Библиографическое описание:

Корякина З. И. Предупреждение преступности несовершеннолетних и перспектива развития ювенальной юстиции в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 186-188.

Криминальная ситуация (состояние) преступности молодежи и несовершеннолетних остается сложной, о чем свидетельствуют статистические [1] данные и результаты криминологических [2] и социологических [3] исследований, проведенных в РС (Я).

В последнее время в общественных кругах очень часто стали говорить о ювенальной юстиции и ювенальной технологии. По поводу определения понятия «ювенальная юстиция» в науке и специальной литературе нет единого подхода. Некоторая часть авторов, в том числе один из авторитетных ученых в данной области профессор Э. Б. Мельникова считает, что ювенальная юстиция – это, прежде всего правосудие и центральным его звеном является суд [4].

Другая группа авторов считает, что ювенальная юстиция – это совокупность множества различных по своему правовому статусу органов. По их мнению, ювенальная юстиция должна включать в себя не только ювенальные суды, но и социальные службы при них, а также отдельные подразделения социальной защиты детей и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних [5].     

В Пекинских правилах, определяющих правила уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних оригинальная английская версия – Juvenile Justice – в аутентичном русском тексте переведена как «правосудие в отношении несовершеннолетних» [6].

Ясно одно, что под ювенальной юстицией можно понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних лиц, а также реализующих в их защиту правовые основы государственной политики. Ювенальная юстиция – юстиция (специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних), обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Ее главная задача – не наказание, а профилактика асоциального поведения, воспитание и развитие ребенка, предполагающие принципиально новый подход к подрастающему человеку.

Необходимость эффективного внедрения в Республике Саха (Якутия) ювенальной юстиции на сегодняшний день является одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем. Эта тема не раз обсуждалась в СМИ, в Государственном собрании Ил Тумэн, Правительстве республики, также неоднократно поднимается Уполномоченным по правам ребенка в РС (Я) А. Соловьевой, Уполномоченным по правам человека РС (Я) Ф. Захаровой. По этому вопросу проводятся различные круглые столы, конференции, создана рабочая группа. При этом нужно отметить, что в рамках функционирования органов ювенальной юстиции усиленным образом должна вестись работа  и по профилактике преступности, правонарушений несовершеннолетних. Считаем, что деятельность по предупреждению асоциального поведения, преступности несовершеннолетних и ювенальная юстиция неотделимы друг от друга в силу того, что основные задачи органов ювенальной юстиции должны быть посвящены не только охране, обеспечению, защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, но и искоренению причин, мотиваций влечения ребенка к девиантному (отклоняющемуся) поведению.

Для этого в первую очередь необходимо пересмотреть государственную политику в области применения профилактических мер. А именно усилить комплексную координационную работу по превентивным стратегиям в целях борьбы с преступностью среди молодежи и несовершеннолетних путем учреждения единого, объединенного органа такого как «Совет по предупреждению преступности» (по опыту Франции). Предполагается действие данного органа на постоянной профессиональной основе  с участием представителей структур правоохранительных органов, органов государственной, муниципальной власти, учреждений, организаций и общественных объединений граждан и т.д. при Парламенте РС (Я) либо при Президенте РС (Я).

Во - вторых, усилить работу соответствующих структур органов государственной власти совместно с представителями общественности и иными заинтересованными субъектами по повышению авторитета и престижа правоохранительных органов, их деятельности, с целью приумножения роста оказания доверия и уважительного отношения к МВД, прокуратуре и иным правоохранительным структурам, ведущим борьбу с преступностью.

Что касается мотивации неправомерного поведения несовершеннолетних, нужно отметить, что причины, условия и факторы, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью, девиантности их поведения с каждым этапом развития общественных отношений, ценностей и уклада жизни расширяются, детерминируются и имеют изменчивый характер. 

Как показывают выявленные обобщенные факты в собственных и различных источниках исследования, основные причины роста преступности в целом содержатся в: - разрушении системы моральных и идеологических ориентиров; - ухудшении социально-экономических условий жизни широких слоев населения; - недостаточно эффективной деятельности правоохранительных органов, которые оказались неприспособленными к работе в новых условиях; - отсутствии стабильной нормативно-ценностной системы и поддерживающих ее социальных институтов; - социальной дезинтеграции, ослаблении солидарности между людьми и возникновении многочисленных субкультур; - в «захламлении» информационного пространства продукцией низкопробного качества, аморального и криминогенного содержания, которые провоцируют неокрепшую психику подростка, молодого человека на совершение антиобщественных деяний; - недостатках социализации, ведущих к неспособности разрешения внутренних конфликтов из-за отсутствия нравственной основы, закладываемой в детстве посредством внешнего контроля (теория контроля, теория социальных связей) и мн. др.

Наряду с традиционными представлениями о мерах по профилактике преступности среди молодежи в виде борьбы с «пороками» общества и увеличения инвестиций в сферу детского, подросткового досуга и т.д., необходимы следующие шаги по повышению эффективности превентивных мер в целом:

Во-первых, сегодня ни государство, ни общество не владеют достоверной аналитической информацией о реальных масштабах и тенденциях в подростковой, молодежной преступности, что не позволяет выработать программу действий, адекватную ситуации. Для этого необходимо: - постоянное изучение преступности несовершеннолетних и молодежи и оценка эффективности принятых мер; - создать общероссийский межведомственный и межсекторальный мониторинг динамики преступности молодежи с единой информационно аналитической базой; - обеспечить поддержку исследований совершения правонарушений и эффективности мер профилактики и наказания; - создать систему распространения доступной информации о результатах исследований, альтернативных подходах и инновациях, динамике преступности; -  расширить участие практиков и экспертов в межведомственных дискуссиях по этим проблемам.

Во - вторых, изменение приоритетов в социальной политике государства по отношению к подросткам и молодежи, что необходимо для ослабления механизма, создающего социальные условия для воспроизводства преступности в целом. Для этого необходимо: - изыскать средства на помощь семье в воспитании полноценного и жизнеспособного гражданина, на модернизацию системы образования и внешкольной работы с подростками, на повышение качества массового (бесплатного) начального и среднего образования, на нужды детского здравоохранения, на обеспечение занятости в труде молодежи и т.д.; - ужесточение контроля и спроса с родителей за невыполнение своих обязанностей по отношению к ребенку; - восстановить воспитательную функцию школы и средней профессиональной системы образования на основании обстоятельств, создающих обеспокоенность ныне часто встречающейся практикой школы в ориентации на раздельное обучение «нормальных» и «проблемных» детей, а также превращением школы в институт «социального сдерживания» для неимущих социальных групп общества, с одной стороны, а с другой – «в подготовительные курсы по поступлению в вуз» для относительно материально обеспеченных семей, которое не способствует развитию толерантности и позитивной социализации детей в современном мире, а запускает процесс дискриминации.

Третий шаг связан с разработкой новой идеологии, увязывающей в единое целое весь процесс работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушения, состоящими на учете в правоохранительных органах, осужденными за преступление, отбывающими наказание, и освободившихся из мест лишения свободы. Эта работа должна начинаться во внутришкольных программах обучения и заканчиваться в реабилитационных службах воспитательных колоний и по месту прибытия подростка, молодого лица после освобождения.

Четвертый шаг видится в повышении инвестиций в «высокую» культуру и наиболее цивилизованные направления массовой культуры.

Также необходимо переосмыслить роль и методы системы осуществления правосудия и уголовного преследования для несовершеннолетних.

Результаты одного из наших исследований показали, что  опрашиваемые молодые респонденты (общее количество которых 300 учащихся школ, ссузов и вузов республики) никогда не слышали о ювенальной юстиции (96,48%). Вышеизложенные аргументы свидетельствует в пользу необходимости изменения республиканской политики в отношении повышения правовой культуры населения, правовой политики в отношении несовершеннолетних и молодежи, которая должна рассматриваться как составная часть общей ювенальной правовой политики (под последней следует понимать специально организованную систематическую деятельность, направленную на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних, обеспечение эффективной защиты их прав и законных интересов, их правовую социализацию, формирование определенного уровня правовой культуры). Субъектами подобного рода деятельности должны выступать в первую очередь органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, образовательные учреждения, различные институты гражданского общества. Первоначальный опыт внедрения ювенальной юстиции в Республике Саха (Якутия), несмотря на ее отсутствие  как самостоятельной подсистемы общего правосудия, возник еще в 90-х годах, когда были приняты такие законы, как закон о правах ребенка и молодежной политике в РС (Я), об Уполномоченном по правам ребенка и т.д. Однако, в силу нахождения ювенальной юстиции в РФ на стадии становления (в частности, пилотный проект на примере Ростовской, Нижегородской областей), во многом ее функцию в республике исполняют комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, Хатасская специализированная школа для трудновоспитуемых подростков, детские приемники-распределители, молодежные службы. Наличия данных институтов, действующих на территории республики, для эффективной и реальной борьбы с преступностью молодежи, недостаточно.

На основании вышеизложенного, предлагаются следующие пути развития ювенальной юстиции в РС (Я): - тщательным образом разработать и усовершенствовать соответствующее республиканское законодательство о ювенальной юстиции; - создать отдельные ювенальные судебные составы по делам несовершеннолетних, который по инициативе республики должен быть внедрен на территории Республики Саха (Якутия) и обладать статусом суда субъекта РФ (хотя бы на первоначальном этапе в виде правового эксперимента); - к работе действующих судов привлечь социальных работников, которые по поручению судьи готовят материалы, содержащие сведения о самом несовершеннолетнем, его семье, условиях его жизни, и принимают меры по осуществлению реабилитационной программы несовершеннолетнего, освобожденного судом от наказания или осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы; - создание Совета по координации деятельности судей, социальных работников, работников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних при Верховном суде РС (Я); - учреждение на территории республики воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей в целях сохранения позитивных социальных связей по месту рождения и жительства с родственниками, друзьями и т.д., что может помочь ресоциализации осужденного несовершеннолетнего; - переименование «воспитательных колоний» на «исправительные центры для несовершеннолетних», что может дать положительный опыт для развития восстановительного правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и избежание негативной стигматизации подростка; - практическая разработка механизма реализации республиканских целевых программ по профилактике преступности молодежи, в частности, это касается мер по реабилитации несовершеннолетних, находящихся в специальных коррекционных институтах (спецшколы, воспитательные колонии и т.д.), и мер по ресоциализации подростков, освободившихся из этих мест; -  надлежащее и целевое использование средств, выделяемых по ведомственному и программно-целевому финансированию федеральной и региональной социальной политики; - внесение поправок в федеральное законодательство о пенитенциарной системе, которое позволило бы субъектам РФ участвовать в управлении пенитенциарными учреждениями, расположенными на территории субъекта для учета региональной специфики состояния преступности несовершеннолетних. Тем самым будет реализован принцип участия местных органов управления в поддержании собственной безопасности путем направления в данную сферу части собираемых с граждан налогов.     

 

Примечания:

1.                 Так, по официальным данным МВД РС (Я) за 2008 год выявлено 1046 несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния;

2.                 Так, результаты криминологических исследований о различных правоохранительных структурах по РС (Я), выполненных на кафедре уголовного права и процесса Юридического факультета ЯГСХА были вынесены на обсуждение в работе круглого стола, посвященного теме «Преступность среди молодежи: причины и пути преодоления», проведенного 17 февраля 2009г. на ЮФ ЯГСХА;

3.                 Один из социологических исследований в области подростковой преступности, асоциального поведения молодежи в Республике Саха (Якутия) в период с 2001 по 2009 года было проведено независимым социологическим агентством SR – 71 совместно с кафедрой уголовного права и процесса ЮФ ЯГСХА;

4.                 См., например: Э.Б. Мельникова. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2001. – 272 с.; Быданцев Н.А. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции: монография / Н.А. Быданцев. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. – 159с. и т.д.

5.                 См., например: Общество и преступность несовершеннолетних: Сборник статей, включающий материалы социологического исследования «Общественное мнение о несовершеннолетних правонарушителях», проведенного в феврале – мае 2004 г. в Санкт-Петербурге, Саратове, Ульяновске / Под ред. Л. Ежовой, М. Маколи. Центр независимых социологических исследований. – СПб., 2007. - 260с.; Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 255с. и.т.д.

6.                 «Пекинские правила», принятые на 96-м пленарном заседании ГА ООН 29 ноября 1985 резолюцией 40/33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle