Библиографическое описание:

Хмеленко Э. В. Украинская медиакритика: демократический потенциал и информационно-политический ресурс // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 197-199.

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды

 Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ, –  представляет собой системный феномен, комплексно изучающий и оценивающий не только содержание продукта средств массовой информации, но в целом социальное функционирование СМИ, а также реакции общества на массмедиа.

 В классификации А.П. Короченского предлагается деление критики СМИ на следующие виды: научно-экспертная, она же академическая (которая познаёт и оценивает наиболее сложные и масштабные явления и процессы в сфере массовых коммуникаций, требующие теоретического подхода, по­вышенного уровня компетентности); профессиональная, или «внутрицеховая» (способствует саморефлексии медиасообществ и внутрикорпоративной самокритике, совершенствова­нию мастерства творческих работников СМИ и постоянному пересмотру и развитию критериев и норм их профессионализма в соответствии с общественными потребностями); массовая (она же популярная) выступает в качестве средства обрат­ной связи между аудиторией и СМИ, информирования и просвещения потребителей медийной информации в вопросах деятельности печатной и электронной прессы, обеспечивает возможность диалога между аудиторией и средствами массовой информации. В стадии формирования сегодня находится четвертый вид медиакритики, осуществляемой гражданскими медиаактивистами – членами общественных организаций и групп, представляющих гражданское общество (гражданская медиакритика).

Состояние медиакритики напрямую зависит от политических, экономических, социальных, культурных особенностей государства.  Так,  в некоторых странах Европы (Германии, Финляндии и др.) медиакритика как явление современной журналистики развивается с 70-х гг. ХХ века. В  странах – республиках бывшего СССР, где массмедиа были жестко подчинены и подотчетны правящей партии и государству, но не обществу, возможность активно развивать журналистскую критику СМИ представилась только в 1990-х гг.  Ввиду того, что медиакритика в постсоветских республиках вступила в фазу активного развития только после распада Советского Союза, проявилось её относительное отставание  по сравнению с государствами, где она возникла в более ранние сроки. Этот факт, а также потребность в сравнительном изучении процессов развития украинской медиакритики  на фоне аналогичных процессов за рубежом, объясняют необходимость изучения зарубежного опыта медиакритической деятельности.

Особого внимания заслуживает ситуация, сложившаяся на Украине. Здесь в последние годы наблюдалось активное развитие медиакритики, проявившееся в довольно широком организационном и содержательном спектре. Катализатором этого процесса стала политическая борьба в стране, сопровождавшаяся острой конкуренцией на медийном поле и выходом в свет огромного количества критико-журналистских работ. Вполне закономерно,  что для массы информации, опрокинутой на гражданское сознание национальными СМИ, потребовались пристальный критический взгляд и экспертная оценка со стороны журналистов – обозревателей и критиков  массмедиа. Во многих случаях медиакритическая деятельность развивалась под эгидой различных научных и общественных организаций.

В их числе – Институт экологии  массовой информации www.mediakrytyka.franko.lviv.ua, основанный в июне 1999 г. на базе Львовского государственного университета им. И. Франко. Эта организация  во главе с его директором проф. Б. Потятиником работает в трёх направлениях (медиафилософском, медиаобразовательном, медиакритическом) и занимается в основном академической медиакритикой. Работы ученых и экспертов с критическими разборами различных аспектов деятельности украинских СМИ представлены на страницах издаваемого институтом журнала «Медиакритика» и его электронной версии в Интернете.

В области профессиональной и массовой телекритики наибольшую активность проявил некоммерческий  проект «Телекритика», созданный благодаря целевому гранту, предоставленному  в августе  2001 г. Федеральным правительством США гражданской организации «Інтерньюз-Україна» («Интерньюс-Украина). В рамках проекта был создан сайт www.telekritika.kiev.ua, а затем и www.telekritika.ua (его же новая версия), был учреждён журнал «ТелеКритика».  Проект ставит перед собой цель анализировать и оценивать процессы, происходящие в украинских СМИ, в первую очередь на ТВ, а также добиваться непредвзятой, точной, взвешенной и  сбалансированной телекритики, которая  не создаст поводов для обид, а только – для дискуссий. Здесь затрагиваются вопросы журналистской этики, независимости массмедиа, рейтинга телеканалов, общественного влияния СМИ в целом.

Ярким примером работы преимущественно в этих же направлениях является деятельность Центра медиареформ (ЦМР), организованного в июне  2002 г. на базе Могилянской школы журналистики в НаУКМА – http://mediareform.com.ua/. ЦМР обсуждает новые стандарты в сфере массмедиа и  видит своей задачей объединить с целью создания наиболее благоприятного  климата для развития независимых СМИ в Украине усилия не только журналистов, но и политиков,  госслужащих, юристов, бизнесменов, аналитиков – всех, кто формирует украинское информационное пространство.

На гражданской медиакритике специализируется некоммерческая Всеукраинская организация «Телезрителькая ассоциация родителей Украины». Она была создана в марте 2004 г. и представляет собой общественную инициативу, которая объединяет граждан Украины (независимо от их политических взглядов и убеждений), требующих эффективной защиты психического здоровья детей от негативных влияний телевидения, призывающих к адекватному использованию массмедиа в воспитании и просвещении детей, в укреплении семейных ценностей, для воцарения в обществе законности, высокой морали и достижений мировой демократии.

На сайте Ассоциации www.tabu.org.ua производится регулярный мониторинг и критика телевизионной, видео-, аудио- и печатной продукции на предмет наличия в ней информации, способной оказать негативное влияние на сознание граждан, в особенности детской аудитории. Свою колонку на сайте ведёт медиаэксперт М. Ростоцкий, в работах которого прослеживается явное тяготение к телекритике и критике рекламной деятельности в СМИ.

Что касается информационной среды функционирования медиакритики, то  наиболее благоприятные условия для украинской (и не только) медиакритической деятельности сложились в глобальной сети Интернет, предоставляющей обширное пространство для выражения мнения.

 

Украинская критика СМИ в роли информационно-политического ресурса

В силу своей специфики медиакритика не ограничивается лишь анализом деятельности СМИ и разбором содержания продукции, ими производимой. Она вторгается в широкий круг общественных проблем, и, как следствие, не может остаться вне политики. Поэтому в кризисный период на Украине (начавшийся в 2004 г. и продолжающийся до сих пор), осуществляя мониторинг и разборы функционирования СМИ, медиакритика оказалась в эпицентре политической борьбы.

Осенью 2004 г. началась открытая информационная война журналистского сообщества с цензурой действовавшего тогда правительства Украины. В этой войне «Телекритика» оказала информационную поддержку Киевскому независимому медиапрофсоюзу, Национальному союзу журналистов Украины, стала соорганизатором и одним из главных участников  так называемой «журналистской революции», начавшейся 28 октября 2004 г. В тот день журналисты пяти центральных телеканалов – ICTV, «Интер», Новый канал, «Тонис» и НТН – выразили протест против ситуации, сложившейся вокруг освещения предвыборной гонки на ведущих каналах Украины, а «Телекритика» на своём сайте сразу же стала собирать подписи под «Заявлением против цензуры». За несколько дней «Заявление» подписали 346 тележурналистов [2; с. 17].

Освещалось, подвергалось анализу и оценивалось всё, что касалось изменений в украинской медиасреде – начиная с забастовок на телеканалах и заканчивая впечатлениями отдельных журналистов от участия в акции на «майдане». Так, были опубликованы комментарии в связи с увольнением 28 октября 2004 г. восьми сотрудников «1+1», несогласных с политикой канала. Без внимания не остался и беспрецедентный поступок сурдопереводчицы «УТ-1» Н. Дмитрук, которая 24 ноября 2004 г. сообщила глухим телезрителям о фальсификации результатов только что прошедших президентских выборов. По итогам этой деятельности «Телекритикой» впоследствии был издан сборник статей и интервью «Журналистская революция 2004. События. Люди. Дискуссии». Необходимо отметить, что объективно основной массив тогдашних медиакритических публикаций совпадал с требованиями «оранжевой» коалиции в отношении украинских СМИ.

Львовская группа медиакритиков также находилась на стороне партии «Наша Украина». В статье «Восстание закончилось – началась революция» Б. Потятиник, явно симпатизируя «оранжевым», не отрицал, что во время событий 2004 г. многие украинские СМИ перешли на их сторону, и дал оригинальное объяснение такой переориентации. Первоочередной причиной произошедшего медиаэксперт считает «внутренние убеждения и политические симпатии журналистов, которые под внешним давлением раньше были вынуждены идти на компромисс с собственной совестью» [3]. К 2006 г. общими усилиями журналистов и медиакритиков была подготовлена вполне устойчивая база для реализации украинскими СМИ их основной функции – информировать объективно. В это же время пришло осознание всего сделанного и достигнутого. И хотя говорить о том, что цензура полностью отступила, было рано, о прежнем мощном давлении со стороны властей речь всё-таки уже не шла. Так, существенным достижением стала отмена системы «темников» – направляемых в редакции «сверху» предписаний относительно освещения ключевых тем в СМИ.

Результаты очередного мониторинга и анализа украинских информационных и итоговых телепрограмм, проведённого с 6 по 12 марта 2006 г. ассоциацией «Спільний простір» («Совместное пространство») и комитетом «Рівність можливостей» («Равенство возможностей»), показали, что украинские телеканалы стали реже обращаться к манипулятивным технологиям, хотя и остаются разделёнными по своим политическим симпатиям [4]. 

Медиакритики много сделали для того, чтобы открыть глаза общественности на дезинформационную политику прежнего правительства, тем самым фактически выступая на стороне оппозиции, в поддержку прооранжевых журналистов. Таким образом, украинская критика СМИ на данном этапе проявила себя в качестве информационно-политического ресурса, продемонстрировав свою способность при определённых обстоятельствах трансформироваться в инструмент поддержки той или  иной политической силы при условии наличия общих с ней интересов.

Но это не означает, что медиакритики напрямую работали на борющегося за президентское кресло В. Ющенко. Здесь следует говорить о косвенном, непостоянном содействии, потому что после прихода «Нашей Украины» к власти пути медиакритики и «оранжевых» решительно разошлись. Первые продолжили свою работу в прежнем направлении под лозунгами свободы прессы, другие же изменили приоритеты: демократические идеалы для новой политической верхушки остались лишь красивой рекламной вывеской, а на первый план вышли личные интересы партийных лидеров.

«Выяснилось, что у «оранжевых» плана, что делать дальше со страной после прихода к власти – не было. Колоссальные возможности, дарованные им огромным народным доверием, в результате  были просто бездарно профуканы.  Начавшийся в стране период безвластия (раздираемые внутренними противоречиями  «оранжевые»  окончательно  потеряли способность к созданию эффективной системы  управления страной, а «бело-голубые»  пока еще были деморализованы поражением в 2004 году и ожидаемыми репрессиями) стал стартовой площадкой для базарных  торгов теперь уже в «постмайданной» Украине», – пишет в своей статье «Продано!» медиакритик Н. Лигачёва от 29.12.2006 г.

 

Демократический потенциал украинской медиакритики

Проявив свою функцию информационно-политического ресурса, медиакритика в то же время сохранила действительно глубокий демократический потенциал. Это проявилось и в борьбе против цензуры, и в поддержке учреждения института общественного телерадиовещания, и в кампании против продажности работников прессы, и в развитии гражданской медиакритики, которая является залогом утверждения свободы слова, развития демократических начал во взаимодействии СМИ и общества.

 Медиакритика выступает на Украине своеобразным посредником в сложном полилоге между СМИ, общественностью и властью. Прогрессу этого полилога способствуют повышение уровня интерактивности медиакритических сайтов, проведение разнообразных общественных акций и инициатив, сотрудничество медиакритиков с общественными организациями.

В последнее время «Телекритика» существенно расширила спектр своей деятельности в целях стимулирования активности аудитории в отношениях со СМИ. В декабре 2007 г. на сайте проекта в рубрике «Критика» была создана подрубрика «Глазами зрителя» («Очима глядача»). Здесь появляются публикации, подготовленные телезрителями, в которых анализу, интерпретации и оценке подвергаются не только сами медиапродукты, но и деятельность журналистов. Но позиции авторов прослеживаются чётко, и содержание большинства их публикаций вполне соответствует задаче медиакритики «определять степень социального реализма средств массовой инфор­мации, понимаемую как степень соответствия отображаемых ими явлений и процессов жизни общества реальным общественным феноменам, отра­жённым в содержании СМИ» [2;25].

С открытием сопутствующего сайта «Дуся» «Телекритика» стала развивать блоггерское направление, которое создаёт предпосылки для скорейшего становления гражданской медиакритики в Интернете. Пока наполнение блогов «Дуси» в основной своей массе формируется произведениями журналистов-профессионалов для узкого элитарного круга, поэтому назвать их гражданской медиакритикой нельзя (по стилю, жанру и тематике исключение представляют только работы И. Ливенштейна, опубликованные на его собственном блоге, но и их можно отнести только к внутрикорпоративной медиакритике в силу принадлежности блоггера к журналистскому сообществу). Тем не менее, само функционирование блогов как Интернет-ресуров, который предоставляет каждому возможность высказывать своё мнение с ориентацией на заинтересованную аудиторию, раскрывает широкие перспективы для развития гражданской журналистики. Тем более, что «Телекритика» предлагает настоящее руководство в медиаобразовательном формате по созданию и использованию блога в качестве реального информационного ресурса [1].

Предпосылки развития гражданской медиакритики в Укрнете формирует деятельность Центра медиареформ. Но большинство материалов, представленные на сайте Центра, нельзя назвать критическими: это хорошие образцы безоценочной аналитической журналистики на медийные темы.

Упомянутые проекты способствуют вовлечению в деятельность массмедиа рядовых граждан, привлечению внимания общественности к социальным и политическим проблемам, связанным с социальным функционированием СМИ. Это и создаёт условия для демократизирующего влияния медиакритики на средства массовой информации.

 

Комплексно оценивая украинскую медиакритику как явление, следует отметить, что это, безусловно, динамично развивающаяся область журналистики, активно проявляющая признаки ориентира в запутанной и противоречивой национальной медиасреде, но при определённых обстоятельствах способная функционировать в качестве информационного ресурса на стороне какой-либо политической силы. Каким будет дальнейшее развитие этого института на Украине, предположить сложно. Однако украинскую медиакритику нельзя оставлять без внимания, учитывая то, с какой скоростью она расширяет поле своей деятельности.

 

Библиография:

1.      Блог на благо. // Телекритика. №3 (49), март 2008

2.      Журналистская революция – 2004. События, люди, дискуссии//Ред. Н. Лигачёва, Л. Ганжа. – К., 2005. – С.17.

3.      Потятиник Б. Восстание закончилось – началась революция. – Медиакритика. –  http://www.mediakrytyka.info/?view=84

4.      Трымбач С. Взгляд инопланетян / Телекритика, 06.06.2007. – www.telekritika.kiev.ua/articles/193/0/9311/trymbach_aliens/

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): массовой информации, массовой информации, украинских СМИ, украинских СМИ, гражданской медиакритики, гражданской медиакритики, деятельности украинских СМИ, деятельности украинских СМИ, социальное функционирование СМИ, социальное функционирование СМИ, деление критики СМИ, журналистскую критику СМИ, творческих работников СМИ, журналистскую критику СМИ, деление критики СМИ, деятельность Центра медиареформ, деятельность Центра медиареформ, творческих работников СМИ, анализом деятельности СМИ, сознание национальными СМИ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle