников вдидактической игре

Автор

Педагогическое условие

1

В.Миленко

- Использование дидактических игр со взаимной оценкой результатов игры (рефлексивно-дидактические игры);

— Использование дидактических игр с самооценкой результатов (рефлексивно-дидактические игры);

2

А. К. Бондаренко

- Подбор дидактических игр с разным содержанием, направленным на познание себя и другого человека (словесные игры)

3

Е. А. Вяхирева

- Использование игр соревновательной направленности, групповых дидактических игр

4

С. А. Козлова

- Регулярная смена участников игры, разнообразие контактов детей

5

Г. А. Урунтаева

- Формирование навыков оценки результатов собственной деятельности в соответствии с правилами игры;

— Формирование навыков выражения собственных мыслей и чувств в общении со взрослыми и сверстниками;

Таким образом, анализ педагогической литературы показывает, что дидактические игры являются одним из эффективных средств развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста, поскольку создают благоприятные условия дляпознания детьми себя и другого человека, а также формируют у них умение не только осознавать свои действия, но и оценивать их. Основное внимание при выделении условий проведения дидактических игр, способствующих развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста, исследователи выделяют особенностям проведения игры и ее отдельных этапов (рефлексивного), использованию разных видов игр, смене партнеров по игре, формированию умений и навыков оценивания результатов собственной деятельности в соответствии с правилами игры.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Силвестру, А.И., Смирнова Е. О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова // Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2003. — 187 с.
  2. Антюхина, А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Антюхина. М., 2005. — 152 с.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2001. — 64 с.
  4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. М., 2004. — 142 с.
  5. Вяхирева, Е. А. Виды игр и их особенности [Текст] / Е. А. Вяхирева. М., 2004. — 163 с.
  6. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» [Текст] / В. Миленко // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 11. — С. 121–125.
  7. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / Под ред. Л. А. Венгера М.: Просвещение, 2003. — 272 с.
  8. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под редакцией Дубровиной И. В., Даниловой Е. Е. — Москва: Изд. центр «Академия», 2006. — 160 с.
  9. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И, Сорокина. М., 2000. — 124 с.
  10. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника [Текст]: Учебное пособие. — М.: «Академия», 2001–336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, старший дошкольный возраст, дошкольник, развитие, игровая деятельность, педагогическая литература, ребенок, умение, собственная деятельность.


Похожие статьи

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой...

Похожие статьи

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой...

Задать вопрос