Библиографическое описание:

Кузыев И. А. Исторические аспекты моделирования подготовки молодежи к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 317-318.

Как показывает педагогический опыт, ни одна воспитательная система не обходится без профессиональной подготовки. Данное разграничение закреплено даже в дидактике и в системе образования, поскольку последнее может и должно рассматриваться в современном подходе.

Считается, что образование есть «единый процесс физического и духовного формирования личности», процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Следовательно, каждый последующий этап системы подготовки основывается на устойчивых исторически сложившихся стереотипах, несёт отпечаток разных эпох развития человеческого общества. Можно говорить о том, что подготовка молодого поколения не просто копирует имеющиеся в обществе образцы поведения, но и интерпретирует их.

Логично предположить, что изменения, происходящие в подготовке студентов, неизбежно отражаются на системе образования. При этом, поскольку система «впитывает» только исторически устоявшиеся образцы, то усваиваться будут далеко не все инновации, а только просуществовавшие достаточно длительный период. Именно эта особенность придаёт к процессу подготовки консервативный характер. Однако, что касается модельных установок и стереотипов, то эти феномены имеют многовековую природу, поэтому они в первую очередь должны учитываться в рассматриваемой системе. Их игнорирование противоречит вышеуказанной особенности образования.

Тем не менее на каждом этапе развития система образования расставляла свои акценты в подготовку кадров. Для того чтобы в полной мере проанализировать подготовительные аспекты в историко-педагогической ретроспективе, необходимо рассмотреть образование не только как процесс обучения, но и воспитания, развития и становление личности.

В истории педагогики подготовительный процесс кадров в соответствие с периодизацией, рассматривается, в позиции гражданской истории. Поэтому в нашем исследовании проблемы подготовки специалистов будут анализироваться с установкой на эпохи.

Прежде чем анализировать подготовительные аспекты кадров в историко-педагогической ретроспективе, рассмотрим два понятия близких по смысловому значению: историческое образование и подготовка специалистов.

В античный период наиболее полное представление мы имеем о греко-римской школе. Раздельное обучение, ориентация на индивидуальность ребёнка наблюдалось в Афинской гимназии для мальчиков. Великие мыслители использовали здесь проблемный метод обучения, с возможностью поиска, спора, доказательства, что присуще именно мужскому интеллекту. Так, Демокрит считал, что мальчики должны обладать совокупностью трёх даров: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

Именно принцип раздельного обучения в эпоху античной цивилизации лежал в основе первых педагогических систем и их технологий. На этом представлении были сформированы мужские школы Пифагора, Сократа, Аристотеля.

Говоря об афинской системе мужского воспитания, укажем, что основная задача сводилась к всестороннему развитию личности, раскрытию физических, художественных, интеллектуальных, природных способностей. Это было продиктовано жёсткой поляризацией общественных функций полов, согласно которой мужчина должен был занимать социально более значимое положение. Поэтому мальчика готовили к роли воина, вождя, чиновника,

В то же время греки, давшие Европе в определённом смысле и миру философию, не допускали женщин к участию в общественной жизни. Видимо, для высокой греческой культуры исключение женщин из общественной жизни означало и их дискриминацию в образовании. Поэтому, в Древней Греции, женщины, выключенные из общественной и культурной жизни, получали самые элементарные знания. Исторически сформировавшийся стереотип в отношении женщины  как  низшего  существа,  «не  способного  к учению» истекает из влияний (установок общества) на женскую сущность.

Однако однозначно утверждать о дискриминации женского образования, видимо, не совсем правильно. Дело в том, что в Древней Греции формируется определённый слой свободных, образованных женщин (гетер), обладающих артистическими способностями. Имеющие изысканный вкус, владеющие определённой манерой поведения гетеры могли оказывать влияние на представителей сильного пола, ставя их в некоторую сексуальную зависимость. Занимаясь «древним ремеслом», женщина могла развить свои способности, быть самостоятельной, образованной, быть личностью. Женское воспитание не отличалось от мужского. Спартанки характеризовались атлетическим телосложением, физической силой, выносливостью, мужеством.

В педагогике употреблялся также термин раздельное образование, дело в том, что половозрастная стратификация общества до середины XIX века обусловила необходимость раздельного обучения и воспитания молодежи. Это было связано со строгой иерархией половых ролей, при этом мужчина должен был занимать доминирующую позицию, а женщина подчинённую, зависимую. Сохранение соответствующих стереотипов поддерживалось существующим уровнем социально-экономического развития, общественным разделением труда, культурными укладами жизни.

В то время средней Азии в обучении и воспитании в широком практическом применении имелось произведение Юсуфа Хос Хаджиба «Кутадгу билиг». Предусматривая учёт познавательного механизма молодого поколения, он концентрирует внимание на раскрытие и развитие мужской и женской индивидуальности, построение гармоничных отношений между полами.

Уточним, что такое обучение и воспитание не отрицает опыт подготовки к профессии или раздельного образования, а стремится использовать то позитивное, что было накоплено в истории педагогической и психологической мысли.

 

Литература:

1.Коротяев В.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. – М.: Просвещение, 1986, С. 208

2.Максудов А.Т. Педагогическая философия в произведениях Юсуфа Хос Хаджиба. 1999, С. 105

 

Основные термины: системе образования, раздельного обучения, историко-педагогической ретроспективе, подготовительные аспекты, молодого поколения, Древней Греции, мужчина должен, общественной жизни, профессиональной деятельности, принцип раздельного обучения, системе мужского воспитания, аспекты моделирования подготовки, необходимость раздельного обучения, пенитенциарной системе Украины, аспекты подготовки будущих, подготовительные аспекты кадров, процессу подготовки консервативный, «единый процесс физического, педагогики подготовительный процесс, развития система образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle