Библиографическое описание:

Иноземцева И. Е. Выставка - средство межкультурной коммуникации // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 236-239.

Выставочные мероприятия стали сегодня полноправными участниками глобального экономического развития любой страны, континентов, всего мира. Без преувеличения можно сказать, что в совокупности эти мероприятия представляют собой третье крупнейшее средство массовой информации после прессы, радио и телевидения, а для малых и средних предприятий служат важнейшим средством обеспечения их доступа к рынкам. Для осуществления торговли информация столь же важна, сколь и сам товар.

В изначальном представлении выставка – способ визуального оповещения (информирования) о чем-либо новом, лучшем и редком, а также способ установления человеческих контактов для достижения каких-либо целей.

Первое упоминание о выставках относится к 558 году до нашей эры. Предприниматели Месопотамии и Египта собирались в городе Тир, чтобы обменяться образцами своей продукции на городских площадях.

История выставок в современном понимании началась позднее.

Выставки зародились в Европе в XVIII веке. Сначала на них демонстрировались только произведения искусства исключительно для придворных и аристократии. Целью таких экспозиций был показ художественных ценностей и поднятие престижа королевской власти.

Первыми публичными экспозициями были выставки художественных изделий. Самая первая из них была предпринята Французской Академией в Париже в 1677 году.  Эта выставка предназначалась для очень узкого круга лиц. Публично доступная художественная выставка была устроена в Англии только в 1745 году.

Позже к творениям искусства стали добавлять промышленные изделия. Так, в Лондоне (1761) демонстрировались земледельческие машины. Через 6 лет их вытеснили ткацкие и прядильные станки, сыгравшие важную роль в промышленном перевороте.

Однако и на последующих выставках – в Париже, Дрездене, Берлине, Мюнхене – чаще выставлялись предметы роскоши и образцы мануфактурного производства для весьма состоятельных людей – фарфор, гобелены, шелковые ткани, парфюмерия.

Надо сказать, что вначале экспозиции носили узконациональный характер, поскольку устроители ставили своей целью содействовать развитию отечественной промышленности, демонстрировать экономические успехи страны.

Первой выставкой, открытой уже для всех желающих, стала выставка времен французской революции (1791). Впервые идея о промышленной выставки была выражена в 1798 году во Франции министром внутренних дел страны Франсуа де Нешато и вскоре реализована правительством страны. 19 сентября 1798 года в Париже открылась выставка, где 119 промышленников в 58 деревянных витринах, разрисованных архитектором Шальгреном, демонстрировали свою продукцию в течение пяти дней. Специально созданное жюри, называвшееся судом присяжных, рассмотрев качество выставленных экспонатов, присудило 25 из них награды, в том числе 10 золотых медалей. В числе награжденных был знаменитый часовой мастер А.Л.  Брегет [1, с.5]

Идея о поведении в Париже европейской или даже всемирной выставки была высказана еще в 1833 году. В ее основе лежала задача соединить в рамках выставки машины и изобретения, созданные к этому времени, а также художественные и интеллектуальные силы, или, иными словами, суммировать и широко продемонстрировать результаты промышленной революции. Однако многие промышленники еще боялись широкой международной конкуренции, сильны были сторонники национального протекционизма, и проект не был реализован.

Только через 18 лет удалось организовать Первую Всемирную выставку.

 Первая  Всемирная выставка состоялась в Лондоне. Она проходила под девизом: «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствованием человечества». Она торжественно открылась 1 мая 1851 г. при огромном стечении гостей (около 25 тыс. человек), которые достаточно свободно разместились внутри павильона. Продолжалась она пять с половиной месяцев.

Успех выставки, который выразился в огромном числе ее посетителей – 5,1 млн. человек за полгода работы и в существенных финансовых поступлениях от ее проведения, позволивших не только окупить все затраты, но и получить значительную прибыль, дал возможность говорить о целесообразности дальнейшего проведения аналогичных мероприятий.

С ростом популярности Всемирной выставки постепенно стало увеличиваться число стран-участников. Если на выставке в Париже (1900) их было 25, в Брюсселе (1958) – 35, самое большое количество стран – участниц было на выставке в Ганновере (2000) – около 170 стран.

На каждой выставке обязательно появлялись какие-нибудь технические новинки и поражавшие воображение здания и сооружения. На выставках, например, впервые были широко показаны стальные пушки Круппа, электрические машины, швейцарские часы, телефон, микрофон и фонограф.

Специально для Парижской выставки 1889 г. была построена знаменитая Эйфелева башня, а для Чикагской (девятой) выставки 1894 г. – небывало большое для тех времен колесо обозрения диаметром 85 м. (Можно добавить, что колесо обозрения стало как бы показателем технических возможностей того времени. В 1900 г. в Париже соорудили колесо диаметром более 100 м, а к 2000 г. в Лондоне построено колесо диаметром около 140 м.)

Принципы при организации первой выставки во многом сохранились и в дальнейшем, хотя, несомненно, практически каждая Всемирная выставка, или как они назывались в XIX в. – Великая выставка – вносила что-то новое.

Так, выставка, проведенная в 1855 году в Париже расширила ее тематическое содержание, дополнив сугубо промышленную направленность произведениями изящных искусств, представленных в отдельной экспозиции (ранее эти произведения выставлялись вместе с промышленными экспонатами) [5, с.154]

Выставка 1867 года в Париже и следующая выставка в 1873 году в Вене вывели экспозицию из одного павильона, наметив тенденцию, активно реализованную уже в 1876 году в Филадельфии – строительство специализированных павильонов, где демонстрировались экспонаты той или иной отрасли промышленности.

Подобное направление обозначило еще один важный аспект Всемирных выставок – они все в большей степени становились и смотром уникальных архитектурных  сооружений, нередко представлявшие собой яркие достижения инженерной мысли.

На Всемирной  парижской выставке 1900 года мир узнал о многих новых научных открытиях и технического достижения, 76 тысяч участников выставки со всего света выставили свои экспонаты, что в полтора раза больше, чем на предыдущей выставке 1889 года.

Всемирные выставки обычно проводились под определенным девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая Всемирная выставка в Лондоне имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом — совершенствования человечества»; в Нью-Йорке (1939) — «Миру завтрашнего дня», в Брюсселе (1958) — «Человек и прогресс», в Монреале (1967) — «Земля людей», в Осаке (1970) — «Прогресс и гармония для человечества». Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз Всемирной выставке сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Что касается тематики Всемирных выставок то, выставки, проходившие в 19-ом веке были ориентированы на показ достижений в области научно-технического прогресса.

Но в 1994 году Международный комитет по проведению всемирных выставок решил, что в дальнейшем их темы должны подчеркивать заботу об экологии, важность защищать окружающую среду от последствий индустриализации и урбанизации. Две были посвящены проблемам океана: (Окинава в 1975 году  «Мировой океан» и  Лиссабон в 1958 году  «Океан. Наследство для будущего»).

Для Всемирных выставок постепенно начинает разрабатываться и специальная архитектура. Интерьер и экстерьер павильона отражал либо специализацию раздела (текстиль, металлургия, машиностроение и т.д.), либо специфику архитектуры страны, представлявшей свою продукцию (павильоны в китайском, турецком, японском, американском, русском и др. стилях). Активно использовались новые, вводимые в массовое производство материалы (стекло, бетон, асфальт и др.).

Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещенное внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приемов.

Огромное здание (длина 503 м) павильона первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году («Хрустальный дворец», инженер Дж. Пакстон),  построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры.

Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны — организатора Всемирной выставки (павильоны отдельных штатов США).

Вслед за строительством на парижской Всемирной выставке в 1889 году  Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель),  возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз Всемирной выставки (например, так называемый «Атомиум» в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 олицетворял девиз «Человек и прогресс»). [3, с.15]

В последнее время большинство участников Всемирных выставок стали использовать эти крупнейшие международные форумы в качестве мощного средства туристической рекламы, используя с этой целью самые современные технические средства. Эффект этот настолько значителен и очевиден, что многие страны рассматривают Всемирные выставки, как наиболее быстрый и выгодный путь своего развития и повышения престижа в мире.

За время открытия первой Всемирной выставки и до 2005 года состоялось более 50 всемирных выставок. Каждая из них была визитной карточкой времени, потому что демонстрировала достижения  культуры, науки, и техники своего времени в разных странах и давала обобщенную картину мирового состояния в этих областях.

Путь от первой Всемирной выставки в Лондоне до «ЭКСПО-2005» в Аичи (Япония) отражает прогресс, достигнутый человечеством во многих сферах деятельности.

 

 

 

 

 

Литература:

1.   Волкодавова Е.В. Международные выставки как фактор формирования и реализации экспортного потенциала промышленных предприятий / Е.В. Волкодавова, Е.А. Комякова.- Самара, 2004.- 159 с.

2.   Воловик А.М. Выставочная деятельность. Перспективы развития / А.М. Воловик. // Экспомир.- 1999.-№ 3 .- С. 3-10.

3.   Габдуллина Р.А. Перспективы международного сотрудничества в выставочной деятельности / Р.А. Габдуллина. // Невское время.- 1999.- № 194 (2076).- С. 15.

4.   Герасимов Д. Зачем нужны выставки? / Д. Герасимов // Оборудование.- 2001.- № 1.- С. 7-10.

5.   Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Под ред. акад. РАН Н.П. Лаверова.- М., 2004.- 516 с.

6.   Зайцев В.П. Первые промышленные выставки в Лондоне / В.П. Зайцев // Новая и новейшая история.- 2001.-№ 4.- С. 186.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle