Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 1462 раза

Библиографическое описание:

Васильева, В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте / В. Ю. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 366-367. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50227/ (дата обращения: 20.04.2024).



Самосознание в дошкольном возрасте является важнейшим достижением в развитии, которое оказывает влияние на дальнейшее формирование и развитие личности детей. Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого — педагогических условий, способствующих развитию самосознания.

Самосознания является одним из важных направлений в психолого-педагогических науках. Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. Самосознание является общественным явлением, поэтому, оказывает влияние на процесс социализации. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Формирование адекватной самооценки является условием для гармоничного осознания детьми себя и своего внутреннего мира, что в свою очередь, позволяет гармонично приобщаться к окружающей действительности.

Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем. Самосознание начинает развиваться, начиная с трех лет, когда начинает формироваться самооценка, хотя основы самосознания закладываются еще с раннего возраста. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками.

На основе полученных результатов исследования была выявлена специфика развития самосознания:

– формирование адекватной самооценки детей;

– формирование активность и инициативности;

– формирование положительных представлений о себе, о своих положительных сторонах;

– формирование понятия ценности каждого человека;

– формирование у детей представлений о положительных и отрицательных личностных качествах;

– формирование у детей позитивного представления о себе, учить рассказывать о себе;

– формирование представлений о полоролевых признаках.

Формирование положительного самосознания у детей необходимо специально организовывать, т. е. для того, чтобы сформировать у детей положительное отношение к себе и окружающим, нельзя пускать этот процесс на самотек, взрослые должны стать источником и условием воспитания и развития детей.

Современные дошкольники усваивают социальные роли, не до конца осознавая свою индивидуальность. Результаты исследования должны стать условием для разработки психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию интереса к себе не только как к объекту и носителю социальной роли, но и как к субъекту — ребенку, обладающему внешними и внутренними достоинствами.

При развитии самосознания у детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, педагоги дошкольных учреждений должны построить активную и эффективную совместную работу с родителями. Известно, что семья является первым и главным условием развития и воспитания детей, в том числе развития самосознания детей. Поэтому, педагоги должны анализировать особенности семейного воспитания, и на основе этого, оказывать родителям психолого-педагогическую помощь. Помощь должна основываться на особенностях каждой семьи. Для этого, педагогам необходимо выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи.

Таким образом, развитие самосознания у детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов современности. На основе чего, перед педагогами дошкольных учреждений встает задача эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Работа по развитию самосознаний у детей должно осуществляться не только в рамках дошкольных учреждений, но также в условиях семейного воспитания. Поэтому, дошкольные учреждения должны организовывать совместную работы с семьей.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет/Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова// Воспитание, обучение и психологическое развитие. — М., 2017.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 2011. — 349 с.
  3. Назаренко Г. Познание ребенком собственного «Я»/Г. Назаренко//Психолог. — М., 2014. — № 43. — С. 16–18.
  4. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2013. — 427с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, развитие самосознания, ребенок, формирование, дошкольный возраст, основа самосознания, самосознание, семейное воспитание.


Похожие статьи

Сущность и основные особенности формирования планетарного...

Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте. Роль самосознания в раскрытии широкого диапазона индивидуальных характеристик деткой

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.

Формирование национального самосознания старших...

Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования.

Ключевые слова: самосознание, национальное самосознание, старший дошкольный возраст, программа по формированию национального самосознания.

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале... - социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, детское самосознание, индивидуальный опыт ребенка, картинно-графическая схема, отношение, оценка окружающих, связная речь.

Педагогический проект «Формирование национального...»

«Формирование национального самосознания удетей дошкольного возраста».

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русской семьи.

Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте

Путь к формированию духовного и нравственного начала в ребенке лежит в оценке уровня развития его самосознания

Цель: Найти пути возможного воздействия окружающей социальной среды на развития адекватного самосознания у детей дошкольного возраста.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

социализация дошкольников, старший дошкольный возраст, ребенок, пол, мальчик, игра, девочка, сюжетно-ролевая игра, половая идентичность, скорая помощь.

Педагогические условия формирования полоролевой...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Учет гендерных особенностей дошкольников... В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние...

Психологические основы становления экологического сознания...

Старший дошкольный возраст характеризуется довольно высокой ступенью развития физиологических, творческих, познавательных способностей. Это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками.

Похожие статьи

Сущность и основные особенности формирования планетарного...

Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте. Роль самосознания в раскрытии широкого диапазона индивидуальных характеристик деткой

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.

Формирование национального самосознания старших...

Формирование национального самосознания старших дошкольников в современной системе образования.

Ключевые слова: самосознание, национальное самосознание, старший дошкольный возраст, программа по формированию национального самосознания.

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале... - социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного...

ребенок, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, детское самосознание, индивидуальный опыт ребенка, картинно-графическая схема, отношение, оценка окружающих, связная речь.

Педагогический проект «Формирование национального...»

«Формирование национального самосознания удетей дошкольного возраста».

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русской семьи.

Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте

Путь к формированию духовного и нравственного начала в ребенке лежит в оценке уровня развития его самосознания

Цель: Найти пути возможного воздействия окружающей социальной среды на развития адекватного самосознания у детей дошкольного возраста.

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

социализация дошкольников, старший дошкольный возраст, ребенок, пол, мальчик, игра, девочка, сюжетно-ролевая игра, половая идентичность, скорая помощь.

Педагогические условия формирования полоролевой...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Учет гендерных особенностей дошкольников... В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние...

Психологические основы становления экологического сознания...

Старший дошкольный возраст характеризуется довольно высокой ступенью развития физиологических, творческих, познавательных способностей. Это период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками.

Задать вопрос