Библиографическое описание:

Мурзина О. М. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 92-95.

Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Особенностью инвестиционных компаний является то, что среди покупателей их ценных бумаг возрастает доля кредитно-финансовых учреждений и торгово-промышленных корпораций. Каждый инвестор инвестиционного фонда обязан платить комиссионные при покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различается по компаниям и зависит от их финансовой мощи и репутации.

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается  на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима  серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Анализ структуры инвестиций имеет большое значение, ибо позволяет выявить тенденции в использовании инвестиций и разработать эффективную инвестиционную политику.

В начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность

Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Для нормального развития экономики как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров, обеспечивать определенную структуру инвестиций.

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности.

Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Действующее в России инвестиционное законодательство  благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов.

Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Остановимся подробнее на инвестиционном климате Мурманской области. Сегодня Мурманская область – один из наиболее промышленно развитых и привлекательных для инвесторов регионов России. В основе этой привлекательности – богатейшие природные ресурсы Кольского полуострова, омывающих его морей, перспективы освоения углеводородов шельфа Западной Арктики, расширение Мурманского транспортного узла и открывающиеся возможности трансконтинентальных маршрутов по Северному морскому пути. Область является крупным транспортным узлом, имеющим федеральное значение, который включает незамерзающий глубоководный порт, торговый, рыбодобывающий флота и атомный ледокольный флот, осуществляющий навигацию по Северному морскому пути, высокую обеспеченность железнодорожными и автомобильными магистралями, аэропорты, в том числе международный, а также транспортные коридоры в Европу, Азию и Америку. Кроме того, Мурманская область достаточно обеспечена электроэнергией, имеет неплохие перспективы развития этой отрасли. Правительство и предприятия региона открыты для экономического и научно-технического сотрудничества с деловыми партнерами из других регионов России и из-за рубежа.

Правительством Мурманской области разработаны основополагающие документы развития региона на долгосрочную и среднесрочную перспективу:

·        Стратегия экономического развития Мурманской области до 2015 года утверждена постановлением Правительства Мурманской области №251-ПП от 20.12.2001.

·        Программа социально-экономического развития Мурманской области до 2008 года утверждена Законом Мурманской области и зарегистрирована в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. В текущем году завершается разработка новой Программы социально-экономического развития Мурманской области до 2013 года.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности является одним из существенных факторов, воздействующих на инвестиционную активность в области. На территории региона приняты:

·         Закон Мурманской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности», предусматривающий государственное регулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Мурманской области;

·         Закон Мурманской области «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Мурманской области в целях установления льготного налогообложения при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области», где предусмотрены налоговые льготы на имущество организаций и преференции для инвесторов.

·         долгосрочная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007 – 2010 годы. Программа направлена на более благоприятные условия для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций.

За 2008 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников составил 45.6 млрд.руб. или 149.1% к уровню 2007 года. Объем финансирования 91 объекта по адресной инвестиционной программе в 2008 году составил 1,55 млрд.руб. Рост объемов финансирования в рамках АИП, направленный, прежде всего, на развитие и укрепление материальной базы учреждений социальной сферы, составит 155 % в действующих ценах к уровню 2007 года. В текущем году необходимо разработать адресную инвестиционную программу на 2010-2012 годы[1].

Инвестиционные проекты Мурманской области:

 

Производственно – технической сферы[2]:

1. Разработка рудника "Северный-Глубокий" с увеличением его производительности.

2. Модернизация металлургического производства на комбинате "Печенганикель".

3. Организация на базе Сопчеозерского месторождения рентабельного производства хромовых продуктов, дальнейшее проведение работ по наращиванию запасов на новых участках Сопчеозерского месторождения хромитов, завершение комплекса работ по подготовке месторождения к промышленному освоению.

4. Ускорение поисковых, геологоразведочных и исследовательских работ с целью организации титанового бизнеса на рудной базе Гркмяха-Вырмес.

5. Организация на комбинате "Североникель" производства металлического кобальта с поэтапным вводом мощностей.

6. Организация переработки отработанных нефтехимических катализаторов, автомобильных нейтрализаторов, отходов стекольной промышленности, шамотной крошки.

7. Перспективная технология переработки продуктов разделения файнштейна на комбинате "Североникель".

 

Инвестиционные проекты в сфере туризма Мурманской области[3]:

            1. "Ловозерские приключения", "Ловозерский экстрим"- проекты развития активных видов туризма в Ловозерском районе.

            2. Создание туристического развлекательного комплекса в городе Кировске на базе туристической гостиницы "Хибины.

            3. Горнолыжный и лыжный туризм в г. Мончегорске.

            4. Развитие туризма в Кандалакшском районе с использованием имеющегося потенциала.

            5. Развитие экологического и экстремального видов туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова.

            6. Гостиница, обслуживающая лиц, пребывающих в деловых поездках, командировках, а также спортсменов на соревнованиях (г.Мончегорск)

            7. Туристская база для активного отдыха на природе (г. Мончегорск)

 

Инвестиционные проекты сельского хозяйства:

           1. Создание агропромышленного комплекса Мурманской области (входят 109 организаций, в их числе 24 сельскохозяйственных, 55 перерабатывающих, 27 агросервисных и 3 научных).  Основные отрасли сельского хозяйства (молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, северное оленеводство, кролиководство, пушное звероводство, кормопроизводство, овощеводство) Одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства Мурманской области является, и в перспективе останется, молочное животноводство. По продуктивности коров наша область, как и прежде, занимает лидирующие позиции в стране.

 

Инвестиционные проекты в сфере социально-экономического развития региона:

             1. В настоящее время одной из важнейших целей министерства является развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение его вклада в развитие области. Для достижения этой цели министерство осуществляет финансовую, имущественную и информационную поддержку предпринимательства. В 2009 году на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса было направлено около 55 млн рублей. В 2010 году планируется увеличение объемов оказываемой им финансовой помощи и разработка новых механизмов поддержки. Новым направлением работы министерства является программа для начинающих предпринимателей «Шаг за шагом».

 

Перспективные инвестиционные проекты:

            1. Основные стратегические направления развития транспортного комплекса региона связаны с реализацией проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

             2. Проводимая реконструкция других терминалов порта, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов создают хорошие предпосылки для развития Мурманского транспортного узла не только в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный нефтеперевалочный порт России и севера Европы.

            3. Строительство контейнерного терминала в Мурманском торговом порту позволит привлечь грузы транзитных направлений Север – Юг и Восток – Запад.

             4. В число приоритетных мероприятий, обеспечивающих развитие транспортной системы Северо-Западного федерального округа, включен проект реконструкции взлетно-посадочной полосы Мурманского аэропорта. Реализация данного проекта планируется в текущем году.

              5. Мурманская область уже в ближайшей перспективе может стать базовым регионом освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа. В ближайшее время прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе Арктических морей, и в перспективе обеспечение России углеводородным сырьем в значительной мере будет достигаться за счет освоения месторождений ее морской периферии, причем значение «морской» компоненты по мере исчерпания возможностей суши будет непрерывно возрастать.

              6. В сентябре 2005 года на заседании межведомственной комиссии по размещению производительных сил Мурманской области одобрена «Декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов обустройства Штокмановского ГКМ с учетом применения технологии сжижения газа с выполнением многофакторного анализа выбора площадки размещения завода сжижения», которую представил Гипроспецгаз по поручению ОАО «Газпром». Сырьевой базой проекта является Штокмановское газоконденсатное месторождение.

               7. В рамках Мурманского международного экономического форума подписаны также соглашения о сотрудничестве правительства Мурманской области с ООО «Газпром добыча шельф», «Штокман Девелопмент АГ», «СтатойлГидро АСА», ОАО «Российские железные дороги», холдингом «Балтийский берег», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ОАО «ТрансКредитБанк», ЗАО «Аэрофлот Норд», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад». В 2010 году готовится проведение II Арктического Мурманского международного экономического форума.

 

 



[1] Инвестиционный климат Мурманской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineconomy.gov-murman.ru

[2] Инвестиционные проекты производственно-технического развития[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://region.murman.ru/economy/invest/mining/gmk.shtml

[3] Инвестиционные проекты в сфере туризма Мурманской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.murmantourism.ru/proekty/134/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle