Библиографическое описание:

Шарлай Н. П. Роль попечительской Роль попечительской деятельности в истории развития пенитенциарной системы России в ХVII-ХIХ веках // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 223-225.

Начало тюремного попечительства связано с деятельностью Александра I. Уже через год после вступления им на престол, в 1802 году по его распоряжению было создано Министерство внутренних дел России. При этом вопросами исполнения наказаний ведало ведомство полиции.

Под попечительством понимается правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов недееспособных (полностью или частично) граждан. Особую актуальность попечительская деятельность приобретает в пенитенциарной сфере, поскольку способствует ограничению произвола над заключенными со стороны ряда уполномоченных лиц. Российская попечительская деятельность в пенитенциарной сфере имеет богатые исторические традиции. В 2007 году попечительству о тюрьмах исполнилось 188 лет[1].

1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы, так как в эти годы произошел заметный сдвиг в тюрем­ной политике руководящих правительственных кругов.

Еще в 1814 году Александр I очень милостиво принимал членов Британского библейского общества. Этот прием породил в членах общества надежду на расширение их деятельности также и в России.

В 1817 году член Лондонского тюремного благотворительного общества Вальтер Венинг, обладавший значительными средствами, приехал в Петербург в качестве пропагандиста идей библейского общества и связанного с ним Английского тюремного общества. В результате его доклада царю об осмотре мест заключения Петербурга и об учреждении и в России тюремного общества по образцу английского 19 июля 1819 г. последовало разрешение на откры­тие в Петербурге «Попечительного о тюрьмах общества».

Проект устава общества был трижды на рассмотрении у Александра, вносившего в этот проект свои исправления. Такая высочайшая цензура не предвещала для общества особого про­стора деятельности. Были приняты меры для того, чтобы самый состав Попечительного о тюрьмах общества представлял надеж­ные гарантии его деятельности. Царь брал общество под свое по­кровительство. Ему принадлежало право избрания и назначе­ния президента общества. Хотя общество и получало право выбора своих членов на должности 12 директоров комитета, но и сюда вмешивалась царская воля: общество избирало на каж­дую из этих 12 должностей по три кандидата, а царь делал соот­ветствующий  отбор  по своему усмотрению.

Первая статья устава общества определяла его задачу как нравственное исправление преступников и как «улучшение со­стояния заключенных за долги и по другим делам людей»[2].

Вторая статья устава перечисляла следующих пять средств исправления: 1) ближайший и постоянный надзор над заключен­ными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доб­рой нравственности, на оном основанной; 4) занятие их прилич­ными упражнениями и 5) заключение провинившихся или буйст­вующих из них в уединенное место[3].

Эта статья находилась в полном противоречии с установив­шейся тюремной практикой, которая совершенно не знала ни од­ного из первых четырех перечисленных средств, а вместо пятого широко пользовалась рогатками, колодками, кандалами и цепями всякого рода и веса. Но, перечисляя указанные пять средств водворения нового тюремного режима, высочайше утвержденный устав оставлял в полной неприкосновенности весь старый режим тюрьмы со всеми его атрибутами. Поэтому неудивительно, что создавалось совершенно нелепое положение: нравственное воз­действие должно было оказываться на людей, сидевших в тюрьме на шейных цепях, вделанных в тюремные стены, с кандалами, колодками   и   рогатками.

Наиболее важным в уставе было разрешение членам комитета общества посещать места заключения во всякое время. Это от­крывало возможность личного ознакомления членов комитета с состоянием тюрем, и они могли увидеть совершенно новые для них картины тюремного быта. Картины же тюремной жизни не могли   их  не   поразить.

В полном согласии с задачами библейского общества устав «Попечительного о тюрьмах общества» подробно останавливался на религиозном воздействии на заключенных. Предписывалось вводить церковные службы, проводить воскресные и празднич­ные дни «в благочестивых чтениях, беседах и молитве». Впервые правительство говорило о тюремных библиотеках в этих общих местах заключения, но ограничивало подбор книг лишь книгами священного  писания   и  духовного  содержания».

Был установлен специальный параграф о запрещении упо­требления в тюрьме спиртных напитков; рекомендовалось на видных местах прибивать в тюрьмах «печатные правила», вос­прещающие  употребление  таких  напитков.

Таков был в основных чертах устав о деятельности первого в России тюремного общества. Первыми членами общества были лица, лишь лично знакомые министру духовных дел князю Го­лицыну, в числе 30 человек. Общество начало свою деятельность 11   октября   1819  г.[4]

Первоначальный состав членов общества включал представи­телей родовой аристократии. Здесь было восемь человек титуло­ванных, но вместе с тем сюда же вошли также митрополит, архи­епископ и пастор. Среди членов общества оказались и оба брата Венинги. В дальнейшем число членов общества значительно уве­личилось, но, представители высшей аристократии по-прежнему занимали   в  нем  преобладающее  место.

Состав общества определял характер его деятельности. Преобладающее значение было отведено религиозной пропаганде, как это и было предусмотрено самим уставом общества. Эта чер­та в деятельности общества старательно подчеркивалась в еже­годных печатных отчетах, начиная с первого отчета за 1819 год.

«Попечительное о тюрьмах общество» делало первые шаги по введению всего того, что позднее дало содер­жание так называемой тюремной дисциплине. Устанавливались определенные дни и часы для посещения заключенных их род­ственниками, вводились часы занятия работой, часы отдыха и пр. Одним словом, закладывалось основание всему тому, чему было суждено развиться в регламентацию до мельчайших подробно­стей всего уклада арестантской жизни. Для введения разнообраз­нейших ограничений и прямых стеснений не требовалось особых материальных затрат, а потому развитие «тюремного режима» должно было пойти более быстрыми темпами, чем улучшение материальных условий существования арестантов царской тюрь­мы  XIX   века.

Департамент полиции исполнительной министерства внут­ренних дел не мог не признавать, что дело улучшения тюремных помещений двигается вперед очень медленно.

Таким образом, можно согласиться с А.В. Печниковым, который утверждал, что «Попечительное о тюрьмах общество» возникло из-за того, что отсутствовали стройная система законов и структура управления процессом исполнения наказаний»[5]. Примечательно то, что появление в качестве одной из цели наказания – нравственного исправления с обозначением средств его достижения, положило начало новой эпохе в деле организации исполнения уголовных наказаний, которая приведет впоследствии к созданию исправительно-трудового законодательства, использованию режима, труда, воспитательного воздействия как основных средств исправления осужденных.

Однако положения устава законодательной силы не имели, от реального состояния царских тюрем до реализации изложенных идей предстояло пройти длительный и нелегкий путь.

В «Истории царской тюрьмы М.Н. Гернета подчеркивалось, что «Александр I рассматривал Общество как исключительно филантропическую организацию, которая должна была способствовать государству в деле исправления преступников и существовать за счет добровольных пожертвований»[6]. Однако это не помешало императору передать Обществу функцию контроля за всей хозяйственной частью тюрьмы.

Таким образом, частное Общество получило возможность распоряжаться немалыми суммами казенных средств, а государство, в свою очередь, не имело в своем распоряжении отработанного механизма контроля за расходом отпускаемых средств, кроме отчетов, представляемых самими комитетами. Налицо была зависимость тюремных чинов – государственных служащих – от членов частного Общества. Ситуация усугублялась еще и тем, что отношения между ними не были четко урегулированы правом, что порождало двоевластие со всеми его вредными проявлениями.

Вышеизложенные обстоятельства побудили правительство осуществить реформирование Общества, результаты которого получили свое воплощение в новом Уставе 1851 года, подготовленным и изданным в период правления Николая I.

Согласно этому уставу Общество превратилось из частной организации в официальное бюрократическое учреждение, часть государственного аппарата. В соответствии с Уставом 1851 года, который действовал до 1917 года, Общество попечительное о тюрьмах состояло при Министерстве внутренних дел, а министр являлся его президентом.

С 1895 года, уже в период правления Александра III, Общество вместе с Главным тюремным управлением перешло под юрисдикцию Министерства юстиции, а его президентом стал соответствую­щий министр.

На основании ст. 67 Устава Общество осуществляло свою дея­тельность по следующим направлениям:

ü  внутреннее устройство мест заключения и размещение арестантов по полу, возрасту и роду преступлений;

ü  наблюдение за правильным размещением арестантов;

ü  обеспечение продовольствием;

ü  наблюдение за исправностью тюрем;

ü  тюремные больницы;

ü  вещевое довольствие арестантов;

ü  исправление их нравственности;

ü  строительство церквей в местах заключения;

ü  способствование скорейшему разрешению участи заключенных;

ü  попечение о пересыльных заключенных;

ü  выкуп лиц, отбывающих заключение за долги[7].

Местные учреждения Общества подразделялись на комитеты в губернских и портовых городах и на отделения – женские в губернских и мужские в уездных городах. Комитеты и отделения возглавлялись директорами, которые назначались императором по представлению президента Общества. Членами комитетов и отделении были представители Общества обоего пола, благородного, духовного и купеческого звания.

Несмотря на различные точки зрения ученых и практиков на сущность, предназначение и место благотворительных комитетов, следует констатировать несомненный факт их положительного влияния на становление цивилизованной уголовно-исполнительной системы в России.

Общество попечительное о тюрьмах занимает весьма заметное место в истории развития тюремного дела в России. Оно явилось, по сути, первым учреждением в России, которое стало обобщать пенитенциарный опыт, явившийся впоследствии той научно-практической базой, на основе которой в дальнейшем осуществлялась реформаторская деятельность в тюремной области.

Зародившись при императоре Александре I как частная благотворительная организация, к концу правления императора Александра III попечительство представляло собой уже четкую структуру, способствующую гуманизации отношений в тюремной сфере.



[1] Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (официальный сайт) // http://www.fsin.su/

[2] Фумм А. Попечительство о тюрьмах // Преступление и наказание. – 2003. – № 8. – С. 36.

[3] Там же. С. 37.

[4] Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 т. – М.: Госюриздат, 1960. Т. 1 – С. 142.

[5] Печников А.П. Тюремные учреждения российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.): Историческая хроника. – М.: Щит-М, 2004. – С. 187.

[6] Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 т. – М.: Госюриздат, 1960. Т. 1 – С. 144.

[7] Кранский Д. В. Материалы к истории русских тюрем в связи с историей учреждения Общества попечительного о тюрьмах. Чер­нигов, 1912. С. 55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle