Библиографическое описание:

Султанбекова Р. З. О повышении качества подготовки менеджеров к ведению деловых переговоров // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 306-309.

В последнее время проблема повышения качества профессиональной подготовки специалистов в высшей школе становится все более актуальной. И это неудивительно. Ведь только «качественное» образование может составить достойную конкуренцию европейскому, американскому и любому другому на рынке мировых образовательных услуг. И только специалист с высоким уровнем профессиональной культуры может быть успешен и востребован на рынке труда.

Понятие «качество» охватывает все основные направления деятельности в сфере высшего образования, поэтому может трактоваться по-разному в зависимости от того, какой аспект развития образования находится в центре внимания. Согласно первой трактовке, качество образования определяется в соответствии с ожиданиями и потребностями личности и общества как «совокупность показателей результативности и состояния процесса образования» [1, с.50]. Второе определение опирается на «уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями» [2, с.56-57]. Третья группа ученых акцентирует внимание на соответствии совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества и личности [1, с.50]. Четвертая группа исследователей рассматривает «способность образовательного учреждения удовлетворять запросы потребителей» и характеризует качество образования, как «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» [1, с.50; 2, с.56-57]. И, наконец, в-пятых, качество образования определяется как «совокупность характеристик образованности выпускника» с точки зрения критерия соответствия результата целям образования [1, с.50].

Как видно из приведенных определений, система обеспечения качества образования нацелена, прежде всего, на создание условий, в которых будет развиваться и формироваться будущий специалист, а именно:  на улучшение качественных характеристик образовательного процесса, повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава, модернизацию материально-технической и научно-информационной базы вузов.

Повышение качества профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе – одна из важных стратегических задач, стоящих перед системой высшего образования, т.к. сфера управления затрагивает практически все стороны социально-общественной жизни, и от уровня подготовки специалистов-менеджеров зависит будущее российских предприятий, компаний и государства в целом. В условиях интеграции России в мировую экономику, усиления международного сотрудничества, развертывания процессов глобализации  возникла потребность в специалистах качественно нового типа: мобильных, инициативных, ответственных, коммуникабельных, владеющих иностранными языками, имеющих навыки делового общения, способных к межкультурной коммуникации, умеющих вести переговоры.

Переговоры являются одной из самых сложных форм делового взаимодействия. От участника переговорного процесса требуется не только отличное знание предмета обсуждения, но и хорошие коммуникативные навыки, четкое представление о структуре, методах и тактических приемах ведения переговоров, стратегиях переговорного взаимодействия, коммуникативных барьерах, переговорном этикете.

Переговорный процесс осложняется проблемами межкультурных коммуникаций, если участники переговоров принадлежат к разным культурным контекстам. Каждому народу присущ свой стиль ведения переговоров, поэтому менеджер должен быть готов к тому, чтобы ясно и убедительно излагать свои мысли на иностранном языке, знать особенности национальной и деловой культуры своего партнера или оппонента, уметь избежать влияния стереотипов.

Переговорный процесс в сфере управления также зависит от ситуации управления, типа, стиля руководства или лидерства, уровня руководства, принимаемого управленческого решения, уровня принятия этого решения, а также от типа организации, организационной культуры или организационного конфликта. Актуальными вопросами при ведении переговорного процесса в контексте управления могут оказаться статусное неравенство, социальная дистанция, а также роль власти на переговорах [3, с. 166-168].

К сожалению такой,  такой сложной и такой важной стороне общения менеджеров, как переговорный процесс в рамках профессиональной подготовки менеджеров в высшей школе не уделяется должного внимания. Об этом говорит анализ учебных планов нескольких вузов страны в области содержания национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента, по результатам которого составлена таблица 1.

 

Таблица 1

 

Высшее учебное заведение

Национально-региональный

(вузовский) компонент \ Дисциплины по выбору студента

Московский государственный институт дизайна и технологии

(г. Москва)

Этика

Конфликтология

Лидерство

Московский областной институт управления и права

(г. Москва)

Конфликтология

Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина (г. Саратов)

Этика и культура управления

Деловой иностранный язык

Конфликтология

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова  (г. Москва)

Деловая этика

 

Высшая школа экономики –

Санкт-Петербургский филиал

(г. Санкт-Петербург)

Деловой английский язык

Этика бизнеса

Вятский государственный университет (г. Киров)

Деловой иностранный язык

 

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

Этика деловых отношений

Этика и этикет менеджера

Основы имиджелогии

Международная академия бизнеса (г. Москва)

Психология деловых отношений

Высший институт управления (г. Москва)

Деловой английский язык

Риторика

Национальные и региональные отношения

Московская открытая социальная академия – Бийский филиал (г. Бийск)

Современный этикет

Этика

Международные экономические отношения

Деловой иностранный язык

Конфликтология

Институт открытого бизнес-образования (г. Москва)

Психология деловых отношений

 

Институт экономики и менеджмента РХТУ им. Д.И. Менделеева (г. Москва)

Конфликтология

Современная риторика

Деловой этикет

Уральская государственная лесотехническая академия (г. Екатеринбург)

Этика и культура поведения

 

Как видно из данных таблицы, в качестве примера мы взяли Учебные планы 13 вузов страны (доступные в сети Интернет), ведущих обучение по специальности «Менеджмент организации». Все указанные в таблице дисциплины встречаются в национально-региональных (вузовских) компонентах и дисциплинах по выбору студента и являются дисциплинами, в задачу которых входит развитие способности студентов к осуществлению деловой коммуникации, соблюдению правил этики и этикета, регуляции профессионального поведения и деятельности на основе моральных и нравственных норм и идеалов. Однако на основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что во многих вузах не уделяется должного внимания проблеме обучения переговорному процессу будущих менеджеров и формированию у специалистов данного профиля переговорной культуры. Однако обучение данному виду общения может существенно повысить качество управленческого общения и служить важнейшим показателем профессионального уровня специалиста.

В высшей школе основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки специалистов. Анализ государственного образовательного стандарта позволяет судить о том, что должен знать и уметь выпускник вуза, каков уровень его профессиональной подготовленности.

Для того чтобы изучить состояние изучаемой нами проблемы, мы проанализировали государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 - "Менеджмент организации", содержащего общие квалификационные требования к  подготовке выпускника-менеджера.

Образовательная программа подготовки менеджера предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН – общие математические и естественно-научные дисциплины; цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС – дисциплины специализации; ФТД – факультативы, а также итоговую государственную аттестацию.

Изучение учебных курсов, входящих в цикл ГСЭ, позволяет выделить ряд дисциплин, которые закладывают основу для формирования у студента переговорной культуры, а именно: философия, культурология, русский язык и культура речи. Они дают общее представление о том, то такое культура, ее роль и место в жизни общества,  языке и символах культуры, межкультурной коммуникации, культурных ценностях и нормах, культурных традициях, особенностях устной публичной речи, коммуникативных и этических аспектов устной речи, культуре речи и делового общения.

Возможности же иностранного языка, как общей гуманитарной дисциплины, весьма ограничены. Он лишь формирует у студентов базовые фонетические, лексические, грамматические и аудитивные навыки. Говорение, как конечный результат изучения данной дисциплины,  сводится к умению презентовать устное сообщение или доклад, а также использовать наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения.

Среди предметов общепрофессионального блока формированию навыка ведения переговорного процесса способствуют такие дисциплины, как основы менеджмента, теория организации, организационное поведение. В рамках курса «основы менеджмента» происходит знакомство с этикой менеджмента, природой организационных отношений в системе менеджмента, стилями и имиджем менеджера, также изучается разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. «Теория организации» ориентирует студентов на овладение организационной культурой, развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. В свою очередь дисциплина «организационное поведение» способствует повышению уровня знаний в области теории поведения человека в организации, коммуникативного поведение в организации, организационного поведения в системе международного бизнеса.

Роль предметов, относящихся к циклу специальных дисциплин (стратегический менеджмент, управленческие решения, управление персоналом, инновационный менеджмент), заключается в том, что они раскрывают сущность таких явлений, как типология управленческих решений, управленческие решения и ответственность, планирование деловой карьеры и др.

Таким образом, проанализировав стандарт, мы констатируем, что ни одна дисциплина в полной мере не формирует у студента комплексного и системного представления о переговорном процессе и не обеспечивает подготовку будущих менеджеров к этой важной стороне их профессиональной деятельности.

Целенаправленное обучение отдельным аспектам делового общения, будь-то презентация проекта, ведение документации, деловой переписки и переговоры (в частности), как правило, происходит исключительно в рамках различных тренингов, семинаров, краткосрочных или долгосрочных коммерческих курсов, либо средствами дополнительного профессионального образования. Как отдельная дисциплина «переговорный процесс» преподается лишь на факультетах, готовящих специалистов для дипломатической, консульской службы и для внешнеполитических ведомств страны. В то же время важно отметить, что все большее распространение получает такая дисциплина, как «деловой английский», которая включается в блок общеобразовательных дисциплин, факультативных и специальных курсов, курсов по выбору. И нередко тема «переговоры» является одной из составляющих данного курса, а также ряда других курсов, к примеру, конфликтология. Но то количество часов, которое уделяется изучению данной темы, не позволяет сформировать навык ведения деловых переговоров, и тем более, культуру переговорного процесса.

На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости повышения качества подготовки будущих менеджеров ведению деловых переговоров в высшей школе.

Литература

1. Воротилов В., Шапоренкова Г.Анализ основных подходов к определению качества образования // Высшее образование в России. – 2006. – №11.

2. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.

3. Стремовская А.Л.   Переговорный процесс как форма социального взаимодействия (философско-методологический анализ). Дисс… канд.филос.наук. – М.: РГБ, 2003.

Основные термины: будущих менеджеров, переговорного процесса, переговорного процесса, профессионального образования, высшей школе, будущих менеджеров, высшего профессионального образования, качества профессиональной подготовки, качества образования, качество образования, делового общения, подготовки будущих менеджеров, высшей школе, ведению деловых переговоров, государственного образовательного стандарта, высшего образования, Переговорный процесс, образовательного процесса, качества образования, делового общения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle