Библиографическое описание:

Яшалова Н. Н. Экологическое страхование как механизм привлечения инвестиционных ресурсов для реализации природоохранных мероприятий // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 87-89.

В зарубежных странах экологическое страхование является важнейшим  механизмом привлечения инвестиций для реализации мероприятий по охране окружающей среды. В настоящее время благодаря позитивному отношению Правительства РФ к использованию экономических механизмов в обеспечении экологической безопасности появились реальные возможности расширения рынка экологического страхования и  создания целостной системы экологического страхования на территории Российской Федерации [8].

Страхование экологических рисков и предоставление финансовых гарантий на случай нанесения вреда окружающей природной среде приобретают огромное значение в связи  с необходимостью обеспечения экологической  безопасности, предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на среду обитания и привлечения негосударственных ресурсов в  сферу природопользования и охраны природы [9].

Экологическое страхование - это страхование ответ­ственности и имущественных интересов предприятий - ис­точников повышенной экологической опасности в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, кото­рое обеспечивает возможность компенсации причиняемых при этом убытков и создает дополнительные источники финанси­рования природоохранных мероприятий. Экологическое страхование выполняет следующие функции: превентивную, компенсационную, контрольную, инвестиционную, социальную, информационную [1,5,6].

В ст. 18 "Экологическое страхование" ФЗ "Об охране ок­ружающей среды" говорится, что экологическое страхова­ние осуществляется в целях защиты имущественных инте­ресов юридических и физических лиц на случай экологи­ческих рисков.  Закон допускает обе формы страховых отношений — обязательную и добровольную. Однако в настоящее время отсутствует механизм проведения обязательного государственного страхования. При добровольном экологическом страховании страхователи заключают договор с государственной страховой компанией, где предусматривается страховая оценка договора, страховые платежи, порядок и условия их выплаты [2,3,7].

Таким образом, до настоящего времени не удалось сформировать систему экологического страхования и его нормативно-правовое обеспечение.  Основные проблемы в правовом регулировании экологического страхования следующие [8]:

- нормативно-правовые акты, регулирующие  деятельность большинства хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, не предусматривают предоставления гарантий на случай нанесения вреда природной среде;

- отдельные нормативно-правовые акты содержат положения об использовании страхования для возмещения вреда окружающей природной среде, но в этих документах отсутствуют механизмы реализации;

- ни один из действующих нормативно-правовых актов не осуществляет правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения  экологического страхования.

Ряд законодательных актов федерального уровня предусматривает страхование ответственности на случай нанесения ущерба природной среде  при осуществлении определенных видов хозяйственной деятельности. Однако в них лишь декларируется обязательность страховой защиты. Поэтому для повышения ответственности хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности и формирования единых подходов к возмещению вреда, причиненного окружающей среде, необходимо принятие федерального закона об  обязательном экологическом страховании, который станет основой единой системы предупреждения, ликвидации вреда и восстановления природной среды.

Резерв предупредительных мероприятий в перспективе может стать значимым источником финансирования для осуществления мероприятий природоохранного назначения.

Анализ отечественного рынка экологического страхования выявил  следующие основные проблемы, которые в настоящее время препятствуют его развитию [4,8,9]:

1. Неразвитость законодательной базы. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует закон об обязательном экологическом страховании. Разработкой данного законопроекта занимается рабочая группа при Совете Федерации РФ. Однако перспективы принятия данного закона Государственной думой трудно определимы по причине несовершенства многих ключевых положений законопроекта.

2. Отсутствие методического обеспечения экологического страхования. Эффективное развитие страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды возможно лишь на современной методической базе. Такие методические документы должны включать:

·                    методики по оценке ущерба, нанесенного  природной среде, применяемые в целях экологического страхования;

·                    перечень видов деятельности, представляющих  опасность для природной среды, при осуществлении которых ответственность за нанесение ущерба окружающей природной среде должна быть застрахована;

·                    правила  страхования;

·                    порядок образования и использования резервов предупредительных мероприятий страховых компаний на природоохранные цели; 

·                    договор о плане предупредительных природоохранных мероприятий страховщика и страхователя  и договор об использовании резерва предупредительных мероприятий страховщика на природоохранные цели.

Одним из важнейших нерешенных вопросов является вопрос нормативно-методического обеспечения оценки вреда окружающей природе.  Действующие нормативно-методические документы по расчету ущерба от загрязнения водных объектов, атмосферного воздуха, уничтожения водных биоресурсов устарели и не отвечают современным требованиям. Методические документы по оценке ущерба, нанесенного природной среде и ее компонентам, должны иметь соответствующий правовой статус, чтобы обеспечивать в ходе судебных разбирательств доказательность полученных данных. Они  должны гарантировать прозрачность процедур оценки для всех заинтересованных сторон, исключая влияние субъективного фактора на ее результаты.  В методике обязательно должна учитываться стоимость  восстановительных работ, основанная на рыночных подходах к оценке стоимости ликвидационных и восстановительных мероприятий.

Разработка системы страховых тарифов при экологическом страховании может стать стимулирующим фактором для внедрения на предприятиях лучших технологий и проведения предупредительных природоохранных  мероприятий. Использование повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от уровня опасности предприятия, уровня его готовности к предупреждению случаев причинения вреда окружающей природной  среде, локализации нанесенного ущерба,  отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования, также может стимулировать развитие страхования в сфере природопользования. Целесообразно закрепить дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя, из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая. Причем здесь необходимо учитывать  не только специфику и объем производства, но и самое важное с экономической точки зрения - деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба природе. В противном случае страхователю, который осуществляет природоохранные мероприятия, внедряет ресурсосберегающие технологии, безотходное производство, устанавливает современные очистные сооружения, будет невыгодно страховать свое предприятие от экологических рисков. Это связано с тем, что его издержки по снижению экологического риска будут  выше, чем у предприятия,  сходного по объему и характеру деятельности,    но не претворяющего на практике мероприятия    по снижению экологического риска.

Значительную трудность в определении механизма экологического страхования, его нормативно-методического обеспечения представляет отсутствие необходимой статистики, что не позволяет с достаточной достоверностью оценить вероятность наступления страхового случая и определить величину страхового тарифа. Статистическая база, наработанная страховщиками, на сегодняшний день относительно невелика, так как спрос на добровольное экологическое страхование пока не высок.

3. Недостаточная развитость рынка экологического страхования. В настоящее время рынок экологического страхования находится в стадии зарождения. Добровольное экологическое страхование практически не востребовано. На данный момент объем предложений со стороны страховщиков стабилен, поскольку основными клиентами являются предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, что обусловлено требованиями законодательства и надзорных органов.

4. Незначительный спрос на экологическое страхование. Спрос на экологическое страхование со стороны предприятий, деятельность которых потенциально опасна для окружающей среды, пока незначителен. Общее количество заключенных договоров экологического страхования в России измеряется десятками. Это обусловлено отсутствием практики должного обеспечения и выполнения требований возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и контроля восстановления природной среды со стороны государственных органов. В такой ситуации предприятия ощущают безнаказанность своих действий по отношению к окружающей среде. Одним из сдерживающих факторов развития рассматриваемого вида страхования является то, что расходы по страхованию идут из прибыли предприятий.

Таким образом, для эффективного функционирования в России системы экологического страхования необходимо создать следующие условия:

- разработать и совершенствовать законодательную базу экологического страхования;

- разработать методическое обеспечение экологического страхования (методики по уценке ущербов, правила страхования, порядок образования и использования страхового фонда):

- развивать рынок экологического страхования;

- стимулировать спрос на экологическое страхование со стороны промышленных предприятий.

При внедрении механизма экологического страхования в Российской Федерации открывается возможность не только компенсировать нанесенный ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды, но и получить дополнительное финансирование на модернизацию основных фондов, реконструкцию очистных сооружений и осуществление иных природоохранных мероприятий. Экологическое страхование позволит существенно снизить экологические риски, а также уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности.

Литература

1.                   Агатьев В.В. Менеджмент в природопользовании: Монография/ В.В. Агатьев, В. Г. Лабейш, В.П. Белоусова. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 320 с.

2.                   Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник / Рук. авт. колл. Э. А. Арустамов. – 5-изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 320 с.

3.                   Батадеев, В.А. Экологическое страхование – необходимый инструмент защиты окружающей среды / В.А. Батадеев // Финансы. 2007. - № 11. – С. 42-45

4.                  Сухов С.М. Экономические интересы субъектов экологического страхования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва, 2003.

5.                   Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.

6.                   Хаустов А.П., Редина М.М. Экономика природопользования: диагностика и отчетность предприятий: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН.,2002. – 216 с.

7.                   Экономические основы экологии. 3-е изд./ В.В. Глухов, Т.П. Некрасова. –СПб.: Питер, 2003. – 384 с.

8.                   http://www.aecos.ru.

9.                   http://ecoreal.ru

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle