Библиографическое описание:

Рахматуллаева М. Д., Кадырова Р. Научные основы формирования экологического воспитания на основе метапредметного подхода в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 302-305.

Развитие проблемы окружающей среды приобретает важное экономическое, социальное и культурное значение. В статье указываются пути и предпосылки формирования отношения школьников к окружающей среде для достижения полноценного эффекта, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Ключевые слова: Экология, метапредметный подход, природные богатства, охрана природы, экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание.

The development of ecology problem plays an important, economical, ,social and cultural role. In the article the ways of the relations formation of the school children toward the environment are given, in order to achieve the full effect, when ecological knowledge and behavior   will be the main part of the culture of a young man.

Key words: Ecology, natural recourses, the nature protection, ecological education, ecological acknowledgment. 

 

Окружающая среда,  в первую очередь природа, имеет культурное значение, а, следовательно,  и эстетическое. А весьма приоритетным  в эстетическом прозрении к природе является, конечно, все, что относится к природе родного края, имеющей не только национальное, но и общечеловеческое значение. Поэтому важно воспитывать у подрастающего поколения чувство высокой ответственности  за сохранение и приумножение природных богатств. Подрастающее поколение можно воспитывать учителями на основе метапредметного подхода. Метапредметный подход представляет сочетание научно-исследовательских методов работы с использованием искусства, вызывающего переживания и эмоциональные чувства. Рождаются ситуации «проживания» школьниками нравственных ценностей.

Эстетическое воспитание природой находится в тесной связи с нравственным и экологическим. Здесь более уместно говорить об эстетическом воспитании школьников с нравственно- экологической направленностью. Следовательно, утверждать в сознании учащихся эстетическую гармонию и целесообразность в природе.  Гордость за эту красоту родного края, принципы природопользования, потребности и умение сохранить природосообразную красоту, активизировать гуманное к ней отношение.

И здесь сильнодействующим фактором может быть, прежде всего, эстетика природы, обусловленная экологическим фактором, осваиваемая в определенной системе процесса эстетического воспитания, с установкой на формирование не только интереса к прекрасному в природе, но и способность видеть, понимать, оценивать это великолепие, а также отражать его в каком-либо творчестве. Глубокий интерес, острота восприятия, осознанность красоты в природе усиливаются нравственной направленностью процесса эстетического воспитания природой, без которой немыслимо это воспитание. В свою очередь нравственно-эстетическое  содержание данного процесса невозможно без экологического.

Важно сформировать у юного поколения нравственное отношение к  экологии, её красоте, вытекающее из морально-этических принципов и правовых норм общества.

Формирование экологического воспитания школьников средствами природы во взаимосвязи с эстетикой и нравственно-этическим отношением к ней – чрезвычайно актуальная  проблема, требующая сегодня неотложного решения.

Особую группу исследований, касающихся проблемы формирования отношения к природе, представляют работы по вопросам экологического образования и воспитания школьников ( Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Печко Л.П., Суравегина А.Т.).

До сих пор формирование эстетико-экологического воспитания школьников нравственной направленности не занимает соответствующего места в педагогической науке, в том числе Кыргызстана. Хотя,  поставлена в школах и как-то решается в практике, но все-таки   мы в праве считать её недостаточно разработанной, как теоретически, так и практически; и совершенно отсутствующей проблему формирования у подростков интереса к экологии.

Поиск путей и средств формирования у подростков интереса к экологии во взаимосвязи с эстетикой, нравственно-этической направленности требует творческого анализа учебно-воспитательной системы, подходов к разработке теории и практике формирования этого интереса, в том числе во внеклассной работе, располагающей большими возможностями для решения проблем.

Изучение и анализ состояния проблемы и практики работы общеобразовательных школ свидетельствует об отсутствии четкой системы эстетико-экологического воспитания учащихся, новых и более совершенных подходов к решению проблемы.

 

Экологическое воспитание

Экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить  все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится  в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете. Или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как формирование экологического воспитания» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея  мирителей,  которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка.

В исследованиях психологов и педагогов разработаны основные принципы социального воспитания. Принцип природосообразности, - изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии. Природосообразность  предлагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологическое знание, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

 

Экологически культурная личность

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением,  то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот рациональность в отношении  к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение,  радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Чувство любви к природе формируется  через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того, чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы. Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования  было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности,  защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет  три фактора:  1) непосредственное познание природы; 2) школьное экологическое воспитание; 3) средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.      

Этнопедагогика, т.е.  народная педагогика способствует развитию личности, усваивающей социальные нормы, ценности, опыт. Собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, в пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче нравственного опыта подрастающему поколению.

Как актуальная социально-педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно-политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся

Среди субъективных предпосылок формирования отношения школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким  образом удовлетворять свои потребности и стремления. Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

Для осуществления стоящий перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

            Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

 

Литература:

1.      Ахметова М.Н. Метапредметный подход: понятие, осмысление технологии. – 2010. – 12 с. (рукопись)

2.      Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

3.      Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

4.      Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа 1999.

5.      Экологическое  образование и воспитание. Метод.рекомендации. – Улан-Удэ, 1990.

6.      Старостин В.И. природа в системе эстетического воспитания.

7.      Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология – Ростов-на Дону.: Феникс, 1996.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle