Библиографическое описание:

Терентьева Ю. В. Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 248-251.

Коммуникация – это явление, которое как сеть опутывает все общество. Каждый человек, рождаясь, тут же вступает в коммуникативные взаимодействия. Коммуникация – это и способ, и средство существования человека.

Объектом данной статьи является система социальной коммуникации, а предметом – представления о мире, создаваемые средствами массовой коммуникации. Целью данного исследования является определение возможности средств массовой коммуникации конструировать прошлое, настоящее и будущее общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи: определить коммуникацию как самостоятельную развивающуюся систему, выделить символическую составляющую системы коммуникации, разобрать основные средства и способы описания окружающего мира на разных этапах развития человечества. Для решения поставленных задач в работе используются сравнительный метод, феноменологический подход.

Во многих словарях упоминается, что термин «коммуникация» происходит от латинского сommunicatio, communicare – делать общим, связывать, общаться. Значение термина «коммуникация» на всех языках означает общность, связь, информационный обмен между участниками взаимодействия. Коммуникация – это такое явление, которое выступает базовой, связующей системой, она закрепляет и институционализирует общественные связи. В социальных науках термин «коммуникация» имеет несколько основных значений: средство связи любых объектов материального у духовного мира; общение, передача информации от человека к человеку; общение и обмен информацией в обществе. В последней трети XX века популярным становится концепт массовой коммуникации. Отличительные свойства массовой коммуникации: взаимодействие масс, присутствие отправителя сообщений и получателя (чаще всего – большая аудитория людей, географически отдаленных друг от друга), средства передачи сообщений – СМК (средства массовой коммуникации), а также возможность манипуляции и навязывания определенных установок со стороны отправителя сообщений. Важный элемент массовой коммуникации – символическое взаимодействие.

Если подходить к коммуникации на макроуровне, то коммуникация – это глобальная система воспроизводства, передачи, обработки, получения информации, в рамках которой существует человек. Можно расчленять ее на мелкие элементы, выделять отправителя, получателя сообщений, канал коммуникации, способ передачи данных сообщений и так далее. Но глобально система коммуникации – это символическая система.

Система коммуникаций в обществе отвечает за связь прошлого, настоящего и будущего, обеспечивает существование человека и его жизнедеятельность, воспроизводит и конструирует мир вокруг индивида и человечества в целом. Каждый индивид включается в систему коммуникации через кодовые системы. Важно найти правильный код приема информации и коммуникация приоткроет свой вековой пласт, мы сможем увидеть и понять то, что происходило сотни, тысячи лет назад. Кодами, осуществляющими доступ к вечности коммуникации, являются знаки и символы.

Одна из интерпретаций: «знак – это некий предмет (явление, событие), который выступает в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки могут быть как языковыми, так и неязыковыми» [1. С. 87-88]. Содержание знака открывает перед нами определенный предмет, событие, явление. С помощью понимания, включение в свое сознание знаковых систем, мы сами включаемся в глобальную систему коммуникаций. Можем согласиться с Питером Бергером и Томасом Лукманом в том, что знак отличается от других объективаций своей явной интенцией быть показателем субъективных значений. Знаки группируются в системы, так что существуют системы жестовых знаков, стандартных телесных движений, различных систем материальных артефактов и так далее. Знаки и знаковые системы объективно доступны другим людям за пределами проявления субъективных интенций здесь и сейчас [2. С. 63]. Имея представление об интерпретации знаков, мы можем оперировать ими не только в настоящем, но и понимать, что происходило с человечеством столетия назад, передавать информацию будущим поколениям.

Для детального понимания содержания знака необходимо обратиться к семиотике (науке о знаках). В семиотике знак представляет собой треугольник. Вершины треугольника указывают на элементы структуры знака: форма – то, как преподносится знак (крик, слово и т.д.), значение – мыслительная сфера, и предмет физического мира – то, что обозначается. Знаки проявляются в результате взаимодействия индивида и физического мира. Знаки связывают материальные вещи с мыслительными процедурами. Они раскрывают характер восприятия человеком окружающего мира, одновременно с их помощью выстраивается и взаимоотношение индивидов между собой.

Раскрытие понятия символа тесно связано с понятием «знак». Символ может обладать всеми признаками знака, но у него более выражена социальная природа, связь человека и его способа интерпретации действительности. Если знаки могут разделяться всем обществом, относиться как к живой, так и к неживой природе, то символ всегда индивидуально прочувствован и имеет отношение, как к конкретному индивиду, так и к определенной социальной общности. Символ носит социальную окраску, относится к определенному времени, определенной эпохе. Наделение смыслом того или иного символа зависит как от человека, так и от места и времени в котором он живет. Символ может включать совокупность знаков, тогда он образует знаковую систему. Под символом также можно понимать предмет-обозначение, который соединяет различные сферы реальности [2. С. 70]. Знаки и символы образуют универсальные кодовые системы.

Кодовые системы коммуникации объединяются в символические системы, которые являются структурными элементами коммуникации: миф, религия, идеология, утопия, культура и другие. Через них происходит приобщение и включение человека в коммуникативную структуру. Эти символические системы коммуникации человек использует как для взаимодействия между себе подобными, так и обеспечения себе положение здесь и сейчас, связывая себя с предками и с глобальной системой существования человечества.

Можно согласиться с Никласом Луманом, что «посредником, обеспечивающим понимание коммуникаций на надындивидуальном уровне, является язык. Он использует символическую генерализацию для замены, представления и переработки восприятий и при этом решает проблему единого понимания. Иными словами, язык специализирован на то, чтобы обеспечивать единое понимание как основу дальнейших коммуникаций,— хотя это и весьма хрупкая основа. [3.]. Язык выступает базой коммуникативного взаимодействия. С его помощью формируются мифы, религии, идеологии, утопии и другие символические конструкции.

Миф, религия, идеология, искусство соединяют пространство и время и служат объяснению происходящим вокруг человека событиям. Для существования системы коммуникации необходимы средства ее воспроизведения.  Но средства, с помощью которых система коммуникации себя воспроизводит, отличались на разных этапах развития человечества. Можно согласиться с Маршаллом Маклюэном, что само развитие общества можно рассматривать через развитие средств коммуникации, которые  используют люди в процессе своей жизнедеятельности. Маклюэн предложил следующую периодизацию социально- исторического процесса: «устное», «рукописное», «книгопечатное» общество, «электронная эра». Каждый этап выделялся исходя из доминирующего канала коммуникации в обществе. [4.].

До изобретения письменности человека окружала только устная речь. Глобальная система коммуникации воспроизводила себя посредством языка, символов устной речи. Человек познавал мир лишь интуитивно, поэтому первую эпоху всемирной истории представлял человек слушающий. Система коммуникации и на этом первом этапе конструировала системы прошлого, настоящего и будущего человека. Прошлое было отражено в мифах и преданиях, содержание которых переносилось и на повседневную жизнь человека. У архаического человека смешивалось прошлое, настоящее и будущее, символы сливались воедино с предметами и событиями, которые они изображали, он не отличал сновидения и реальность, человека и его имя. Поэтому на данном этапе развития человечества система коммуникации посредством мифов конструировала для человека и прошлое и настоящее и будущее, но они были слиты для него воедино. Миф интерпретировал то, что происходило в прошлом, рассказывал о том, как зарождалась природа, как образовывались солнце, луна, звезда, как сотворилась вселенная, как появился человек и так далее. Но одновременно с этим миф объяснял и помогал жить человеку в настоящем, а также обрисовывал картины будущего.

Изобретение алфавита переключило центр восприятия со слуха на зрение - человечество вступило в механистическую эпоху, продолжающуюся по сей день. Таким образом, вторую эпоху создал человек смотрящий. Это эпоха типографского (печатный станок И. Гутенберга) или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуникации. У системы коммуникации появились новые возможности в конструировании и интерпретации прошлого, настоящего и будущего. Печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Кроме того, книга стала первым продуктом массового производства. В книгах были зафиксированы события, происходившие в прошлом, в них отображались целые эпохи, жизнь людей, с появлением книгопечатания эта информация стала доступна более широкой аудитории. На данном этапе развития человечества книги – это лишь еще одно средство создания, воспроизводства прошлого, настоящего и будущего. Коммуникация также осуществлялась и с помощью мифов, религии. Важно, что на этом этапе у человека появляется возможность познавать мир, его временные эпохи не только через непосредственное взаимодействие с другими людьми, но и через индивидуальные переживания образов, мифов, передаваемых в книгах.

В XX веке произошел новый переворот, связанный с электричеством. Человек слушающий и смотрящий представляет третью эпоху - эпоху информационного индивида. Коммуникация наделяла человека мощными возможностями присутствовать одновременно в нескольких местах, связывать, соединять события, происходящие в разных частях земли воедино.

На каждом этапе развития средств коммуникации для человека были доступны разные коммуникативные возможности. При устной коммуникации распространение сообщений и само взаимодействие возможно лишь в непосредственном контакте. Коммуникация происходила здесь и сейчас. При возникновении письменности стала возможной передача информации на расстояния. Книгопечатание позволило массово тиражировать мнения. Но все равно изначально эта была элитная коммуникация, к которой были подключены не все. Электронная эра втянула каждого человека в коммуникативные сети, позволив сделать любое событие, произошедшее в любой части мира широкой общественности. Движущими силами новой революции, таким образом, стали электронные СМК, прежде всего телевидение.

Возникает вопрос: влияет ли пространство и время на протекания коммуникации. Рассмотрим таблицу, где указаны отправитель и получатель сообщений и временное место нахождения. Отправитель сообщения  - верхняя часть таблицы, получатель сообщения – левая часть таблицы. На пересечении временных аспектов образуются варианты протекания коммуникации.

Временной аспект коммуникативного взаимодействия:

Получатель

 

Отправитель

Прошлое

Настоящее

Будущее

Прошлое

Исторический пласт

Архивы, исторические данные

Не доступна восприятию

Настоящее

Архивы, исторические данные

Повседневная жизнь

Сон, миф, религия, идеология, предсказания и др.

Будущее

Не доступна восприятию

Сон, миф, религия, идеология, предсказания и др.

Не доступна восприятию

Если отправитель и получатель сообщения находится в прошлом, то в данном случае мы можем говорить о коммуникации, которая происходила десятки, сотни лет назад. Данная коммуникация существовала сама по себе, в определенные периоды времени люди, общности взаимодействовали между собой, но если мы подключается к наблюдению данной коммуникации, то мы тоже становимся участниками коммуникативного взаимодействия. Мы переходим в другое временное взаимодействие: настоящее – прошлое. Данная коммуникация возможна путем изучения архивных документов, каких-то исторических фактов, книг и  других носителей информации. Коммуникация, при которой отправитель/получатель сообщения находится в будущем/прошлом не доступна нашему восприятию. Она ускользает от непосредственного здесь и сейчас наблюдения происходящих процессов. Мы не можем воспринимать коммуникацию, которая идет из будущего в прошлое или из прошлого в будущее, так как у нас нет возможности считывать символы данного коммуникативного взаимодействия. Интересная коммуникация возникает на стыке настоящего и будущего. Даная коммуникация возможна, но она кажется нам нереальной. В коммуникации граница настоящего и будущего открывается через такие символические системы как миф, религию, идеологию.

Коммуникация, возникающая на стыке настоящего времени с одной стороны кажется обычной, но и здесь мы замечаем, что как таковая коммуникация здесь и сейчас очень зыбка, мы либо соприкасаемся с будущим, либо для нас открывается коммуникация прошлого. В процессе коммуникации, которая происходит в режиме настоящего времени, общество и каждый конкретный человек создает представление об окружающем его мире, определяет свое место и значение в обществе.

На данном этапе развития прошлое, настоящее и будущее человечества конструируют именно средства массовой коммуникации. С помощью Интернет, телевидения, радио мы узнаем о том, что происходило на земле сотни, тысячи лет назад, мы получаем информацию о том, как жили наши предки, что думали, какой образ жизни у них был.

Всю эту информацию мы получаем посредством символов. Но именно сейчас возникает вопрос доверия к этой информации и понимании ее. На данном этапе развития человечества продолжают создаваться мифы, существует религия, идеология, утопии. Все эти символические системы претендуют на то, чтобы описать наше прошлое, настоящее и будущее. Но что сейчас скрыто за тем или иным символом? Особенностью современного этапа коммуникации как символического обмена является то, что символ не обязательно кодирует предмет физического мира. Пытаясь раскрыть содержание символа, мы неизбежно натыкаемся на новый символ. Эту особенность современного мира подмечал Ж. Бодрийяр, говоря о том, что знаки теперь обмениваются друг на друга, но не обмениваются больше ни на что реальное. Вся детерминированность умерла, а идет порождение симулякров [5. С. 52-55.]. Средства массовой коммуникации становятся доминирующим каналом получения информации о происходящих событиях. Они создают образ, картинку той или иной эпохи. За давностью лет мы не можем проверить, так ли это было на самом деле. Мы рассматривали знак как треугольник, вершины которого указывают на элементы структуры знака: форма, значение и предмет физического мира. Сейчас мы все чаще встречаемся со знаками, символами, которые преподносятся в виде слов, высказываний, выражений, обладают мыслительной сферой, но предмета физического мира под собой не подразумевают.

Человек сам задает границы повседневной жизни. От него зависит, что он будет считать сном, а что явью, каким новостям и событиям верить, а каким нет. Но при глобальном развитии средств массовой коммуникации, без которых уже не представляется возможным существование человека, у него не такой уж большой выбор. Прошлое для него целиком конструируется средствами массовой коммуникации, картинку настоящего преимущественно он тоже видит через них, а будущее, хоть и не поддается детальному описанию, но СМК претендуют и на главенствующее создание образа будущего мира, в котором будет жить человечество.

 

Литература:

1.                  Основы теории коммуникации:Учебник/по ред. Проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, - 2005 . – 615 с.

2.                  Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Изд-во Медиум, 1995. – 334 с.

3.                  Луман Никлас. Невероятность коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/luman_c.html.

4.                  Кузнецов М.М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета - М.: Институт философии РАН, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc.

5.                  Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle