Библиографическое описание:

Елькин С. Г. Экономическое поведение коммерческих организаций в рамках социологического подхода // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 245-248.

Любые изменения, происходящие в экономике страны, неразрывно связаны с трансформацией экономического поведения хозяйствующих субъектов, которое должно быть адекватно современным условиям. Понимая под экономическим поведением некую систему социальных действий, связанных с использованием различных по функциям и назначению экономических цен­ностей (ресурсов), и ориентированных на получение прибыли (вознагражде­ния) от их обращения и рассматривая его (экономическое поведение) в качестве устойчивого и практического взаимодействия хозяйствующих субъектов, переходного элемента между макро- и микросредой общества, а также некоторого индикатора оценки экономической эффективности социальных процессов и явлений в экономике, имеет смысл говорить о причастности категории экономического поведения к социологическому знанию.

В современных условиях экономическое поведение хозяйствующих субъектов должно соответствовать принципам совершенной конкуренции. Однако, во всем мире, в том числе и в России, имеются коммерческие организации, действующие вне рамок установленных норм добросовестной конкуренции. Не желающие или неспособные, в силу тех или иных обстоятельств, вести бизнес в полном соответствии с установленными правовыми и этическими нормами, как в ситуации «выхода», так и в ситуации «голоса» они выбирают, пользуясь терминами Адама Смита, псевдорыночную модель экономического поведения.

Изучение псевдорыночных моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов, анализ их особенностей позволит выявить тенденции экономического развития и предложить меры по совершенствованию механизмов пресечения псевдорыночного поведения в части выявления признаков псевдорыночного поведения с позиции социологии.

Коммерческие организации, представляя собой один из основных институтов современной экономической системы, являются, прежде всего, обособленным субъектом экономической дея­тельности, осуществляющим свои функции во внешней экономиче­ской среде.

Особенности коммерческой организации состоят в том, что, во-первых, она является организационно оформленной единицей; во-вторых, является юридически независи­мым экономическим агентом; в-третьих, выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, а также служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; в-четвертых, существование и рост коммерческой организации обеспечивается за счет при­были, максимизация которой выступает либо как главная цель, либо как один из значимых критериев поведения данной коммерческой организации на рынке.

Формирование и функционирование экономики как социальный процесс предполагает изучение экономического развития в совокупности с другими сферами общественной жизни. Причем обозначенное взаимоотношение реализуется, в том числе, и через коммерческие организации как социальные субъекты, включенные не только в экономику, но и во все протекающие в обществе процессы - политические, юридические, культурные, демографические.

Следовательно, экономическое поведение коммерческих организаций как социальных субъектов представляет собой определенную активную силу, влияющую на развитие экономики, а также опосредованно воздействующую на развитие всех других подсистем общественной жизни, придающих развитию экономики социальный характер [1].

В контексте вышесказанного формирование эффективной экономической деятельности путем изменений причинных детерминант в механизме экономической активности коммерческих организаций следует рассматривать как главную цель управления экономическим поведением в современных условиях.

Автор в рамках данной статьи предлагает оперировать следующим определением: под экономическим поведением коммерческих организаций как социальных субъектов будем понимать некую систему социальных действий, обусловленных перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора минимизации издержек и максимизации чистой выгоды.

Социологическое изучение экономического поведения коммерческой организации предполагает, что она является продуктом социальных отношений.

С позиций экономической социологии коммерческая организация является коллективным социальным субъектом, который осуществляет деятельность по производству товаров и услуг с целью удовлетворения общественных потребностей, посредством объединения трудовых вкладов и материально-технических ресурсов нескольких социальных организаций и социально-профессиональных групп, имеющих взаимозависимые интересы, и реализации общего интереса, состоящего в обеспечении эффективности социальных связей между всеми участниками ее деятельности [1].

В связи с тем, что понятие коммерческой организации закреплено на законодательном уровне, сами коммерческие организации следует отнести к институционализированным социальным субъектам.

Для выявления особенностей коммерческих организаций как социальных субъектов экономической деятельности автор предлагает использовать институциональный подход к объяснению организационного феномена. К объяснению природы коммерческой организации могут быть применены четыре основных теоретических подхода: неоклассический, бихевиористский, институциональный и предпринимательский.

Так, в классической и в неоклассической экономической теории под коммерческой организацией понимается, прежде всего, предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода, где важнейшую роль играет производственная функция, а основная цель коммерческой организации - максимизация дохода (прибыли) [5].

Согласно бихевиористскому подходу не всегда цель коммерческой организации – максимизация прибыли, это может быть и получение удовлетворения [7], что обуславливает изучение поведения коммерческой организации и на основе этого поведения обобщать цели деятельности.

В рамках предпринимательского подхода коммерческую организацию и предпринимателя рассматривают как единое целое. Личность предпринимателя и его способности определяют успех коммерческой организации и ее поведение, при этом цель коммерческой организации будет зависеть от целей самого предпринимателя.

Институциональный подход к изучению коммерческой организации рассматривает ее в качестве некой совокупности контрактов или договоренностей между участниками процесса производства. Коммерческая организация является одним из основных социальных субъектов современной институциональной экономики.

Обращаясь к феномену псевдорыночного поведенческого института, отметим, что он обусловлен тем, что представление о рыночной координации в экономике искажено отсутствием адекватного знания и понимания рыночного поведения.

Понятие псевдорыночного поведения коммерческих организаций, подразумевающее под собой, в том числе, нарушение некоторых социальных норм, в данном ракурсе соотносится с понятием девиантности. Однако в социологии данное понятие традиционно используется по отношению к индивидам, не к организациям. Вопрос о применимости понятия девиантности к коллективным сущностям достаточно спорный. Тем не менее, на взгляд автора, данное понятие в контексте изучения экономического поведения коммерческих организаций, требует специального подробного рассмотрения. Собственно под девиантным поведением понимают поведение, не являющееся нарушением уголовного законодательства, то есть не являющееся противоправным, а просто не совпадающее с принятыми в обществе стандартами [3]. Применительно к предмету исследования – коммерческим организациям, девиантность можно рассматривать как нарушение нормативного порядка, довольно широкую область транзакций.

Автор предлагает рассматривать псевдорыночное поведение в качестве разновидности отклоняющегося экономического поведения, т.е. как девиантное экономическое поведение коммерческих организаций, которое может быть квалифицировано и как преступления, и как деяния, не преследуемые законом в силу их неурегулированности, выражающееся в максимизации доходов ценой минимизации трудовых затрат.

В исследовании псевдорыночного поведения коммерческих организаций можно предложить несколько подходов. Так, например, при моралистическом подходе следует зафиксировать внимание на негативной роли данного вида экономического поведения в обществе. Его вред и опасность заключается в отказе от труда, представляющего собой организованную и встроенную в систему социально–экономических и политических отношений деятельность [4].

С позиции, например, школы функционализма, на первый план следует выдвинуть такой аспект, как выяснение, каким требованиям системы удовлетворяет данный вид отклоняющегося поведения коммерческих организаций, какую роль он играет в поддержании системы как целого? В данном случае псевдорыночное поведение коммерческих организаций как отклоняющееся от официальных норм экономическое поведение обусловлено тем, что одни лишь формальные экономические отношения, закреплённые в законах и инструкциях, не могут обеспечить полнокровное функционирование всей экономической системы государства и объективно в любом обществе дополняются неформальными, одним из специфических видов которых и следует рассматривать псевдорыночное поведение.

Таким образом, псевдорыночное поведение коммерческих организаций является индикатором определенных экономических отношений, одним из проявлений связи между формальными и неформальными элементами экономической системы.

В любом обществе всегда существует несовпадение между заложенными в законодательстве правилами экономического поведения и негласными правилами данного поведения, скрытой системой правил, с помощью которых на практике разрешаются текущие экономические вопросы. Это обусловлено тем, что правила содержащиеся в «неофициальном кодексе экономического поведения», становятся необходимы в экономической практике. Установленная в государстве система права в силу заложенной в ней стабильности и защищенности от изменений в пользу коньюктурных интересов отдельных слоев и групп общества оказывается вследствие этого малоподвижной, не успевающей за реальными экономическими процессами, происходящими в обществе, что и определяет наличие негласных правил экономического поведения, где высока вероятность возникновения псевдорыночного поведения.

На взгляд автора, в отношении поведения коммерческих организаций, при исследовании наиболее правильным было бы ориентироваться на экологический подход в поведении компаний в институциальных средах с разным уровнем сложности [6].

Необходимость экологического подхода в науке, развития экологического сознания созрела естественным образом, и актуализируется сегодня насущными проблемами. В соответствии с данным подходом, «современная организация трактуется как сложное, комплексное образование, включающее несколько социальных популяций как носителей различных видов деятельности. В соответствии со сложным строением организаций невозможно рассматривать их отношения с внешней средой как с чем-то единым для всех элементов организации. Отсюда сама внешняя среда трактуется как сложная, быстро меняющаяся, составная и гетерогенная, являющаяся для каждого подразделения и каждой популяции в своем специфическом обличии» [9].

Развитие концепции организации как открытой системы заставило многих представителей науки пересмотреть точку зрения на организацию как на систему, имеющую точно зафиксированные границы [10].

Экологический подход в современных условиях обострения экологических проблем, когда рынок требует рационального хозяйствования и совмещения бизнеса с решением экологических проблем, пришел на смену постулату о базировании рыночной экономики исключительно на материальных интересах ее участников. Сегодня во многие коммерческие организации пришло понимание того, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка.

В рамках рассмотрения псевдорыночного поведения коммерческих организаций с позиции экологического подхода следует отметить необходимость разработки специального инструментария реализации экологической страте­гии данных хозяйствующих субъектов, содержащего, в том числе, нормативные элементы, предполагающие разработку правил экологического поведения коммерческой организации, которые определяют ее общие обязанности по соблюдению экологических требований.

Итак, современная экономика порождает псевдорыночные факторы и мотивы поведения коммерческих организаций, негативные мутации экономических отношений, что говорит о том, что сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования. Псевдорыночное поведение коммерческих организаций вызывает экономические деформации, ухудшает качество государственного регулирования, искажает связи между государством и хозяйствующими субъектами, также искажаются связи и между коммерческими организациями, в результате чего складываются квазирыночные отношения в экономике.

 

Литература:

1.                  Вешкурцева С.А. Комплексная модель эффективности коммерческих организаций // Антикризисное управление, 2003, № 5-6. С. 28-30.

2.                  Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 442 с.

3.                  Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. К 28 Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 480 с.

4.                  Крупнов Ю. Возвращение труда // Журнал «Социальная педагогика»: деловой журнал для социальных работников и педагогов. М., 2007г. № 4. С.17-23.

5.                  Полонский С.Ю. Институциональный подход к теории современной корпорации // Проблемы современной экономики, N 2(22)

6.                  Радаев В.В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных          форм // Российский журнал менеджмента. Хрестоматия: организационная экология. Том 3, № 2, 2005. С. 99–108.

7.                  Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. //Теория фирмы /Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. С.55

8.                  Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология. 2001. Т.2. №2. 115-132.

9.                  Щербина В.В. Что такое организационная экология? // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 99-107.

10.              Hannan M., Freeman J. The Population Ecology of organization // AJS. 1977. V. 82. № 5. P. 185—210.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle