Предпринимательская информация как фактор виктимизации малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Милевич, А. С. Предпринимательская информация как фактор виктимизации малого бизнеса / А. С. Милевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/archive/2/87/ (дата обращения: 19.04.2024).

Предпринимательская  деятельность тесно связана с информацией. Это получение, накопление, хранение, обра­ботка и использование информации. Потеря опре­деленной ее части негативно сказывается на получении прибыли, ради чего создается любой бизнес. Бизнесмен должен отдавать себе отчет в том, что успех в бизнесе зависит во многом от кон­фиденциальности информации.

В совре­менном бизнесе для упрощения труда сотрудников основная информация передается в электронном виде с помощью компьютерных технологий. Этo, естественно, повышает эффективность и производительность труда, но открывает информaцию для «третьих лиц».

Возникают воп­росы: Как защитить информацию? Вся ли информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для защиты выделяется толь­ко определенная группа информации, то по каким критериям? Зачем ее нужно защищать? На какой стадии и какие информационные потоки требуют защиты? В какой степени необходимо защищать информацию от внеш­него и внутреннего вмешательства?

Ответ на все вопросы один: «Защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя, и которая может быть использована конкурентами, зло­умьшленниками или хакерами во вред предпринимателю» [3, с. 21].

Информацию, которая используется в предпринимательской деятельно­сти, можно, достаточно условно, разделить на три основных направления:

·         пред­принимательская,

·         правовая,

·         специально-оперативная.

Предпринимательская информация включает сведения о состоянии экономической системы, в которой действует предприниматель, о факторах, которые могут положительно или отрицательно повли­ять на сферу его деятельности. Наличие негативных условий, при которых создается реальная угроза субъектам хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и оперативных задач,  проблему обеспечения экономической безопасности информации фирмы.

Правовая информация - это сведения о действующем законода­тельстве, о законах и  правовых актах, которые регулируют и охраняют деятельность предпринимателей. Многие вопросы предпринимательской деятельности ре­гулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другими законодательствами. Правовая информация – это открытый информационный поток для любого бизнеса и требует глубокого изучения не только нормативно-правовых актов, но и комментарий к ним.

Специально-оперативная информация состоит из сведений о спосо­бах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц. В рыночной экономике возникает много проблем, связанных с обеспечением сохранности предпринимательской информации. Для защиты предприни­мательских информационных потоков от различного рода посягательств используются специальные меры.

Автором было проведено исследование на базе малого бизнеса Сибирского Федерального округа.. В качестве базы исследования были определены отдельные регионы Сибирского Федерального округа, а именно, Алтайский и Красноярские края, Кемеровская, Новосибирская и Томская области. В регионах были исследованы  столицы и по два города районного значения. Выборка составили 500 предпринимателей малого бизнеса, по  сто из каждого региона, в том числе по 50 бизнесменов в столицах и по 25 коммерсантов в малых городах. Одним из главных методов был выбран метод опроса в его разновидностях: анкетировании и интервьюировании. Результат анализа анкет показал, что утечка информации - одна из главных проблем в работе с инфор­мационными потоками небольшой фирмы.

Исследование позволило выявить основные причины утечки информации в практике малого бизнеса. Среди которых  респонденты назвали:

·         отсутствие «защиты», не говоря уже о нескольких степенях;

·         пренебрежение конфиденциальностью информации в пользу ее целостности;

·         «экономия» средств на обеспечении безотказной работы наиболее важных узлов своей информационной системы;

·         «экономия» средств на дополнительной оплате труда по обновле­нию или замене устаревшего программного обеспечения;

·         потеря определенной части клиентуры и т. д.

    Следует отметить, что главный враг любой информационной системы  в компьютерном варианте - это ви­рус. В специальной литературе указывается, что от 30 до 80 % информации   повреждается вирусом. Практики утверждают, что эта цифра будет увеличиваться, так как в настоящее время известны уже более сотни различных вариантов вирусов, которые прямо или косвенно ведут к огромным финансовым по­терям [3]. Компьютерные программы и услуги фирм, которые занимаются защитой информации, стоят недешево. Естественно, чтобы утрата или искажение информации не привели к финансовым потерям, предпринимателю необ­ходимо нести определенные затраты по защите собственной информации.

Согласно гражданскому законодательству основная масса предпри­нимательской информации защитой не обладает. Хотя предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерчес­кую) информацию в качестве защищаемой. (Статья 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации "Служебная и коммерческая тайна"). В Кодексе определены такие понятия как коммерческая тайна и ответственность за ее разглашение. Это позволяет сделать следующие выводы:

  • субъектом оценки предпринимательской коммерческой информации является ее владелец-собственник;

·         поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;

·         ценность информации определяется с помощью таких критериев, как полезность, своевременность и достоверность;

·         предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;

·         информация подлежит защите при условиях: что ее ценность зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к ин­формации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо

уточнить следующие вопросы:

·                     Какие сведения нельзя скрывать, защищать доступ к ним? От кого?

·                     Какие сведения невыгодно скрывать? Почему?

·                     Какие сведения подлежат охране? Кем и от кого?

Ответ на первый вопрос дает Постановление Российского Прави­тельства «О перечне сведений, которые не могут составлять коммер­ческую тайну». К ним относятся:

·                     организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

·                     финансовые сведения (документы об исчислении и уплате нало­гов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состо­янии платежеспособности);

·                     сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работа­ющих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние произ­водства на природную среду; реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения; участие должностных лиц в предпринимательс­кой деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

·                     сведения о собственности (размерах имущества, денежных сред­ствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в ус­тавные фонды совместных предприятий) [2].

Предпринимателю следует помнить, что данный перечень не явля­ется исчерпывающим, а указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц. Информация такого рода относится к первой группе.

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, в первую очередь, рекламной информации. Но следует помнить, что широкое распространение рекламы имеет не только положительную, но и отрицательную сторо­ну для предпринимателя, если она становится достоянием преступ­ных элементов. Как показывает анализ уголовной практики по неопубликованным источникам, предпри­нимательская информация, рекламируемая в СМИ, помогает преступникам выйти на объект буду­щего посягательства, изучить его слабые стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хо­зяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распростра­няется законный доступ третьих лиц. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность такого рода информации. Ни один из законодательных актов не ставит под свою защиту данный вид соб­ственности.

При организации охраны коммерческой тайны, необходимо оп­ределить круг сведений, составляющих коммерческую тайну. Они отражаются в «Перечне сведений, составляющих коммерческую тай­ну предприятия» и утверждаются руководителем предприятия. Прак­тика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия созда­ется комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных спе­циалистов.

Если предприятие имеет небольшой штат, то вопрос о коммерческой тайне решает сам руководитель или приглашает эксперта. В деловой информации коммерческую тайну могут иметь:

·                     сведения о заключенных или планируемых контрактах,

·                     данные о поставщиках и клиентах,

·                     обзоры рынка, маркетинговые исследования,

·                     информация о конфиденциальных переговорах,

·                     планы развития предприятия и его инвестиций,

·                     калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли.

    Следует отметить, что в отличие от крупных фирм, малый бизнес не располага­ет достаточными финансовыми и организационными возможностями, чтобы самостоятельно оградить свое дело от внутренних и особенно внешних дестабилизирующих факторов, обеспечить полную защиту своей коммерческой информации от недобросовестных сотрудников, хакеров, нечестных конкурентов и неправомерных действий пред­ставителей органов исполнительной власти. Следует отметить, что эти проблемы, по мнению предпринимателей, слабо решаются.

При определении ценности предпринимательской информации, по мнению теоретиков и самих бизнесменов, необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевремен­ность, достоверность и полнота поступивших сведений. Эти критерии, как правило, должны учитываться при ее сохранности и степени защи­ты.

Рассмотрим эти критерии более подробно. Полезность информации состоит в том, что она создает выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного резуль­тата. Следует отметить, что полезность информации зависит от сво­евременного ее доведения до предпринимателя. Например, если из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию све­дений упускается возможность заключить выгодную сделку, тогда информация теряет свою полезность.

С критерием полезности тесно связаны критерии своевременно­сти и достоверности оцениваемой информации. Недостоверные све­дения сводят к нулевому эффекту своевременность и предполагае­мую их полезность для бизнеса. При этом сам факт (например, желание предпринимателя заключить договор поставки) может существовать реально, но сведения о нем содержат искаженное представление. Как прави­ло, причин возникновения недостоверных сведений может быть много: от неправильного восприятия источников факта до умыш­ленного искажения реальных сведений. Сведения, которые представ­ляют реальный интерес для предпринимателя, должны проверяться надежными людьми.

Определение стоимости тех или иных сведений требует диффе­ренцированного подхода:

  • в одних случаях, дешевле обойдутся собственные ошибки как накопление опыта выживания в мире бизнеса;
  • в других - целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок;
  • в третьих - необходим анализ, как сохранить ценную инфор­мацию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость и ожидаемую от нее прибыль.

Необходимо подчеркнуть, что факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценности для владельца.

Существует и такой критерий, как полнота информации. Но опре­делить, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, для предпринимателя малого бизнеса до­вольно затруднительно и малоэффективно. Это требует достаточно больших финансовых затрат, которые влечет за собой «технический шпионаж». Поэтому в предпринимательской деятельности  малого бизнеса этот кри­терий особо не учитывается.

Для решения проблемы защиты своей коммерческой информации необходимо привлекать, в первую очередь, свой персонал. Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для раз­работки «Перечня коммерческой информации» приказом руководите­ля предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов:

·         специалист, владеющий финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями фирм-конкурентов (финансист);

·         специалист, полностью представляющий систему организации работы предприятия, ее особенности (системщик);

·         специалист по связям с общественностью, другими предприяти­ями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров (специа­лист паблик рилейшнз);

·         специалист, обладающий всеми сведениями о выпускаемой про­дукции (технолог, маркетолог).                      

Такая комиссия решает несколько задач, а именно:

·                     выделяет все виды деятельности предприятия, приносящие при­быль на данный момент; 

·                     оценивает уровень прибыли для данного вида деятельности и аналогичные показатели у фирм-конкурентов, исходя из имеющихся данных о рынке сбыта;

·                     планирует ожидаемую рентабельность этой деятельности; выделяет все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент.

 Результатом работы комиссии должен стать перечень сведений, которые могут

составлять коммерческую тайну для конкретной фирмы. Он может пересматриваться, из­меняться и дополняться. В Перечне рекомендуется указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне. Перечень доводится до администрации, структурных подразделений и исполнителей.  Целесообразно применять гриф "Коммерческая тайна" для таких документов. Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.            Если предприятие маленькое или только начинает функционировать, то составить «Перечень» способен один руководитель или с приглашенным независимым экспертом.

     В производственной компании коммерческую тайну для информации технологического характера могут составлять:

·         конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;

·         описания и анализ технологических испытаний производимой продукции;

·         «ноу-хау», авторские права и патенты;

·         точные данные конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов;

  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные дета­ли, условиях и результатах экспериментов и апробирования оборудо­вания, на котором они проводились и  т. д.;

·         применяемые на предприятии отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Данная информация реально должна быть защищена специальны­ми мерами. Специальные меры, которыми осуществляется защита информации, можно подразделить на внешние и внутренние. Внешние - это изучение и сбор инфор­мации о надежности, платежеспособности партнеров, клиентов, поставщиков, с которыми прихо­дится вести хозяйственную, коммерческую деятельность. Вы­ясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, необходимо установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация.

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспече­нию безопасности решается, прежде всего, вопрос об оптималь­ном подборе кадров. Практика показывает, что претенденты на ва­кантную должность должны обязательно пройти определенную проверку. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, поло­жительные и отрицательные стороны кандидата на вакантную долж­ность, межличностные отношения, находился ли в конфликте с за­коном. В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. После этого делается вывод о при­годности кандидата к работе в данной фирме. Необходимо отме­тить, что этот анализ с применением различных методов психологической и профессиональной диагностики могут проводить как специалисты кадровых агентств, так и специалист по кадрам конкретной фирмы. По их рекомендациям предпри­ниматель принимает решение об оптимальном использовании конкретного претендента. Такие рекомендации также помогают ответить на вопросы: «На что способен данный специалист? Что от него можно потребо­вать? Что от него можно ожидать?»

Как показывает и зарубежная, и отечественная практика работы предпринимателей, утечка информации зачастую происходит по инициативе своих же сотрудников. Поэтому предпринимателю необходимо четко разграничить доступ к информации различных сотрудников и не допускать необоснованного права ее использова­ния. При увольнении сотрудника предприниматель должен прове­рить сохранность базы данных и сменить пароли, к которым он имел доступ согласно своим функциональным обязанностям [4].

В мотивационной основе совершае­мых поступков лежит корысть или месть со стороны уволенного работника, имевшего доступ к коммерческой информации. В этой связи целесообразно обращать внимание на сотрудников, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к инфор­мационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. С такими сотрудниками предпочтительнее расстаться.

        На современном этапе в предпринимательстве конкурентная борьба не­возможна без получения информации о конкурентах. Без владения ин­формацией о действиях конкурента, предполагаемом спросе на про­дукцию трудно быть конкурентоспособным. Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства, когда предприниматель вынужден:

1.      выступать в качестве защитника своих секретов, ценной коммерческой информации;

2.      добывать, а иног­да, и воровать, покупать чужие защищаемые секреты.

Такая парадоксальная ситуация царит сегодня в малом бизнесе.

Таким образом, предпринимательство и конкуренция взаимосвязаны. Конкуренция может принимать самые различные формы, в том числе и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное название шпионаж (экономический, промышленный, коммерческий, технический, научно-технический). Как показывает анализ практики, бизнесменам необходимо знание основных проблем по охране информации, умение их предвидеть и решать на этапе возникновения, что поможет предпринимателям сохранить и развить свой бизнес. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Литература

1.                  Аппенянский, А. И.  Человек и бизнес. Путь к совершенству. Повышение психологической надежности [Текст] / А. И. Аппенянский. - М.: Барс,1995. -228 с.

2.                  Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1. действует с 1 января 1995 года [Текст]. - М.:ИНФРА-М, 1995.

3.                  Смольков, Г. В. Предпринимательство и риск: опыт и проблемы [Текст] / Г. В. Смольков,  М. И.Левитан. // Социально-политический журнал. -1993. - №7. – С. 101-108.

4.                  Федорова, Е. Продолжайте беспокоиться. Ваша внутренняя «спецслужба» полезна, но не давайте ей много власти [Текст] / Е. Федорова. //Компания. – 1998. -  № 9. – С. 57.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Фамилия Имя Отчество        Милевич Альберт Станиславович

Ученая степень, звание         Кандидат социологических наук

Место работы или учебы  Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт доцент кафедры экономическая теория и экономика предприятия;  Производственно-торговая компания ООО «Стальной канат» директор.

 Адрес электронной почты     rgppu@kuzbass.net

Хотите ли вы получать печатные экземпляры журнала? Какое количество?

  Пока не видел ни одного журнала, поэтому трудно определиться. Но журналы с моей публикацией хотел бы иметь до 3-х экземпляров.

Почтовый   адрес: 650070, Кемерово, пер.  Щегловский,  дом 4\1, кв. 14.

Контактный телефон (3842) 51-02-88, 51-52-90, 8-903-909-12-29

Факс                                (3842) 57-11-22

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): информация, коммерческая тайна, малый бизнес, СВЕДЕНИе, предприниматель, предпринимательская информация, коммерческая информация, защита, лицо, перечень сведений.


Похожие статьи

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую...

Информация, составляющая коммерческую тайнусведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

В деятельности организации важным элементов ее существования является информация. Как сказал Н. М. Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Понятие «коммерческая тайна» неразрывно связано с понятием «ноу-хау».

Субъекты информационного обеспечения в сфере...

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения), данные) независимо от формы их представления».

Информационное предпринимательства и его влияние на...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Именно это направление определяет сегодня положение любого государства, в том числе и России, в мировом сообществе, а малое предпринимательство в сфере производства информации, не требующие крупных...

Бизнес и Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Бизнес — это коммерческая деятельность

Туристский бизнес тесно связан с оперативной обработкой большого объема информации.

База данных (БД) — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-нибудь предметной области.

Малое предпринимательство: формирование статистической...

Малое предпринимательство или малый бизнес — это деятельность малых фирм предприятий.

№ 1 — лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями»; № 1 — ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров»

Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау | Статья в журнале...

На практике к информации, составляющей коммерческую тайну, а значит, и к ноу-хау, относят в том числе следующие сведения: ‒ сведения, раскрывающие стратегические и перспективные направления деятельности организации

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности...

Принятие Федеральных законов «О коммерческой тайне», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и четвертой части ГК РФ, а также внесение соответствующих изменений в его часть первую и иные нормативные акты привели к...

Похожие статьи

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую...

Информация, составляющая коммерческую тайнусведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере...

Режим коммерческой тайны в организации | Статья в журнале...

В деятельности организации важным элементов ее существования является информация. Как сказал Н. М. Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Понятие «коммерческая тайна» неразрывно связано с понятием «ноу-хау».

Субъекты информационного обеспечения в сфере...

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как «сведения (сообщения), данные) независимо от формы их представления».

Информационное предпринимательства и его влияние на...

Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

Именно это направление определяет сегодня положение любого государства, в том числе и России, в мировом сообществе, а малое предпринимательство в сфере производства информации, не требующие крупных...

Бизнес и Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Бизнес — это коммерческая деятельность

Туристский бизнес тесно связан с оперативной обработкой большого объема информации.

База данных (БД) — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-нибудь предметной области.

Малое предпринимательство: формирование статистической...

Малое предпринимательство или малый бизнес — это деятельность малых фирм предприятий.

№ 1 — лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями»; № 1 — ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров»

Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау | Статья в журнале...

На практике к информации, составляющей коммерческую тайну, а значит, и к ноу-хау, относят в том числе следующие сведения: ‒ сведения, раскрывающие стратегические и перспективные направления деятельности организации

Ноу-хау как предмет предпринимательской деятельности...

Принятие Федеральных законов «О коммерческой тайне», «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и четвертой части ГК РФ, а также внесение соответствующих изменений в его часть первую и иные нормативные акты привели к...

Задать вопрос