Библиографическое описание:

Прохоренко А. В. Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом периоде // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 298-301.

Бесцельно со стороны родителя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой – либо собственной страсти и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.

В юности образ своего «я» еще не устоялся, восприятие себя юношами и девушками может быть неустойчивым, ситуативным, противоречивым. Особенно остро противоречивость проявляется при осознании своих личностных качеств.

Юноша или девушка обнаруживают, что в нем (в ней) уживаются мечтательность и практицизм, высокие нравственные качества и низкие побуждения, альтруизм и эгоизм, смущение, связанное с половым влечением, и обостренный интерес к подробностям секса, переоценка собственной личности и желание казаться раскованным, резкость и застенчивость, откровенность и скрытность и т. д. Эти противоречия ставят старшеклассников в тупик, затрудняя ответ на вопрос: кто я? какой я?

Оценки, которые старшеклассник дает развитию у себя тех или иных качеств, могут соответствовать действительности, а могут быть заниженными или завышенными. Причем эти оценки могут резко меняться от высокой и низкой и наоборот. Это проявление свойственной юности частой переоценки ценностей.

Оценивая себя, старшеклассники, как правило, сравнивают себя с окружающими. При этом они могут по – разному оценивать одинаковые поступки свои и других людей, так как судят о других по их поступкам, а о себе – по мотивам поступков. Поэтому юноши и девушки могут подходить более строго либо к себе, либо к окружающим, в зависимости от того, чьему поступку они приписывают более благородный смысл.

Важнейшим в процессе осознания себя в ранней юности является формирование самоуважения. Самоуважение – это как бы обобщенная самооценка. Она отражает то, насколько старшеклассник принимает себя таким, какой он есть. Удовлетворенность собой как личностью в целом, т е. достаточно высокое самоуважение, обычно следствие высокой самооценки тех своих качеств, которые сам юноша считает более важными. Так, он может низко оценивать свою принадлежность в учении, но если для него важнее успехи в спорте и спортивные достижения его удовлетворят, то и его самоуважении может быть достаточно высоким. 

Уровень самоуважения старшеклассника во многом зависит от того, что и в какой мере уважают в нем окружающие (взрослые, сверстники своего и противоположного пола), что они одобряют и поощряют в нем и насколько это совпадает с его собственной системой ценностей.

Особое влияние на самоуважение юношей и девушек оказывают отношения с родителями: проявляют ли родители серьезный, уважительный интерес ко всем сферам из жизни, склонностям, уважениям, проблемам, считаются ли с их мнением вообще и по различным вопросам жизни семьи, в частности. Старшеклассникам необходимо, чтобы их проблемы и эмоции воспринимались и оценивались родителями по той мере важности, которую они имеют для самих юношей и девушек, а отнюдь не по мере их актуальности в реальной жизни и с точки зрения родителей.

Понимание, уважение родителей – предпосылки того, что у старшеклассников появляется чувство уверенности в себе, в своих силах, которое существенно влияет на их самоуважение, на познание своей личности в целом.

 Понятие «воспитание» приобретает в наши дни особенно актуальное значение. Ответственность за воспитание (за социализацию, приобщение к социальным ролям) [1] ложится на главу семьи, который должен учить всех домашних – и жену, и детей, и слуг; «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке; учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст» [2]. Отец и мать учат своих детей, воспитывают в них уважение к окружающим, почтительность к старшим. Детям нужно прививать скромность, честность, трудолюбие,  милость, сострадание к бедным, бескорыстие, трезвость [3].

Что означает сам термин воспитывать? Все эти значения были сохранены в русском языке и позднее зафиксированы в словаре Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872): «Воспитывать, воспитать кого – то – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. Вскармливать, кормить и одевать до возраста; в высшем знач. Научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно». Примеры: «воспитанный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, пртвп. невежа; образованный, обогащенный сведениями, пртвп. невежда» [4].

Воспитание с самого раннего возраста имеет большое значение потому, что оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности. Вот почему нередко говорят, что воспитание начинается «с пеленок».

Чтобы воспитать ребенка, надо обладать умением руководить им в течение всего его развития, причем так, чтобы оно протекало гармонично и ничто ему не мешало.

Формирование творческих способностей будущих специалистов среднего звена – одна из важнейших задач реформы образования. На современном этапе развития общества возросла потребность в творческих личностях, мыслящих нестандартно. Основными условиями, влияющими на качество подготовки специалистов можно считать следующие:

- гуманизация образования и индивидуализация обучения;

- формирование общей и психологической культуры участников образовательного процесса;

- профессионализм личности и деятельности педагогов.

Основным принципом гуманизации образования является обращение к личности, индивидуальности обучаемого и обеспечение условий для наиболее полного раскрытия его потенциальных возможностей и склонностей. В структуре учебной деятельности самым высшим уровнем является уровень отношений между преподавателем и студентом, между студентом и сокурсниками. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Что должно быть предметом изучения личности учащегося? Как осуществить индивидуально – личностную диагностику, выявить природные задатки, способности, возможности каждого и на их основе строить воспитательный процесс, максимально стимулируя самовыражение и самореализацию личности? Изучение личности и коллектива студентов – важный аспект деятельности педагогов, ибо ее успех в большой степени зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе.

Проблемы поведения молодежи всегда приковывали внимание воспитателей, но особенно актуальными они стали в последнее время. Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало более сложным формирование разумных желаний и стремлений. Благодаря массовым средствам коммуникации (радио, телевидение, печать и т. д.) расширились границы восприятия и познания мира. В потоке современной информации подростку становится все труднее разобраться в чем – то самостоятельно и глубоко, поэтому нередко им начинает восприниматься только развлекательное, не требующее интеллектуального напряжения. Расширение контактов с зарубежными, и в частности с капиталистическими странами, обмен кинопродукцией и другими духовными и материальными продуктами культуры нередко сопровождаются у подростков формированием некритического к ним отношения.

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Ее первая объективная основа – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым, различие в их обязанностях и правах. Известно, что «взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые люди могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей ее сложности. Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Функциональная неустойчивость физиологических функций, неравномерность в развитии различных психологических качеств (ускоренное развитие интеллектуальных возможностей и отставание в формировании чувств долга, ответственности и т. д.) могут порой проявиться в аналогичности поступка.

Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений; в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия и т. д. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом, в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка.

Третьей объективной основой сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого – либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означает слабость механизмов воли.

Дефектом развития эмоциональной сферы, отчетливо проявляющимся в подростковом возрасте, является и поверхность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые способны вызвать эмоциональный отклик. Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека потому, что механизм эмоций необходим для регуляции поведения и деятельности человека, и, чем лучше этот механизм функционирует, тем устойчивее психическая деятельность человека, тем его поведение гармоничнее.

Дефектом является и безответственность, т. е. неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков. Такой человек не может представить себя и окружающее в период времени, следующий за совершением им данного действия, а отсюда он не может в должной мере и учитывать результаты этого действия и оценить их значимость. Все это порождает и нежелание сделать сознательное усилие для того, чтобы постараться представить в будущем времени результаты своей настоящей деятельности.

Одним из дефектов, отчетливо проявляющимся в подростковом возрасте – недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность. В основе их лежит узость социальных связей и недостаточное их осознание. Недостаток внимания, поддержки, одобрения окружающих ведет к формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие чувства безопасности, защищенности. Для воспитания уверенности в себе, защищенности, способности воспринимать себя членом семьи, коллектива, общества в целом необходима достаточная интенсивность общения, взаимодействия с окружающими. Подросток должен испытывать чувство, что окружающие его поддерживают, что и дает ему уверенность в себе. Но это возможно лишь в том случае, если взрослые с детства окружают ребенка вниманием и поддержкой. Если это чувство с детства не сформировалось, то вместо него формируется неуверенность и тревожность. Эти черты становятся характерными для личности и оказывают неосознанное влияние на весь строй мыс лей, ход мышления, характер восприятия и оценки окружающего. Известно, что на путь асоциального поведения человек становится обычно в период, когда он еще не вполне сформировался как гражданин; другими словами, чаще это происходит именно в подростковом возрасте.

Вследствие этого подросток становится на противоправный путь, происходит разрыв его связей с обществом или недостаточность этих связей из – за того, что окружающие оказываются по разным причинам недостаточно для него авторитетными или даже несправедливыми.

Недостаточно развито и чувство собственной принадлежности обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связано с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми они в какой – то момент в той или иной ситуации, случайно или не случайно, оказались в контакте. Именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, в какой степени подросток осознает себя членом коллектива, обществом в целом, в какой мере он уверен в себе. Многие подростки оказываются членами уголовных групп против своей воли и желания, и отсюда же ясно, что именно социальная незрелость способствует возникновению правонарушений, а не просто отсутствие сформированных понятий о том, что такое «хорошо» и «плохо». Группа сверстников для подростка является той непосредственной микросредой, без которой он не может обойтись. Группа во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим. Поэтому воспитание подростка обязывает воспитателя знать те реальные взаимоотношения, которые складываются у подростков в неофициальных и официальных группах сверстников. Взаимодействие в группах старших подростков усложняется не только по содержанию и формам удовлетворения ранее имевшихся потребностей, но и в связи с включением их во взаимоотношения с противоположным полом, в связи с чем, развиваются специфические половозрастные поведенческие реакции. В присутствии сверстников другого пола подростки особенно чувствительны к бестактным, унижающим достоинство их личности замечаниям окружающих, взрослых.

Пятая объективная причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. Одному разрешают приходить домой поздно, другого чуть ли не за руку водят в школу и насильно кормят манной кашей. Одному предоставлена большая самостоятельность, и родители ему доверяют, другого мелочно опекают и дергают по пустякам. В психологической литературе подростковый возраст нередко рассматривается как период конфликтов. Во многом это справедливо. При анализе любого конфликта следует учитывать различия в положении его участников. Действительно, подростковый период труден для подростка, но труден он и для взрослых, причем трудности возникают именно в сфере их взаимоотношений. Однако для подростка трудности его возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим его поведение является вынужденным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые ставят ему взрослые, причем много здесь порождено субъективностью взрослых, непосильным требованием (учиться только на «хорошо» и «отлично», заниматься музыкой и т. д.). В таких случаях у подростка возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразиться в самых разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или даже злом умысле подростка. Положение же взрослых в их взаимоотношениях с подростками предпочтительнее уже потому, что у них есть важное преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Главное, что тяготит подростка в его деятельности - многие взрослые считают ребенка своей собственностью и полагают себя вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Наши намерения не всегда совпадают с реальностью наших поступков. Взрослые в отношении к подростку акцентируют свои намерения, подросток  же воспринимает реальность их действий.

Сложности подросткового возраста иногда проистекают из – за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, из – за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себя в детстве. Некоторые взрослые склонны злоупотреблять своим положением в любых разногласиях с подростком. Это наносит большой ущерб воспитанию. Вместе с тем, завышенная самооценка подростка (порою как защитная реакция), стремление его к самостоятельности нередко приводят к выраженным проявлениям реакции эмансипации. Подросток пытается выйти из – под контроля старших, пересмотреть их требования и установленные правила, иметь свое собственное суждение в отношении тех или других ценностей, правил общежития, моды и т. д.

  Эти противоречия между подростками и старшими могут порою приобретать довольно большую остроту. Следовательно, воспитатели (родители, преподаватели) должны учитывать социально – психологические закономерности распространения моды среди молодежи, чтобы сознательно регулировать отношения с ними.

   Взрослым следует сознавать, что развитие их взаимоотношений с подростком не может определяться только желаниями и требованиями, тем более, что свои требования они далеко не всегда способны в достаточной степени обосновать. Взрослые должны заранее допускать возможность того, что они могут оказаться неправыми и быть готовыми признавать свою неправоту. От этого еще никто, никогда и ничего не терял в уважении других людей.

   Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми.   

 

Литература:

1.                  Н. П. Шмелев. Сильвестр; Домострой. – М.: Ассоциация «Книга. Просвещение. Милосердие». 1996. С. 240.

2.                  Там же, С. 271 – 272.

3.                  Сорокин П. А. Человек, цивилизация. Общество. С. 408.

4.                  В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, М., Русский язык. 1979. С. 249.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle