Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (21) октябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 3678 раз

Библиографическое описание:

Монд, Ольга-Лиза. Методологические аспекты вокальной подготовки артиста мюзикла / Ольга-Лиза Монд. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 292-296. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2132/ (дата обращения: 20.04.2024).

Мюзикл – универсальный жанр. Он вобрал в себя от музыкального театра – драматургию и профессионально написанные тексты, от оперы – сложные аранжировки и арии, от оперетты – исполнение песен в соединении с танцем и возможность использования незатейливого водевильного сюжета наряду с серьезным драматургическим. Родившись в ХIХ веке, мюзикл укрепил позиции в XX веке и доказал право на существование в XXI: музыка мюзикла с самого начала появления этого жанра  всегда представляла яркие образцы современного ему музыкального искусства.

Перед вокальной педагогикой, занимающейся вопросами образования артистов музыкального театра, в частности, артистов мюзикла в России стоит три основных задачи: где учить, чему учить, и  как учить артистов-вокалистов. Также актуальной является тема объективной  оценки эффективности той или иной педагогической инновации.

В первую очередь очень важно понять, что представляет собой на самом деле жанр мюзикла. Одно из ведущих в России научно-справочных изданий по музыке – «Музыкальная энциклопедия» – дает следующее определение: «Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Характерной чертой многих мюзиклов является решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами». [1].

Российская индустрия мюзикла еще недостаточно развита и преимущественно представлена переводными западными мюзиклами, подготовка к работе в которых породила новую для русского театра генерацию артистов, обязанных владеть  вокалом, пластикой, танцем, актерским мастерством на самом высоком профессиональном уровне. [2]. Сегодня в российских театральных вузах начинающие артисты в определенной степени обучаются данным дисциплинам, однако драматический актер, способный петь и танцевать – это один специалист. А артист  мюзикла, который должен уметь существовать внутри спектакля, подчиняясь музыкальному ритму – совсем другой. [3]. Знаменитый актер и педагог Дж. Рэби (прославившийся именно в этом жанре)  использовал в своих работах образное определение:  артист мюзикла должен «петь всем телом». [4]. Несмотря на активное развитие мюзикла в России, требующее в качестве поддержки все большего количества талантливых артистов, факультеты по специальности «Артист мюзикла» в государственных высших учебных заведениях России пока, к сожалению, редкость. А потому в мюзиклах в нашей стране сегодня выступают преимущественно  актеры, не имеющие соответствующего вокального и музыкального образования, и танцоры, открывающие рот под плюсовую фонограмму. Обучение артистов  балета, умеющих  профессионально петь, как это делает настоящая «массовка» мюзикла за рубежом, также является задачей факультета «Артист мюзикла». [5]. Не разработаны  и программы  постдипломного  обучения для актеров, вокалистов, танцоров, имеющих желание связать свою дальнейшую сценическую судьбу с мюзиклом.  [6].

Определившись, что солиста  мюзикла  обучать надо не только вокалу, но и сценическому движению, танцу, актерскому мастерству, технике речи, попробуем разобраться с тем, какие существуют наиболее эффективные методики. В настоящее время известно о  многих отечественных и европейских достижениях  в области разработки различных методов обучения вокалу, однако безусловным является тот факт, что для обучения певческому искусству артиста мюзикла наибольшим спросом пользуются проверенные длительной и успешной практикой методики и техники, разработанные в  США [7; 12].  Первый опыт адаптации некоторых из этих методик в России уже состоялся. Так, переведена на русский язык книга «Как стать звездой» методическое пособие Сэза Риггса по овладению техникой пения в речевой позиции [8]. Широко используются системы дыхательных упражнений, разработанные  как для оперных, так и эстрадных исполнителей [9; 10 и др.].  Однако,  как перевод, так и применение зарубежных методик носит хаотичный характер, преимущественно решающий сиюминутные задачи ученика или исполнителя. К сожалению, педагогов, прошедших соответствующую школу обучения и имеющих  многолетний опыт участия в различных постановках, нет. Дидактический материал – арии из мюзиклов – практически все на иностранных языках, что затрудняет разучивание их российскими  артистами, часто не владеющими в достаточной мере английским, французским, немецким языками.

Поэтому разработка методологических аспектов педагогики мюзиклового вокала, включая подготовку дидактического материала, представляется актуальной и своевременной задачей. [11]. В настоящем исследовании ставилась задача ответить на вопрос, как учить артиста мюзикла вокалу и какими объективными способами оценивать эффективность образовательного процесса. [13].

Прежде чем приступить к разработке тех или иных программ профессионального образования артиста-вокалиста мюзикла, необходимо  определить те вокально-технические требования, которые предъявляет данная специальность к исполнителю. Проведя анализ литературных источников, мы  смогли сформулировать следующие обязательные требования. Из акустических характеристик голоса – звонкость, полетность, объем [14]. К необходимым голосовым данным  относятся также: умение удерживать основной тон,  применяемую атаку звука, тембральную ровность звучания, умение организовать эффективное управление дыханием, экономный вдох и ровный плавный выдох, устойчивый брюшной тип дыхания [14; 15; 16].  Не менее важным, относящимся к вокальной  технике требованием, считается и овладение различными  музыкальными стилями, характерными для оперетты, музыкальной комедии, мюзикла Золотого века, современной поп-оперы, современного мюзикла, рок-оперы. [17]. Особое внимание  в обучении уделяется развитию такого навыка, как умение  исполнять музыкальное произведение с использованием различных вокальных позиций, в том числе уметь переходить из одной в другую в рамках одной арии. [18]. 

При этом нельзя забывать о еще одном важном элементе подготовки: синхронизации пения и танца. В спокойном состоянии дыхание обычно глубокое, регулярное. При двигательных нагрузках оно укорачивается и становится беспорядочно неровным, что значительно ухудшает  исполнительскую технику.[ 9]. 

Экспериментальная часть работы заключалась в  апробации разработанного автором метода синхронизации пения и движения (СПД) в процессе  обучения артистов-вокалистов для  мюзикла. Основной задачей начального этапа обучения было овладение техникой пения в речевой позиции.   Система  вокальных  упражнений, разработанная  С. Риггсом для овладения этой техникой,  направлена на увеличение диапазона и выработку ровного звучания на всем его протяжении. [14]. Особое внимание при этом уделяется отчетливости пропевания слов и художественной выразительности исполняемого произведения. Основными приемами, с помощью которых достигаются хорошие результаты,  являются следующие:  звукоизвлечение при расслабленной гортани и «выключенных» или не работающих «внешних» мышцах;  пение «связанным» звуком в достаточно широком диапазоне с использованием небольшого количества воздуха при минимальном напряжении связок;  пение в «переходных» участках диапазона на уменьшенном по объему выдохе с утончением и укорочением голосовых связок.

Особенности жанра мюзикла, сочетающего в себе различные музыкальные направления, безусловно, требуют несколько отличной от классической манеры вокального подхода. Звук должен быть более ярким, с большим использованием грудного регистра не только на нижних и средних, но и на более высоких нотах диапазона (belting - «белтинг»). Большинство начинающих исполнителей, как правило, не обладают умением правильно пользоваться этой техникой, поэтому педагогу следует обращать особое внимание на упражнения-вокализы, помогающие лучше почувствовать смешанный регистр, не теряя при этом грудного звучания и яркости тона.

   Дыхательные упражнения, разработанные Пэтси Роденбург, широко применяются при подготовке артистов музыкального театра в США. [9].  Этими упражнениями достигаются следующие важные результаты: дыхание используется для создания правильного – экономного вдоха и рационального выдоха, а также вынесения звука наружу.

            Для решения задачи синхронизации пения и движения использовался специально разработанный  метод. [19].  В  основе  метода СПД  лежит комплекс вокальной гимнастики (КВГ).

КВГ включает восемь физических упражнений, которые выполняются одновременно с пропеванием под звучащие музыкальные фрагменты пиано, диминуэндо, крещендо, легато, стаккато, а также при акценте на верхние и нижние ноты диапазона при брюшном типе дыхания.

Применение метода СПД в подготовке солиста мюзикла позволяет  влиять  при помощи специальных дыхательных и вокальных упражнений на голосовой аппарат и дыхательную систему, обучать технике речевого пения, совмещенного с активным движением в танце. Вокальная практика для солистов  включала также   распевания,  попевки из арий из мюзикла, а также разучивание наиболее сложных интонационных или ритмических оборотов. Достижению ровного звучания и чистого интонирования, свободного, полного связанного звука  способствовала вокальная практика, дидактическим материалом для которой являлись арии из мюзиклов.

Используя КВГ, артисты-вокалисты активнее осваивали выразительные движения, сочетая их с драматургией  интонации  и техникой передачи голосом изменяющихся состояний героя.  Упражнения способствовали также развитию креативного индивидуального подхода к интерпретации образа у обучающихся, обеспечивая естественность  сценических движений при вокальном исполнении соответствующего фрагмента произведения, включающего танец.  

Поскольку у каждого участника эксперимента были свои особенности как природные, так и приобретенные в процессе обучения пению и сценической работе, то дидактический материал подбирался индивидуально; упражнения были направлены на решение основных задач: управление дыханием, опорой звука, его динамикой (от пиано до форте), атакой, работой резонаторов, артикуляционного аппарата.

            Работа над эмоциональной окраской голоса, выразительностью вокального звучания на материале арий из мюзиклов была самой трудоемкой и осуществлялась как индивидуально, так и в группе и  строилась на дидактическом материале из учебных пособий  Т. Мур, Э. Бергман и Дж. Леонарда [18;20]. Закрепление определенных двигательных навыков во время пения при правильной механике дыхания  позволяло обучающимся – артистам-вокалистам мюзиклов  – сочетать пение и активные  танцевальные движения без отрицательного влияния последних на вокальную составляющую номера.

            Метод СПД был апробирован нами на  действующих артистах мюзикла, составивших экспериментальную группу (ЭГ) из 24 человека. В контрольную группу (КГ) вошли артисты (19 человек), проходившие подготовку к участию в мюзиклах на те же роли, но не обучавшиеся в процессе ввода по разработанному  методу.

            Для  объективной оценки результативности метода СПД автор воспользовался результатами  двукратного тестирования: до- и после обучения в экспериментальной группе, а также  в начале и в конце репетиционного периода у артистов контрольной группы. При работе  с артистами-вокалистами  по освоению метода СПД оценивались  по три оценочных параметра (ОП) интонации и дыхания.  В интонации выделяли следующие ОП: удержание звука, ровность звучания, эмоциональную выразительность вокализации. Под удержанием звука подразумевалось его удержание до окончания длительности. Ровность звучания понималась как удержание тона, устойчивость крайних участков диапазона, отсутствие переходных нот («мостиков»). В дыхании оценивалось: правильное соотношение вдоха/выдоха, обеспеченное за счет экономного вдоха и равномерного распределения выдоха, достаточного для  исполнения целой фразы, а также возможность устойчиво использовать только брюшного типа дыхания. Каждый параметр характеризовался при помощи системы бальных оценок (по трехбалльной шкале). Для визуализации изменений в характеристиках голоса и звука у вокалистов в процессе обучения использовался метод компьютерной диагностики голоса и звука (КДГиЗ).

Результаты эксперимента представлены  в таблице 1. Так, в ней приводятся  данные сравнительного анализа результатов  двукратного  тестирования в экспериментальной и контрольной группах. Последние представлены в относительных значениях: относительный прогресс ОП после обучения в среднем по ЭГ и при втором тестировании в КГ (отношение величины улучшения ОП к его исходному значению в процентах).

Из таблицы видно, что относительный прогресс ОП у  испытуемых ЭГ изменялся в пределах от 62,5% до 97,9%,  что свидетельствует о наличии практического результата в процессе обучения по методу СПД с его главной составляющей – КВГ. Относительный прогресс ОП в КГ изменялся в пределах от  13,2% до 55,3%, что существенно отличается от аналогичных показателей ЭГ. 

              

                            Таблица 1 - Динамика изменений ОП интонации и дыхания (в %).

Группа

Интонация

Дыхание

Удержание звука

Ровность звучания

Эмоциональная окраска

Экономный вдох

Ровный выдох

Устойчивый тип дыхания

ЭГ

68,7

62,5

68,7

97,9

89,6

87,6

КГ

36,8

26,3

13,2

55,3

36,8

15,8

           

Амплитудно-временной анализ (по результату КДГиЗ) демонстрировал те изменения, которые происходили в процессе обучения с видом атаки звука, управлением динамикой, качеством филировки (плавность переходов при усилении и ослаблении динамики). На диаграммах  можно было сравнить атаку звука (твердая, мягкая, придыхательная), время общего звучания и продолжительность звучания каждой гласной; наличие динамических оттенков звука; ровность и насыщенность дыхания  до и после обучения. Трехмерное отображение спектрального анализа давало возможность детально изучить умение удерживать основной тон звучания, применяемую атаку звука, вибрато; плавность и экономность выдоха; качественный уровень обертонов, расположение формант, тембральную ровность звучания гласных и др. На основании полученных схем записи голоса в двух- и трехмерном пространстве появлялась возможность объективно оценить те изменения, которые происходили с голосом и звуком до и после обучения.  

            Результаты проведенной экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы: артист-вокалист  мюзикла должен в процессе профессиональной подготовки  приобрести такой уровень вокально-технических навыков, в том числе и синхронизации пения и танца, который станет основой для создания  высокохудожественного сценического образа. Только в этом случае можно говорить о «пении всем телом» и органичном существовании в драматическом пространстве сцены.

Подготовка современного артиста-вокалиста мюзикла является многогранным процессом, сочетающим в себе  большое количество составляющих, и требует длительной профессиональной подготовки в рамках высшего учебного заведения. Кроме того, исполнителю, независимо от его первоначальной специализации (музыкальное искусство, театральное искусство), необходима возможность непрерывного образования  в области  вокала, актерского мастерства и  танца.

 

Литература:

1.      Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электр. версия научно-справочн. изд. «Музыкальная энциклопедия». - М.: изд-во «Большая Советская энциклопедия», 1973-1982, в 6 т.т.- М.: Directmedia Publishing, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2.      Кретова, Е. Привет, безработные! [Электронный ресурс] / Е. Кретова – Режим доступа: http://www.izvestia.ru, 2006.

3.      Сажина, Н. Мюзикл в России: быть или не быть? [Текст] / Н. Сажина // Литературная Россия. – 2005. – № 16. – С. 35-37.

4.      Raby, J. Chanter de tout son corps [Текст] /J. Raby. – Paris: Le Temp, 2005.– 98р.

5.      Железнякова, И.С. Школы балета и мюзикла в Москве: все к станку! [Электронный ресурс] / И.С. Железнякова. – Режим доступа: http://www.moscowtnt.ru/instructions/, 2006

  1. Монд,  Л.  Русский мюзикл: быть или не быть? [Электронный ресурс] / Л.  Монд. – Режим доступа: http://www.relga.ru, 2009
  2. Монд, О.-Л. Л. Анализ современных методик обучения вокалу [Текст] / О.-Л. Монд // Искусство и образование. – 2009. – № 5. – С. 81-90.
  3. Риггс, С.  Как стать звездой [Текст]: техника пения в речевой позиции / С. Риггс; сост. Guitar College – М.: Guitar College, 2005. – 104 с.
  4. Rodenburg, P. The Right to speak working with the Voice [Текст]/ P. Rodenburg. –  New York: Routledge A Theatre Arts Books, 1992. – 234 p.
  5. Linklater, K. Freeing the natural voice. Imagery and art in the practice of voice and language [Текст]/ K. Linklater. ­– California: Drama Publishers, an imprint of Quite Specific Media Group LTD, 2006. – 325 р.
  6. Монд, О.-Л.  Принципы формирования обучающих программ для артистов-вокалистов мюзиклов [Электронный ресурс] / О.-Л. Монд. – Режим доступа: http://www.art-education.ru, 2009

12.  Артемова, А.В. Индивидуально-групповой подход в процессе освоения вокального искусства учащимися колледжей США [Текст]: дис…. канд. пед. Наук: 13.00.02. / Артемова Алина Васильевна. – М., 2006. – 213 с.

  1. Монд, О.-Л. Критерии оценки  эффективности использования вокальной гимнастики у солистов мюзикла [Текст] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2009. – № 11. – С. 38-44.
  2. Riggs, S. Singing for the Stars: A Complete Program for Training Your Voice [Текст] /S. Riggs. – Los Angeles, CA:  Alfred Publishing Co., Inc, 1998. – 168 р.

15.  Payton, J.  The Science of Singing [Текст] / J. Payton. – Chicago: Chicago Press, 2004. – 296 p.

16.  Kennе, J. Becoming a Singing Performer [Текст] / J.Kenne. – Dubuque, IA: William C. Brown, 1987. – 136 p.

  1. Deer, J., Rocco del Vera. Acting in Musical Theatre. A Comprehensive Course [Текст] / J. Deer, Rocco del Vera. – NY: Routledge, Oxon, 2008. – 244 р.

18. Moore, Т., Bergman, А. Acting the song. Performance skills for the Musical Theatre [Текст] / T. Moore, A. Bergman. – NY: Allworth Press, 2008. – 410 р.

19. Монд О.-Л. Способ тренировки дыхания при обучении вокальной технике с двигательными нагрузками в танце. //Патент № 2391083 Российская Федерация, МПК А 61Н 1/00 (2006.01); заявл. 30.09. 2008; опубл. 10.06.2010, Бюл. № 16. – 6 с. 

20. Leonard, G. Mastery.The ways to success and long-term fulfillment [Текст] / G. Leonard. – Plume: Penguin Books Ltd., 1991. – 272 р.

 

Основные термины (генерируются автоматически): мюзикл, дидактический материал, процесс обучения, экономный вдох, актерское мастерство, контрольная группа, музыкальный театр, особое внимание, относительный прогресс, Россия.


Похожие статьи

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

Музыкальный материал представляет собой четырехчастное произведение, включающее

Особое внимание уделялось при выполнении упражнений тому, чтобы дети и подростки не

Так, «экономный вдох» был главным параметром, по которому высший балл получили при...

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках...

‒ теория музыкального обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, К. Орф, JI.

Особое внимание уделено

Движение поездного состава по просторам России изображается скороговорочным произношением текстового материала артистами хора на фоне...

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное...

Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным.

В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания — движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует

Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и

Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на

Таким образом, можно сказать, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой...

Музыка как средство педагогического воздействия

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке.

Если в процессе музыкального обучения будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно.

Интеграционное обучение юных певцов художественными...

Актерское мастерство. Словесные «ноты» воздействия. Воздействие на сознание партнера и адреса воздействия (внимание, память, мышление, воображение

Режиссура. Специфика режиссерско-педагогического процесса. Задачно-игровая форма обучения и репетирования.

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание...»

Обширный музыкальный материал дисков включает в себя лучшие образцы русской и

Особое внимание уделяется произведениям русских писателей и композиторов, что

2. Развития музыкальной эрудиции за счет знакомства с первого года обучения с именами...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности.

- Применение навыков актёрской раскованности на уроках литературы (чтение стихотворений

Все это сказывается на уровне качества обучения.

Похожие статьи

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

Музыкальный материал представляет собой четырехчастное произведение, включающее

Особое внимание уделялось при выполнении упражнений тому, чтобы дети и подростки не

Так, «экономный вдох» был главным параметром, по которому высший балл получили при...

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках...

‒ теория музыкального обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, К. Орф, JI.

Особое внимание уделено

Движение поездного состава по просторам России изображается скороговорочным произношением текстового материала артистами хора на фоне...

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное...

Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным.

В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания — движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует

Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и

Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая...

Влияние музыкально-театрализованной деятельности на...

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на

Таким образом, можно сказать, что музыкальный театр, по сравнению с другими видами искусствами, обладает особой...

Музыка как средство педагогического воздействия

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке.

Если в процессе музыкального обучения будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно.

Интеграционное обучение юных певцов художественными...

Актерское мастерство. Словесные «ноты» воздействия. Воздействие на сознание партнера и адреса воздействия (внимание, память, мышление, воображение

Режиссура. Специфика режиссерско-педагогического процесса. Задачно-игровая форма обучения и репетирования.

Образовательная программа-комплекс по предмету «Слушание...»

Обширный музыкальный материал дисков включает в себя лучшие образцы русской и

Особое внимание уделяется произведениям русских писателей и композиторов, что

2. Развития музыкальной эрудиции за счет знакомства с первого года обучения с именами...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности.

- Применение навыков актёрской раскованности на уроках литературы (чтение стихотворений

Все это сказывается на уровне качества обучения.

Задать вопрос