Библиографическое описание:

Борисова Э. О. Культовые объекты Обоо как универсальные ценности в формировании межэтнической толерантности в современных полиэтнических условиях бурят // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 351-353.

Бурятия – многоконфессиональная республика, где проживают представители более 60 национальностей. В современных полиэтнических условиях сложилась гармоничная система природных культовых памятников: шаманских, буддийских, православных, что обусловлено, географическим положением, историческими процессами и стремлением народов к сохранению своей этнокультурной самобытности. Как отмечает С-Х. Сыртыпова, прочность долговременных отношений между людьми, безусловно, базируется на универсальных ценностях, признаваемых всеми членами общества или его подавляющим большинством. Проще говоря, мы хорошо ладим, если у нас одни и те же представления о святом [5].

Одной из таких ценностей традиционной культуры бурят является культ Обоо  - почитание духов природы как хозяев местности. «Культ» – от латинского Cultus - почитание: 1) один из основных элементов религии; действия, имеющий целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной «силы» (т.н. таинства); 2) чрезмерное возвеличение, почитание, обожествление какого-либо существа, вещи или явления [2]. Культовость является признаком высшей степени ценности объекта или явления для традиционного общества [5].

  Обоо – это святые места, где, по мнению верующих, устанавливается связь с хозяевами земли, воды, и происходит общение с предками, богами. Буряты верят, что в любой местности есть свои хозяева и духи, которые обеспечивают спокойную жизнь и влияют на дальнейшее мирное сосуществование на одной территории. Как правило, святые места Обоо располагаются среди высоких гор, вдоль широких рек, озер, причудливо сложенных скал, удачно высящихся деревьев, и  имеют величественные имена, что порождает чувство прекрасного и поклонение. С древних времен племена бурят-монголов одухотворяли эти места. Они воспитывали любовь и уважение к окружающему миру, утверждая единство человека и природы. В природных религиях космическое начало и материнская биологическая среда уравновешиваются, поэтому человек традиционного общества нацелен не на покорение природы, а на «сотрудничество» с ней. «Не случайно общества с природными религиями называют традиционными, так как именно традиция, а не идея является основой их развития» [6]. Культ Обоо – это наиболее яркое и своеобразное явление культурного наследия бурятского народа.

Проблема сохранения и изучения культурно-природного наследия в условиях интеграционных процессов современного общества и как следствие полиэтничности населения, непосредственно связано с вопросами формирования межэтнических толерантных отношений. Важным фактором консолидации этносов являются национальные праздники. Обрядовая часть бурятского национального праздника Сагаалган состоит из коллективного моления и жертвоприношения духам хозяевам-земли, которые проходят на святых местах Обоо и называется Обоо тахилган. Несмотря на дифференциацию культа по территориально родовому признаку бурят, структура обряда обоо тахилган и национального праздника Сагаалган едина. Кроме этого обряд обоо тахилган проводится летом, в середине июня. Она состоит из комплекса: молебен уншалга и праздничная часть - найр наадан. Цель обряда заключается в испрашивании  обильных дождей, тучных кормов, умножения скота, обилие белой пищи, удачного и благополучного нового года, мир и спокойствие всего живого на Земле. После молебна начинается праздничная часть найр наадан с конными скачками, борьбой, стрельбой из лука и весёлыми старинными бурятскими песнями. Здесь могут принять участие все желающие. Как отмечают исследователи, «праздник позволяет людям ощутить свое единство и целостность и служит коммуникационным каналом между членами социума» [3, 4].

Также объективной предпосылкой формирования межэтнической толерантности следует отнести экологические традиции и связанные с ними религиозные запреты в пределах святых мест. В рамках неписанных законов и запретов, которые передаются из поколения в поколение местным полиэтническим населением соблюдается неофициальный режим охраны святых мест и бережного отношения к природе. У Б.Гомбоева читаем, «…в селах, где проживают представители многих народов, уже нет подобных противоречий по этническим и конфессиональным признакам. И все понимают что, «дух-хозяин» любой местности одинаково «карает» всех нарушивших законы и правила почитания святых мест». Там же, он отмечает, что «…бывает, божество наказывает самих носителей традиционной культуры более жестко, нежели представителей других конфессий», приводя в пример бурятскую пословицу «Еhо мэдэхэгуй хундэ еро байхагуй» – не знающему обычаев и традиций наказания не бывает [1]. Отметим, что места почитания достойно сохранили свой естественный природный облик именно благодаря почтительному отношению людей. Такое межэтническое взаимодействие, несомненно, несет воспитательное значение в процессе осознания единой своей культуры.

В настоящее время, культ Обоо распространен на всей территории республики, постепенно приобретая народный характер для всех национальностей. Как неотъемлемая часть традиционной культуры бурят, культ Обоо является консолидирующим, интегративным фактором в процессе формирования межэтнической толерантности. С этой точки зрения, он играет важную роль в поддержании стабильности и равновесия в бурятском обществе.

 

Литература:

1.             Гомбоев Б.Ц. Культовые места Баргузинской долины. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. - 11 c.

2.             Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М.: Академический Проект, 2000. 266 с.

3.             Матвеева Е.В. Этнокультурные ценности молодежи Бурятии // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта в условиях полиэтничности: сборник статей: в 3 . Т.I. – Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. - 164 с.

4.             Серебрякова Ю.А. Бурятский этнос в современных условиях // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта в условиях полиэтничности: сборник статей: в 3 . Т.I. – Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. - 72 с.

5.             Сыртыпова С-Х.Д. Святыни кочевников Трансбайкалья (Традиционные
культовые объекты как памятники истории и культуры) —
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,   2007. - 5 с.

6.             Тайны мировых религий / В. Корнев // Буддизм №1, 1993, - 29 с.

 

Основные термины: межэтнической толерантности, культ Обоо, современных полиэтнических условиях, формирования межэтнической толерантности, традиционной культуры, контексте современных этнокультурных, национального праздника Сагаалган, национальные виды спорта, условиях полиэтничности, святые места, Культовые объекты Обоо, праздничная часть, формировании межэтнической толерантности, традиционного общества, святые места Обоо, культ Обоо распространен, Традиционная культура, обоо тахилган, условиях интеграционных процессов, святых местах Обоо

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle