Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 8668 раз

Библиографическое описание:

Грачева, Е. С. Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект / Е. С. Грачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 240-245. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2156/ (дата обращения: 25.04.2024).

Понятие «культурно – образовательная» деятельность музея появилось в отечественном музееведении в начале 1990-х годов. Его активное использование и распространение были связаны с формированием новых методов и способов работы с посетителями различных категорий, а также изменением отношения общества к музею, культурно – историческому наследию, когда происходит переосмысление концептуальных моделей развития музея, распространение коммуникационного подхода. Отметим, что до этого употреблялись такие понятия, как «научно-просветительская», «идейно - воспитательная работа», которые отражали сущность и характер взаимодействия музея с обществом. На рубеже 1950 –60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться статус научно - исследовательских учреждений, который был потерян в 30-е годы. Эти процессы привнесли серьезные изменения в музейную терминологию: появился новый термин «научно – просветительская работа», содержательная сторона которого состояла в том, что музей, осуществляя образовательную функцию, распространяет знания, основу которых определял музейный предмет [3, с.469]. Однако, несмотря на это, музей по – прежнему рассматривался как средство «идеологической пропаганды», формирования «коммунистического мировоззрения», распространения идей интернационализма и патриотизма.

Период перехода нашей страны к рыночной системе хозяйствования ознаменовал кардинальные изменения не только в социально – экономической, политической, но и культурной сферах жизнедеятельности общества. Отказ от прежней идейно –информированной политики меняет характер и принципы взаимодействия музейного социума с посетителями. Более того активное распространение культурно – коммуникативного подхода в музейной деятельности способствует тому, что посетитель рассматривается как равноправный собеседник и участник диалога, происходящего в стенах музея. В связи с новым понимаем сути взаимоотношений со зрителем возник термин «культурно – образовательная деятельность», подразумевавший образование в культурном пространстве музея. Дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться информационная открытость, общественная доступность и ориентированность на все слои населения, а само понятие «образование» в музее включало в себя не только получение знаний, расширение кругозора или развитие интеллектуальных способностей, но и обращение к внутреннему миру человека с помощью воздействия на его чувственно – эмоциональную сферу.

Вторая половина ХХ столетия стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире, когда активные поиски путей обновления и демократизации традиционного музея способствовали его качественной трансформации: стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением и популяризацией предметов материального и нематериального культурно-исторического наследия, способствуя сохранению традиционной культуры своего народа; появление новых способов и приемов подачи материала привели к разработке и дальнейшей реализации культурно - образовательных программ, направленных на привлечение различных социальных групп и категорий посетителей. Социальная направленность музея стала способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум, демонстрируя уникальные возможности этого социокультурного института.

На разных этапах своего развития культурно – образовательная деятельность видоизменялась, наполнялась новыми смысловыми аспектами в соответствии с изменениями, происходящими в социокультурном пространстве общества. В настоящее время к основным традиционным формам культурно – образовательной деятельности музея, как правило, относят: экскурсии, лекции (в том числе тематические циклы лекции, лектории выходного дня, выездные лекции), кружки, клубы, консультации. Общемировые тенденции развития музея свидетельствуют о его превращении в культурно – образовательный, досуговый и развлекательный центр одновременно, который отражая культурные ориентиры современного общества, стремится к информационной открытости, демократизации своей деятельности, активному взаимодействию со всеми участниками музейно - культурной коммуникации. Ссылаясь на мнение Т. Абанкиной, отмечаем, что музей способен привлекать посетителей, не только как источник знаний и информации, но и место проведения свободного времяпрепровождения, организации досуга, предоставляя современному посетителю широкий спектр дополнительных социокультурных сервисов [1, с.37].

Переосмысление содержания деятельности музея привело к приоритетному развитию коммуникативных и рекреационных функций современного музея. Основная задача современного музея как социокультурного института заключается в создании условий для развития социальной активности, раскрытия духовного потенциала личности, самореализации в сфере досуга и образования. С этой целью музей использует креативные и нестандартные методы работы с публикой, информационные и мультимедийные технологии, элементы развлекательности и интерактивности. Для удовлетворения рекреационной потребности современного потребителя культурных услуг в музее используются такие формы культурно – образовательной деятельности, как концерты, балы, музейные праздники или театрализованные представления, спектакли с участием не только актеров – профессионалов, но и самих посетителей. В музейно - педагогической практике активное применение находят ролевые игры, которые считаются одной из наиболее эффективных и перспективных форм культурно–образовательной деятельности, направленных на развитие исторического сознания. Данный метод взаимодействия с публикой, основанный на ролевом поведении, дает возможность погрузиться в определенную среду, созданную музейными педагогами. Такие социологи, как Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон отмечали, что именно в процессе ролевых игр индивид учится примерять отношения отдельных людей к себе, формировать свое «Я», быть одновременно объектом и субъектом социальной реальности. Таким образом, применение игры как нестандартного метода работы с аудиторией носит не только досуговой характер, но и служит определенным инструментом социализации и адаптации личности в окружающей социальной действительности.

Для того чтобы оценить миссию музея в социальном и культурном континууме, тенденции развития и модификации музейной деятельности; степень восприятия музея как социокультурного института и организации досуга современниками, а также специфики музея как коммуникативной площадки автором был проведен опрос посетителей Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Генеральная совокупность составила 280 человек в возрасте от10 до 60 лет; выборочная совокупность в данном исследовании является случайной. Анкета состояла из 20 вопросов. Заметим, что посетителям предлагалось ответить на вопросы, которые связаны не только с посещением Радищевского музея, но и других посещаемых ими музеев. Анализируем некоторые результаты исследования. Тенденции развития музеев свидетельствуют о появлении многочисленных и нестандартных формах работы и подачи материала, расширении диапазона форм культурно – образовательной деятельности. Однако как показали результаты авторского исследования, посетители отдают предпочтение традиционным исторически сложившимся формам музейной деятельности и предпочитают посещать выставки (90,5%) или экспозицию (52,7%) (см. табл. 1), что является, на наш взгляд, вполне обоснованным фактом. Поскольку история возникновения музеев доказывает, что его основу составляют постоянные и временные (или выставки) экспозиции. Именно экспозиция является основой музейной коммуникации, которая осуществляется, прежде всего, путем зрительного восприятия посетителем экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В экспозиции выявляются культурно - коммуникативная, знаковая природа артефактов, предметов, представленных в пространстве музея.

 

 

 

Таб.1. Наиболее популярные виды культурно – образовательной деятельности музея

 

%

Выставка

90,5%

Экспозиция

52,7%

Лекция, клубы, кружки по интересам

21,8%

Отдельные мероприятия (праздники, мастер-классы, биенали)

47,3%

 

Однако отметим, что особый интерес у 47,3% посетителей вызывает организация отдельных мероприятий, в частности музейных праздников. Например, «Ночь музеев», выставки или разовые акции, приуроченные к юбилею города, государственным или историческим праздникам. Это еще раз подтверждает готовность музея удовлетворять потребности современного посетителя в получении ярких впечатлений, эмоциональной разрядке, организации культурно - развлекательных мероприятий. Как показали результаты опроса, респонденты с высшим уровнем образования предпочитают посещение выставки (90,4%), экспозиции (54,5%) и других мероприятий (51%). Не отличается выбор культурно –образовательных форм и у зрителей со специальным образованием, которые также голосуют за экспозиции (50%), выставки (96%) и отдельные мероприятия (38,5%); как основные формы культурно – образовательной деятельности выставки и экспозиции пользуются популярностью у посетителей с средним уровнем образованием (см. табл. 2).

Таб.2. Предпочитаемые виды музейных мероприятий у посетителей разного уровня образования

 

 

Образование

 Среднее

Специальное

Высшее

 

 Формы культурно – образовательной деятельности

 

 

 Выставка

%

87,5

96,2

90,4

 Экспозиция

%

75

50,

54,5

Лекции, клубы, кружки

%

0,1

19,2

23,6

Отдельные мероприятия

%

12,5

38,5%

51,1

 

Однако стоит заметить, что, несмотря на активное развитие досуговой и культурно - развлекательной функций современного музея, 63,7% опрошенных заявили, что музей для них – инструмент для самореализации и развития творческих способностей, для большинства посетителей (70%) музея является местом, где осуществятся связь с другим поколением (см. табл. 3).

 

 

 

 

 

Таб.3. Значение музея для посетителя

 

 

 %

 

 

 

Место проведения свободного времени

56,3

Место общения

44,1

Место для самореализации, развития творческих и интеллектуальных способностей

63,7

Связь с другим поколением

70,4

 

Заметим, что музей в статусе досугово – познавательного учреждения рассматривается категорией посетителей, чей возраст составляет от 55 лет и старше (80%), а также респондентами среднего возраста (75,8%). Респонденты от 35 до 55 лет также отождествляют музей как место проведения культурно – развлекательного досуга. Для молодежи музей выступает в качестве средства реализации творческих  и интеллектуальных способностей, а также места, где происходит связь с другим поколением (см. табл. 4).

Таб.4. Значение музея для посетителя различных возрастных категорий

 

Школьники (10-17)

Студенты (18-25)

Средний возраст (26-35)

Зрелый возраст (36-550

Пенсион- ный

возраст

(больше5)0

 

Место проведения свободного времени

42,5%

47,6%

75,8%

64,4%

80,0%

 Место общения

27,4%

36,6%

42,4%

65,8%

60,0%

 Место для самореализации

65,8%

61,0%

57,6%

63,0%

70,0%

 Связь с другим поколением

66%

67,1%

78,8%

72,6%

60,0%

Обязанность посещения (предусмотрена школьной или туристической экскурсионной программой)

41,1%

46,3%

27,3%

19,2%

,0%

 

Эти результаты, на наш взгляд, говорят о существовании противоречия между: а) культурно - историческим потенциалом музея, ресурсами и степенью их использования посетителями, а также между предложением музейных услуг и потребительским спросом; б) образом музея как современного досугового центра, созданного музейным сообществом и установочной оценкой в восприятии этого образа в сознании посетителей.

В современных условиях культурно – образовательная деятельность музея ориентирована на различные социальные группы, сообщества, постоянную и потенциальную аудиторию. В связи с этим среди основных ее направлений (кроме обучения, развития интеллектуальных и творческих способностей, общение, отдых) важно выделить информирование, которое представляет собой процесс получения первичных сведений о музее, его выставках и экспозициях, типе, профиле и т. д. Разнообразные сочетания документальных средств с художественно-образной подачей материала составляют реальную картину практик средств массовой информации. Будущее современного музея определенным образом связано с расширением партнерских связей с периодической печатью и телевидением, так как существует в условиях их интенсивного развития и влияния. Эти условия вызывают необходимость находить коммуникативные образы, которые способствовали бы возникновению интереса и активности к музейным мероприятиям различных слоев населения. Согласно данным авторского исследования основными коммуникативными источниками получения информации о деятельности музеев для респондентов оказались газеты (54%), радио (34,6%), журнал (27,4%) и телевидение (25,5%) (см. табл. 5).

Таб.5. Источники получения информации о музейных мероприятиях

 

%

Источники информации

 

 

 

Газета

53,8%

Журнал

27,4%

Радио

34,6%

Телеви-

дение

25,5%

 

При этом для большинства мужчин (50,9%) и женщин (55%) таким коммуникативным способом получения информации о музейных событиях является газета, у мужчин второе место среди перечисленных средств массовой информации занимает журнал (31,6%), у женщин – радио (36,4%) (см. табл. 6).

Таб.6. Из каких источников узнают информацию мужчины и женщины

 

 

Пол

М

Ж

Источники информации

Газета

50,9%

55,0%

Журнал

31,6%

25,8%

Радио

29,8%

36,4%

 

По словам сотрудников Радищевского музея, основным способом анонсирования музейных мероприятий являются радио, Интернет - сайт музея, а также личные связи и знакомства. Однако анкетный опрос посетителей показал, что сайты музеев посещает только 31% опрошенных, а 60,7% респондентов дали отрицательный ответ (см. табл.7).

 

 

 

 

 

 

Таб.7. Посещали ли Вы сайты музеев?

 

%

 

 

Да

31,8

Нет

60,7

Нет отв.

7,5

 

Посетителям также предлагалось ответить на вопрос: встречали ли они компьютерные презентации музеев для рекламирования различных форм культурно – образовательной деятельности. Данные таблицы №8 свидетельствуют, что большинство опрошенных (37,9%) ответили положительно на этот вопрос, однако 37 % не встречали подобных презентаций, около 23% даже не обращали внимание на существование «подобного явления» (см. табл.8).

Таб.8. Встречали ли Вы использование музеями компьютерных презентаций?

 

%

 

 

 

 

 

 

Да

37,9

Нет

37,1

Не обращал внимания

22,9

Другое

,7

Нет отв.

1,4

 

Современные музеи используют не только сайты и виртуальные презентации для продвижения продукции и услуг своей культурно – образовательной деятельности, но и организуют продажу CD-дисков. Стоит отметить, что основными потребителями такого вида услуг являются студенты (27,3%) и люди зрелого возраста (34,3%) ( см. табл.9).

Таб.9. Пользуетесь ли вы CD носителями, которые продают музеи?

 

Школьники

(10-17)

студенты

(18-25)

Средний Возраст

(26-35)

Зрелый возраст

(36-55)

Пенсионный возраст

(больше 55)

 

 Да

%

17,2

27,3

15,2

34,3

6,1

 

 Нет

%

26

35,6

11,5

24

2,9

 

 Не встречал

%

43,1%

25,9

8,6

19

3,4

 

 Нет отв.

%

2,8%

 

2,4%

,0%

1,4

 

Таким образом, несмотря на достаточно полную проработку некоторых аспектов современного развития музея, не исследованы в полной мере: а) воздействие информационных и коммуникационных технологий на репрезентацию музейных практик; б) проблема и единая концепция функционирования музея в информационном обществе.

Так как во главу угла музейной культурно – образовательной деятельности ставится личность посетителя, который имеет свое мировоззрение, мнение, понимание на события, происходящие в культурном пространстве музея, то вполне естественно, что знание постоянного и потенциального посетителя для музея становится задачей номер один. Получение подобных данных предоставляет музейная социология – специальная дисциплина, которая родилась на стыке социологии культуры, менеджмента культуры и музееведения. Она изучает функционирование музея как единого социокультурного института, способствуя реализации в его деятельности общественных потребностей, запросов и ожиданий, отношений к музею социальных, возрастных, профессиональных групп.

Однако, несмотря на развитие разнообразных направлений и форм культурно – образовательной деятельности музеев, респонденты отметили отрицательные моменты, которые запомнились при посещении музеев. Так, например, большинство респондентов (29%) считает, что серьезным недостатком в музее является отсутствие информационных ресурсов (например, сопроводительных документов, сенсорных и информационных киосков, краткой аннотаций к выставке или экспозициям). Около 23% посетителей недовольны тем, что в музее нет «интересной сувенирной продукции». Примерно такое же количество посетителей (22,8%) обратили внимание на отсутствие гардеробов и туалета (см. табл.10). Эти данные говорят о том, что посетители оценивают не только культурно – образовательную деятельность музея, но условия пребывания, атмосферу доброжелательности и комфорта. Это подтверждают и исследования, проведенные сотрудниками Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии (РИК) в различных регионах и городах. Согласно котором, в числе причин снижающих популярность музея российские граждане называют: а) низкий уровень комфорта (теснота, недостаточное освещение, отсутствие вентиляции, мест отдыха, ресторана); б) недостаток в информации (отсутствие системы указателей, сведений о памятниках); в) плохое состояние здания; г) редкая сменяемость экспозиций; д) недостаточно высокий уровень экскурсий; е) грубость смотрителей. Музейное сообщество отмечает, что посетители, как правило, обсуждают не качество экспозиций и не говорят о ценности экспонатов. Для них важна атмосфера, они хотят видеть музей как ухоженное и комфортное пространство [2, с.27 –28].

Таб. 10. Отрицательные моменты, которые запомнились респондентам при посещении музеев

 

 

%

 

Неприветливое обслуживание

17,3

 

Отсутствие гардероба, комфортного туалета

22,8

 

Отсутствие информационных ресурсов

29,2

 

Отсутствие сувенирной продукции

23

 

Плохая подготовка экскурсоводов

7,6

 

Важный вклад в становление музейной социологии внесло комплексное исследование «Музей и посетитель, которое проводилось в 1973-74-х гг. в российских краеведческих музеях, а в конце 1970-х годов – в музеях-заповедниках [4,с.29]. Его цель заключалась в анализе проблем жизнедеятельности музея и его взаимоотношений с аудиторией. В настоящее время социологические исследования проводятся на основе специально разработанных методов, которые выбираются в зависимости от поставленных целей и задач. Основными методами социологического исследования, которые используются музейными сотрудниками, являются: анкетный опрос, опросы экспертов, интервью, визуальное наблюдение за осмотром экспозиции. Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик конкретных форм и методов работы в музее осуществляется дифференцированный подход к изучению музейной аудитории и ее детального портрета. Как показывает практика, музейная публика делится по возрастному признаку, выделяется взрослая и детская аудитория, а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам.

В зарубежных музеях изучением аудиторией занимаются отдельные службы маркетинга и PR (от англ. «Public Relations» – связи с общественностью). Наибольший размах эта деятельность приобрела в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, где изучаются не только вкусы и предпочтения зрительской аудитории, но и способы построения экспозиций с точки зрения теории «принятия решений на основе информации». В конце ХХ века под влиянием мировых тенденций развития культуры в отечественных музеях также появляются отделы PR, преобразовываются научно-просветительские отделы. Однако подобные подразделения формируются, как правило, в крупных музеях, которые обладают необходимыми денежными средствами и соответствующими специалистами. Но вместе с тем, как показывает практика, социологические исследования до сих пор проводятся в достаточно ограниченном количестве, не используется арсенал современных технологий и способов изучения коммуникативной и в особенности «обратной связи» с посетителями.

Подводя итоги, отметим, что тенденция последних лет характеризуется активным вниманием к культурно – образовательной деятельности музеев, которые рассматриваются как центры культурной и досуговой жизни общества. Современный музей принимает активное участие в социализации личности, ее адаптации и интериоризации культурных ценностей. С помощью своих ресурсов и средств межкультурной коммуникации музей создает музейно - образовательную среду для социальной адаптации современных посетителей и своеобразного тренинга их социальной активности.

За последние десятилетия содержательная сторона культурно – образовательной деятельности музея деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. В современном музееведении оформились представления о важности социологических исследований не только в культурно – образовательной деятельности, но и по другим направлениям работы. Так, например, социология вырабатывает методики экспертных оценок, функциональных характеристик музейных фондов, содержательно – смысловых показателей, критерии эффективности внутримузейных и внешних коммуникаций.

«Монологическая модель культуры», господствовавшей долгие годы в музейной практике изменяется на «диалогическую», согласно которой задача музея не должна сводиться к передаче совокупности знаний о процессах, событиях, явлениях культуры, истории, природы. Обращение к внутреннему миру современного посетителя, воздействие на его эмоциональную сферу, включение воображения и восприятия становятся ключевыми моментами культурно – образовательной деятельности музея ХХI века.

 

Литература:

1.      Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Маркетинг. Менеджмент. Музеи / Под. ред. Щербакова, А. В. Лебедева. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 35 – 45.

2.      Минина С.Б., Юхневич М. Ю. Музей, который ищет взаимности // Музей для всех. Вып.4.–М.:АПРИКТ, 2000. С.23 –20.

3.      Юренева Т. Ю. Музееведение. – М.: Академический проспект, 2003. –560с.

4.      Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. –М.: Российский институт культурологии, 2001. – 223с.

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): музей, образовательная деятельность, посетитель, образовательная деятельность музея, современный музей, место проведения, экспозиция, зрелый возраст, музейная деятельность, современный посетитель.


Похожие статьи

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

посетитель, современный музей, Забайкальский краевой краеведческий музей, музей, посетитель музея, познавательный интерес, музейная деятельность, краеведческий музей, информационное общество, время...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как

Понятие «культурно-образовательная деятельность» в российском музееведении

Суть музейно-образовательного процесса представлялась теперь иной: посетитель...

Музей как средство ориентации личности на...

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на

Основные термины (генерируются автоматически): музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение...

Музей как инновационное образовательное пространство школы

школьный музей, образовательное учреждение, учреждение образования, музей, Российская Федерация, музейная деятельность, экспозиция музея, работа.

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной

Сегодня нет, практически, ни одного музея, который бы не строил свою деятельность

Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И...

Информационные технологии в музеях как средства...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106]; ‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного музея...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

музейная педагогика, музейная культура, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, музей, культура, музейное значение, музейный язык, современное общество.

Похожие статьи

Роль музея в образовательном процессе школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

посетитель, современный музей, Забайкальский краевой краеведческий музей, музей, посетитель музея, познавательный интерес, музейная деятельность, краеведческий музей, информационное общество, время...

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы...

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как

Понятие «культурно-образовательная деятельность» в российском музееведении

Суть музейно-образовательного процесса представлялась теперь иной: посетитель...

Музей как средство ориентации личности на...

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на

Основные термины (генерируются автоматически): музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение...

Музей как инновационное образовательное пространство школы

школьный музей, образовательное учреждение, учреждение образования, музей, Российская Федерация, музейная деятельность, экспозиция музея, работа.

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной

Сегодня нет, практически, ни одного музея, который бы не строил свою деятельность

Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И...

Информационные технологии в музеях как средства...

музейная деятельность, Музей, посетитель, музейная практика, музейная аудитория, музейное сообщество, современное общество, целевая группа, различная категория посетителей, выставка.

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале...

музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106]; ‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного музея...

К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников...

музейная педагогика, музейная культура, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, музей, культура, музейное значение, музейный язык, современное общество.

Задать вопрос