Библиографическое описание:

Иванова В. А. Краткосрочные курсы иностранного языка одна из форм дополнительного языкового образования взрослых // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 136-138.

В рамках анализа образовательных услуг по иностранному языку мы приходим к выводу, что среди наиболее распространённых форм изучения иностранных языков взрослыми людьми лидируют, безусловно, краткосрочные курсы иностранного языка.

 

Ключевые слова: обучение взрослых, краткосрочные курсы иностранного языка, дополнительное языковое образование.

 

Языковое образование взрослых в рамках меняющихся экономических и межкультурных условий современной России приобретает новые формы. Изучение иностранного языка взрослыми обучаемыми рассматривается как  неотъемлемая составляющая  личностного и карьерного роста.

Долгое время иностранный язык оставался лишь  школьным предметом, в рамках которого сообщались поверхностные звания о структуре языкового строя  и стране изучаемого иностранного  языка. Относительно недавно, согласно распоряжению Правительства РФ, иностранный язык стал преподаваться в ВУЗах в рамках профессиональной подготовки специалистов различных сфер экономики. Однако, как свидетельствуют исследования, больше половины вчерашних выпускников недовольны своими знаниями по иностранному языку, объясняя их непригодность в практическом плане в рамках профессиональной деятельности. Прежде всего, подобный «багаж» знаний обусловлен недостаточностью аудиторных часов (за 240 – 300 часов аудиторных занятий достигается «пороговый» уровень владения иностранным языком) для языкового образования в неязыковых вузах, а также неактуальностью и как следствие неэффективностью методик обучения, используемых в большинстве российских ВУЗов[2].

На сегодняшний день большее количество желающих изучать иностранный язык составляют взрослые люди, изучавшие его много лет назад, как правило, в школе. В рамках сложившихся современных социологических и экономических условиях очевидна потребность в опытных специалистах  со знанием иностранного языка.

Что касается государственного регулирования данной проблемы, то на сегодняшний день дополнительное образование по языку лишь включено в программу дополнительного образования взрослых [6]. Однако появление государственных образовательных центров и программ для желающих изучать иностранный язык (в том числе за рубежом) носит не столь «поглощающий» характер, как формирование школ на коммерческой основе, а также повсеместное распространение частной практики обучения иностранному языку (репетиторство). В силу особенностей контингента, нуждающегося в совершенствовании профессионального мастерства, переподготовке, удовлетворении общекультурных потребностей, образование взрослых относительно автономно. Ему противопоказана жесткая регламентация "сверху". Всякая попытка централизации управления, проявляющейся в унификации образовательных программ, регламентации местных инициатив, неизбежно обедняет возможности образовательных учреждений по удовлетворению запросов населения и ведет к их свертыванию. Таким образом, деятельность институтов образования взрослых эффективна в той мере, в какой она удовлетворяет запросы взрослых людей. Эта ведущая особенность рассматриваемой системы побуждает к анализу некоторых особенностей взрослых как субъектов образования.

В обучении взрослых одной из основных проблем является создание и поддержка особых для взрослой аудитории условий, благодаря которым взрослый человек мог бы оставаться активным и заинтересованным субъектом процесса учения и иметь высокую мотивацию при выполнении предлагаемых заданий. Решение обозначенной проблемы, на наш взгляд, не может быть одноплановым. Оно достигается в результате разработки разнообразных организационных форм образования взрослой аудитории и оптимизации содержания обучения.

В рамках анализа образовательных услуг по иностранному языку мы приходим к выводу, что среди наиболее распространённых форм изучения иностранных языков взрослыми людьми лидируют, безусловно, краткосрочные курсы иностранного языка (далее ККИЯ).

Значительное число существующих сегодня разнообразных краткосрочных курсов для взрослых становится очевидным показателем их высокой востребованности среди взрослого населения нашей страны. Данная форма обучения предоставляет неограниченные возможности для широкого и эффективного использования интенсивных методов и методик обучения взрослых различным аспектам иностранных языков и видам речевой иноязычной деятельности. ККИЯ позволяют строить весь процесс обучения таким образом, чтобы максимально приблизить его к реальному процессу коммуникации и осуществить его в кратковременные сроки.

Чем человек старше, тем сложнее происходит обучение иностранному языку, тем больше времени ему требуется для усвоения новой информации. К тому же, многие взрослые стесняются сидеть за партой и отвечать на вопросы учителя, они отвыкли делать домашние задания.

Тем не менее, в обучении иностранному языку взрослых есть и свои плюсы. Во-первых, немецкий язык им необходим, и они вполне осознанно подходят к его изучению. Во-вторых, багаж знаний у взрослых все-таки больше, чем у детей, поэтому им легче моделировать адекватное поведение в ситуациях общения.

Процесс усвоения знаний взрослыми людьми, а также в дальнейшем формирование навыков и умений имеет ряд особенностей. Усвоение учебного материала взрослыми, формирование навыков и умений владения иностранным языком связаны с их активной позицией по отношению к своему учению[4,c.50]. Познавательная деятельность взрослого человека имеет избирательный характер, а опыт оказывает влияние на качество восприятия и усвоения учебного материала. Немаловажную роль в данном процессе играют психологические особенности обучаемых. Таким образом, необходимым условием эффективного обучения взрослых является знание их психологических особенностей. Данные об этих особенностях предоставляют преподавателю возможность строить весь образовательный процесс более эффективно и методически корректно.

В целом в рамках ККИЯ преподаватель должен следовать следующим принципам:

·         при организации процесса обучения преподавателю следует разработать индивидуальный подход к каждому участнику обучения при гармоничном обобщении интересов и потребностей всех обучаемых;

·         коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе;

·         развитие и совершенствование грамматических и лексических навыков обучаемых должно, главным образом, происходить в рамках условно-речевых и собственно-речевых упражнениях;  при наличии возможности обучаемым самостоятельно проанализировать новый материал и преобразовать его в универсальную  систему, применимую в аналогичных речевых (и жизненных в целом) ситуациях;

·         отобранный для занятий грамматический и лексический материал  должен обладать определённой степенью новизны, быть интересным для обучаемых; ситуации общения в рамках учебного процесса максимально приближены к реальным жизненным ситуациям обучаемых, то есть, отобраны с учётом  спектра интересов, культурного, интеллектуального, профессионального развития и образования слушателей курсов.

При обучении взрослых иностранным языкам следует обращать особое внимание на развитие коммуникативных компетенций, поэтому большое значение придается использованию коммуникативных игр и креативных заданий, которые активизируют стремление обучаемых к контакту друг с другом и преподавателем в речевом партнерстве. Это позволяет преодолеть языковой барьер и улучшить запоминание речевых моделей и словосочетаний.

Нужно отметить, что за последнее время значительно повысился интерес к корпоративному обучению иностранным языкам. Практически, все языковые школы включают корпоративное обучение в спектр предоставляемых услуг, а часть из них специализируется только на данном виде обучения. Важно, чтобы программа обучения сочетала элементы различных подходов к преподаванию и применяла весь арсенал методов и приемов для достижения высокого результата. При корпоративном обучении языковым школам необходимо учитывать цели, которые ставит руководство компании и сами обучающиеся. Следует также определить специфические языковые потребности клиента-потребителя, а также уделить должное внимание самой организации процесса обучения, созданию оптимальных условий для восприятия новой информации.

При составлении программ и тестов для взрослых следует ссылаться на требования к владению иностранным языком по уровням, разработанным ALTE (Association of Language Testers of Europe).

Как предмет обучения иностранный язык имеет свою специфику, которую необходимо учитывать в учебном процессе.

Язык выступает и как цель и как путь к этой цели, как средство обучения. Психологический анализ процесса обучения иностранному языку обращает внимание на специфическое соотношение знаний и умений по дисциплине иностранный язык.

Изучение иностранного языка связано с решением ряда психологических проблем, как на уровне преподавателя, так и на уровне обучаемого: презентация иностранного языка как феномена иной культуры; актуализация внутренней мотивации учения; приближение двух языковых реальностей преподавателя и обучаемого; формирование индивидуального стиля освоения языка; актуализация когнитивных, эмоциональных и смысловых сфер, их концентрация на освоении новой языковой реальности.

Технологии преподавания иностранного языка основываются на законах и закономерностях психологии восприятия, когнитивной психологии, психолингвистики, педагогической психологии.

Исследования показывают, что освоение иностранного языка взрослыми требует развития иноязычных способностей, коммуникативной гибкости, тренированности познавательных процессов, психологической включенности в процесс обучения[5, c.32]. Успешность продвижения взрослого в освоении языка определяется множеством факторов, среди которых наиболее значимыми являются: умение преподавателя представить язык как стройную систему взаимосвязанных элементов, рациональное распределение деятельности во времени; высокая мотивация к овладению иностранным языком; осознание обучающимися основного плана выполнения действий; интерес к обучающемуся как к субъекту учения; учет индивидуальных особенностей, т. е. принадлежность обучающихся к когнитивно-лингвистическому или коммуникативно-речевому типу овладения языком; адекватность реакции преподавателя на эмоциональные проявления обучающихся; знание результатов, обратная связь; опора на сформированные навыки и усвоенные знания.

При рассмотрении ККИЯ как оптимального для большинства респондентов варианта изучения иностранных языков перед методистами встаёт принципиально новая задача: за минимально короткий срок не только передать учащимся достаточное количество информации о языке и его носителя, но и закрепить её в памяти обучаемых. Кроме того, в рамках действующего сегодня коммуникативного подхода научить пользоваться этой информацией в процессе устного или письменного общения.

 

Литература:

1.      Андрогогика: теоретические основы обучения взрослых / С.И. Змеев; Ин-т общего образования. - 2-е изд. - М.:Б.И., 2000. - 215 с.

2.      Барыбин А.В. Педагогические условия изучения иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования взрослых//Образование: исследовано в мире.- 27.10.2002 URL: http://www.oim.ru/reader@whichpage=2&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=2

3.      Вершловский С.Г.  Образование взрослых опыт и проблемы. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2002 – 167 с.

4.  Кулюткин Ю.Н Изменяющийся мир и образование взрослых –. -  // Человек и образование: акад. вестн. Ин-та образования взрослых Рос. акад. образования : науч.-пед. изд. - СПб. : ИОВ РАО, 2006. - N 6, с.50-51

5.      Кабакчи Маргарита Константиновна. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2002 191 c. РГБ ОД, 61:03-13/979-3

6.      Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1   «Об образовании». URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ 

7.      Якимчук Ольга Сергеевна. Обучение слушателей краткосрочных курсов коммуникативной грамматике английского языка с опорой на когнитивные стратегии: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 2003 222 c. РГБ ОД, 61:04-13/1816

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle