Библиографическое описание:

Корякина З. И. Предупреждение преступности несовершеннолетних и перспектива развития ювенальной юстиции в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 186-188.

Криминальная ситуация (состояние) преступности молодежи и несовершеннолетних остается сложной, о чем свидетельствуют статистические [1] данные и результаты криминологических [2] и социологических [3] исследований, проведенных в РС (Я).

В последнее время в общественных кругах очень часто стали говорить о ювенальной юстиции и ювенальной технологии. По поводу определения понятия «ювенальная юстиция» в науке и специальной литературе нет единого подхода. Некоторая часть авторов, в том числе один из авторитетных ученых в данной области профессор Э. Б. Мельникова считает, что ювенальная юстиция – это, прежде всего правосудие и центральным его звеном является суд [4].

Другая группа авторов считает, что ювенальная юстиция – это совокупность множества различных по своему правовому статусу органов. По их мнению, ювенальная юстиция должна включать в себя не только ювенальные суды, но и социальные службы при них, а также отдельные подразделения социальной защиты детей и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних [5].     

В Пекинских правилах, определяющих правила уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних оригинальная английская версия – Juvenile Justice – в аутентичном русском тексте переведена как «правосудие в отношении несовершеннолетних» [6].

Ясно одно, что под ювенальной юстицией можно понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних лиц, а также реализующих в их защиту правовые основы государственной политики. Ювенальная юстиция – юстиция (специализированная система правосудия в отношении несовершеннолетних), обеспечивающая защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Ее главная задача – не наказание, а профилактика асоциального поведения, воспитание и развитие ребенка, предполагающие принципиально новый подход к подрастающему человеку.

Необходимость эффективного внедрения в Республике Саха (Якутия) ювенальной юстиции на сегодняшний день является одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем. Эта тема не раз обсуждалась в СМИ, в Государственном собрании Ил Тумэн, Правительстве республики, также неоднократно поднимается Уполномоченным по правам ребенка в РС (Я) А. Соловьевой, Уполномоченным по правам человека РС (Я) Ф. Захаровой. По этому вопросу проводятся различные круглые столы, конференции, создана рабочая группа. При этом нужно отметить, что в рамках функционирования органов ювенальной юстиции усиленным образом должна вестись работа  и по профилактике преступности, правонарушений несовершеннолетних. Считаем, что деятельность по предупреждению асоциального поведения, преступности несовершеннолетних и ювенальная юстиция неотделимы друг от друга в силу того, что основные задачи органов ювенальной юстиции должны быть посвящены не только охране, обеспечению, защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, но и искоренению причин, мотиваций влечения ребенка к девиантному (отклоняющемуся) поведению.

Для этого в первую очередь необходимо пересмотреть государственную политику в области применения профилактических мер. А именно усилить комплексную координационную работу по превентивным стратегиям в целях борьбы с преступностью среди молодежи и несовершеннолетних путем учреждения единого, объединенного органа такого как «Совет по предупреждению преступности» (по опыту Франции). Предполагается действие данного органа на постоянной профессиональной основе  с участием представителей структур правоохранительных органов, органов государственной, муниципальной власти, учреждений, организаций и общественных объединений граждан и т.д. при Парламенте РС (Я) либо при Президенте РС (Я).

Во - вторых, усилить работу соответствующих структур органов государственной власти совместно с представителями общественности и иными заинтересованными субъектами по повышению авторитета и престижа правоохранительных органов, их деятельности, с целью приумножения роста оказания доверия и уважительного отношения к МВД, прокуратуре и иным правоохранительным структурам, ведущим борьбу с преступностью.

Что касается мотивации неправомерного поведения несовершеннолетних, нужно отметить, что причины, условия и факторы, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью, девиантности их поведения с каждым этапом развития общественных отношений, ценностей и уклада жизни расширяются, детерминируются и имеют изменчивый характер. 

Как показывают выявленные обобщенные факты в собственных и различных источниках исследования, основные причины роста преступности в целом содержатся в: - разрушении системы моральных и идеологических ориентиров; - ухудшении социально-экономических условий жизни широких слоев населения; - недостаточно эффективной деятельности правоохранительных органов, которые оказались неприспособленными к работе в новых условиях; - отсутствии стабильной нормативно-ценностной системы и поддерживающих ее социальных институтов; - социальной дезинтеграции, ослаблении солидарности между людьми и возникновении многочисленных субкультур; - в «захламлении» информационного пространства продукцией низкопробного качества, аморального и криминогенного содержания, которые провоцируют неокрепшую психику подростка, молодого человека на совершение антиобщественных деяний; - недостатках социализации, ведущих к неспособности разрешения внутренних конфликтов из-за отсутствия нравственной основы, закладываемой в детстве посредством внешнего контроля (теория контроля, теория социальных связей) и мн. др.

Наряду с традиционными представлениями о мерах по профилактике преступности среди молодежи в виде борьбы с «пороками» общества и увеличения инвестиций в сферу детского, подросткового досуга и т.д., необходимы следующие шаги по повышению эффективности превентивных мер в целом:

Во-первых, сегодня ни государство, ни общество не владеют достоверной аналитической информацией о реальных масштабах и тенденциях в подростковой, молодежной преступности, что не позволяет выработать программу действий, адекватную ситуации. Для этого необходимо: - постоянное изучение преступности несовершеннолетних и молодежи и оценка эффективности принятых мер; - создать общероссийский межведомственный и межсекторальный мониторинг динамики преступности молодежи с единой информационно аналитической базой; - обеспечить поддержку исследований совершения правонарушений и эффективности мер профилактики и наказания; - создать систему распространения доступной информации о результатах исследований, альтернативных подходах и инновациях, динамике преступности; -  расширить участие практиков и экспертов в межведомственных дискуссиях по этим проблемам.

Во - вторых, изменение приоритетов в социальной политике государства по отношению к подросткам и молодежи, что необходимо для ослабления механизма, создающего социальные условия для воспроизводства преступности в целом. Для этого необходимо: - изыскать средства на помощь семье в воспитании полноценного и жизнеспособного гражданина, на модернизацию системы образования и внешкольной работы с подростками, на повышение качества массового (бесплатного) начального и среднего образования, на нужды детского здравоохранения, на обеспечение занятости в труде молодежи и т.д.; - ужесточение контроля и спроса с родителей за невыполнение своих обязанностей по отношению к ребенку; - восстановить воспитательную функцию школы и средней профессиональной системы образования на основании обстоятельств, создающих обеспокоенность ныне часто встречающейся практикой школы в ориентации на раздельное обучение «нормальных» и «проблемных» детей, а также превращением школы в институт «социального сдерживания» для неимущих социальных групп общества, с одной стороны, а с другой – «в подготовительные курсы по поступлению в вуз» для относительно материально обеспеченных семей, которое не способствует развитию толерантности и позитивной социализации детей в современном мире, а запускает процесс дискриминации.

Третий шаг связан с разработкой новой идеологии, увязывающей в единое целое весь процесс работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушения, состоящими на учете в правоохранительных органах, осужденными за преступление, отбывающими наказание, и освободившихся из мест лишения свободы. Эта работа должна начинаться во внутришкольных программах обучения и заканчиваться в реабилитационных службах воспитательных колоний и по месту прибытия подростка, молодого лица после освобождения.

Четвертый шаг видится в повышении инвестиций в «высокую» культуру и наиболее цивилизованные направления массовой культуры.

Также необходимо переосмыслить роль и методы системы осуществления правосудия и уголовного преследования для несовершеннолетних.

Результаты одного из наших исследований показали, что  опрашиваемые молодые респонденты (общее количество которых 300 учащихся школ, ссузов и вузов республики) никогда не слышали о ювенальной юстиции (96,48%). Вышеизложенные аргументы свидетельствует в пользу необходимости изменения республиканской политики в отношении повышения правовой культуры населения, правовой политики в отношении несовершеннолетних и молодежи, которая должна рассматриваться как составная часть общей ювенальной правовой политики (под последней следует понимать специально организованную систематическую деятельность, направленную на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних, обеспечение эффективной защиты их прав и законных интересов, их правовую социализацию, формирование определенного уровня правовой культуры). Субъектами подобного рода деятельности должны выступать в первую очередь органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации, образовательные учреждения, различные институты гражданского общества. Первоначальный опыт внедрения ювенальной юстиции в Республике Саха (Якутия), несмотря на ее отсутствие  как самостоятельной подсистемы общего правосудия, возник еще в 90-х годах, когда были приняты такие законы, как закон о правах ребенка и молодежной политике в РС (Я), об Уполномоченном по правам ребенка и т.д. Однако, в силу нахождения ювенальной юстиции в РФ на стадии становления (в частности, пилотный проект на примере Ростовской, Нижегородской областей), во многом ее функцию в республике исполняют комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, Хатасская специализированная школа для трудновоспитуемых подростков, детские приемники-распределители, молодежные службы. Наличия данных институтов, действующих на территории республики, для эффективной и реальной борьбы с преступностью молодежи, недостаточно.

На основании вышеизложенного, предлагаются следующие пути развития ювенальной юстиции в РС (Я): - тщательным образом разработать и усовершенствовать соответствующее республиканское законодательство о ювенальной юстиции; - создать отдельные ювенальные судебные составы по делам несовершеннолетних, который по инициативе республики должен быть внедрен на территории Республики Саха (Якутия) и обладать статусом суда субъекта РФ (хотя бы на первоначальном этапе в виде правового эксперимента); - к работе действующих судов привлечь социальных работников, которые по поручению судьи готовят материалы, содержащие сведения о самом несовершеннолетнем, его семье, условиях его жизни, и принимают меры по осуществлению реабилитационной программы несовершеннолетнего, освобожденного судом от наказания или осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы; - создание Совета по координации деятельности судей, социальных работников, работников правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних при Верховном суде РС (Я); - учреждение на территории республики воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей в целях сохранения позитивных социальных связей по месту рождения и жительства с родственниками, друзьями и т.д., что может помочь ресоциализации осужденного несовершеннолетнего; - переименование «воспитательных колоний» на «исправительные центры для несовершеннолетних», что может дать положительный опыт для развития восстановительного правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и избежание негативной стигматизации подростка; - практическая разработка механизма реализации республиканских целевых программ по профилактике преступности молодежи, в частности, это касается мер по реабилитации несовершеннолетних, находящихся в специальных коррекционных институтах (спецшколы, воспитательные колонии и т.д.), и мер по ресоциализации подростков, освободившихся из этих мест; -  надлежащее и целевое использование средств, выделяемых по ведомственному и программно-целевому финансированию федеральной и региональной социальной политики; - внесение поправок в федеральное законодательство о пенитенциарной системе, которое позволило бы субъектам РФ участвовать в управлении пенитенциарными учреждениями, расположенными на территории субъекта для учета региональной специфики состояния преступности несовершеннолетних. Тем самым будет реализован принцип участия местных органов управления в поддержании собственной безопасности путем направления в данную сферу части собираемых с граждан налогов.     

 

Примечания:

1.                 Так, по официальным данным МВД РС (Я) за 2008 год выявлено 1046 несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния;

2.                 Так, результаты криминологических исследований о различных правоохранительных структурах по РС (Я), выполненных на кафедре уголовного права и процесса Юридического факультета ЯГСХА были вынесены на обсуждение в работе круглого стола, посвященного теме «Преступность среди молодежи: причины и пути преодоления», проведенного 17 февраля 2009г. на ЮФ ЯГСХА;

3.                 Один из социологических исследований в области подростковой преступности, асоциального поведения молодежи в Республике Саха (Якутия) в период с 2001 по 2009 года было проведено независимым социологическим агентством SR – 71 совместно с кафедрой уголовного права и процесса ЮФ ЯГСХА;

4.                 См., например: Э.Б. Мельникова. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2001. – 272 с.; Быданцев Н.А. Прекращение уголовного преследования (дела) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции: монография / Н.А. Быданцев. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. – 159с. и т.д.

5.                 См., например: Общество и преступность несовершеннолетних: Сборник статей, включающий материалы социологического исследования «Общественное мнение о несовершеннолетних правонарушителях», проведенного в феврале – мае 2004 г. в Санкт-Петербурге, Саратове, Ульяновске / Под ред. Л. Ежовой, М. Маколи. Центр независимых социологических исследований. – СПб., 2007. - 260с.; Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 255с. и.т.д.

6.                 «Пекинские правила», принятые на 96-м пленарном заседании ГА ООН 29 ноября 1985 резолюцией 40/33.

Основные термины: ювенальной юстиции, преступности несовершеннолетних, отношении несовершеннолетних, Республике Саха, делам несовершеннолетних, ювенальная юстиция, органов ювенальной юстиции, развития ювенальной юстиции, законных интересов несовершеннолетних, преступности молодежи, правоохранительных органов, Ювенальная юстиция, профилактике преступности, Предупреждение преступности несовершеннолетних, ювенальной юстиции усиленным, ювенальной юстиции должны, изучение преступности несовершеннолетних, органов государственной, внедрения ювенальной юстиции, состояния преступности несовершеннолетних

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle