Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гречко, Г. П. Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Г. П. Гречко, И. Н. Туниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49145/ (дата обращения: 20.04.2024).



«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский

В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.

Наше динамичное, переходно-кризисное время, характеризуется необходимостью пересмотра отношений человека с миром: нужна смена приоритетов, переоценка ценностей, выработка новой парадигмы поведения в мире. Развитие и прогресс, направление деятельности, должны быть перенесены с развития внешнего (т. е. направленного на внешний мир, его подчинение и потребление), на развитие внутреннее, личностное, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование собственных ресурсов.

Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию и, как следствие, появляется потребность – выразить себя! Ещё древние мудрецы советовали окружать ребёнка красотой и добром.

Процесс формирования будущей личности ребёнка, характеризуется не только получением новых знаний и умений, но и на выработку определённых ценностных ориентаций человека, составляющий базис личностной культуры и эстетического самосознания. Эстетическое развитие ребёнка – основа для формирования будущей личности. В настоящее время, с развитием новых технологий, появляется много новых компьютерных игр и забав. И они не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Виртуальная реальность поглощает психофизические функции человека, подменяя творческую фантазию на простое оперирование готовыми шаблонами в игре. А ведь в ходе формирования своего отношения к тому или иному явлению действительности, в раннем детстве у ребёнка закладываются первые ростки эстетического восприятия, на основе первых впечатлений и ответного эмоционального отклика. Какой эмоциональный отклик может быть в виртуальной реальности? Поэтому, важнейшей задачей на сегодняшний день является приобщение детей к истинным ценностям, к истокам родной культуры. Феномен музыкального искусства заключается в способности, вызывать эмоциональные реакции, переживания, побуждает давать оценки, сравнивать. Выдающийся русский учёный – педагог Б. М. Теплов, исследуя художественные способности детей, установил, что в основе восприятия всех видов искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения.

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а затем поразмыслить над ним. Н. А. Ветлугина, также подчёркивает эстетическую природу эмоциональной отзывчивости. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нём выражено. Но, именно важно, чтобы ребёнок пережил эстетическое переживание при слушании классики, потому что поразмыслить можно над тем, что имеет содержание, т.е. музыкальный образ. Классическую музыку создавали гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Чайковский, в совершенстве владеющие всеми выразительными средствами музыки, нужными для создания того или иного образа, настроения, созданными по всем законам гармонии.

Музыка, это в первую очередь звуковые колебания, различной частоты. Огромное значение имеет ритм музыки. Пульсация низкочастотных басов, в определённом темпе, резкие, скачкообразные ритмы, с бесцветной мелодией – это может крайне негативно подействовать на психику взрослого человека, а тем более на неокрепшую психику ребёнка. А эти характеристики преобладают в молодёжной клубной музыке. Ребёнок, воспитанный на образцах высокохудожественной музыки, впитавший в себя мелодии родного края, никогда подобную музыку слушать не будет! Это, как прививка, на всю жизнь. Язык современной популярной музыки (эстетически примитивный и физиологически вредный), не соответствует целям и задачам истинного искусства, а наносит огромный вред психике ребёнка. Противостоять этому может возрождение системы любви и понимания к ценностям высокохудожественной музыки, а также к фольклору. То, что увидит и услышит ребёнок в раннем детстве, станет ориентиром для него, эталоном, поэтому так важны уроки красоты.

Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, искусстве, стремление участвовать в преобразовании мира по законам красоты. Одна из главных задач современной педагогики, научить видеть прекрасное, находить и создавать гармонию во всём: в природе, труде, поступках. В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы поставили следующие задачи художественно-эстетического воспитания:

– развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать, сопереживать произведениям искусства;

– дать детям представление о видах искусства, обогащать словарный и интеллектуальный запас детей;

– формировать навыки творческой деятельности, интерес к поиску, исследованию;

– формировать осознанное восприятие музыкальных и художественных произведений.

Понятие «эстетики» и «этики» неразрывно связаны в педагогическом процессе. «Прекрасное, по своему содержанию, тождественно с добрым», писал в своих работах Н. Г. Чернышевский. Величайший русский учёный и мыслитель, знаток человеческой души В. М. Бехтерев, в своей работе «О значении музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его жизни» отмечал, что работа по музыкальному воспитанию детей с раннего возраста, даёт хорошую основу для эстетического, а, следовательно, нравственного воспитания ребёнка.

«Красота и добро – это две родные сестры» писал в своём письме Ф.Дзержинский. Невозможно научить ребёнка добру, без формирования у него понятия «красивое» и «некрасивое». Что же такое есть красивое и некрасивое в музыке?

«Некрасивое – это тоже эстетическое понятие, категория эстетики, противоположная красоте. «Некрасивое» есть антипод «красивому», также как гармония и хаос. Гармония, мера, духовная составляющая,- вот что делает музыкальное произведение «шедевром». Построение музыкальной композиции имеет свои законы, сродни математическим, и имеет свои принципы. В первую очередь – это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но, главное, в мелодической фразе, должна содержаться мысль, которая в свою очередь, с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп, и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Это всё есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять. Одним словом «классика» музыкального искусства. Видный отечественный учёный, психолог Г.С. Тарасов отмечал, что высокое искусство, в частности музыкальная классика выполняет «множество жизненно важных задач». Использование шедевров мировой классики имеет огромное значение в становлении гармоничной личности ребёнка. Видный педагог О. П. Радынова отмечает, что «экспериментальная работа в дошкольных учреждениях показывает, что, при создании условий для самовыражения ребёнка, в результате слушания и оценки произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития детей».

Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях. Изменение ситуаций, заставляет ребёнка, пользуясь усвоенными навыками, применять их по ситуации, в новом для него задании, творческом поиске. Особое место здесь занимает формирование эстетических чувств, которые возникают, как эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Яркий эмоциональный отклик возможен при наличии у детей культуры слушания музыки, развитого умения понимать выразительные средства в музыке, т. е. осознанного восприятия музыки. В дальнейшем, в процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его, с помощью эстетической оценки. В результате этого у детей появляется потребность выразить полученные эстетические переживания в продуктивной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, дети могут изобразить задуманное: замысел ведёт за собой действие, изображение.

Как показала практика, один из лучших методов развития эстетического восприятия музыки, это метод моделирования художественно – творческого процесса. Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций. Танцевальное искусство очень близко детям, они с удовольствием берутся за воплощение того или иного образа в пластическом выражении. Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе театрально – игрового творчества, непосредственно-образовательную деятельность, а также фольклорные праздники. Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края. В нашем саду, мы поём казачьи песни.

На конкурсе «Дерзайте, вы талантливы», с песней «Ах, пчёлочка златая», наши дети стали лауреатами первой степени. Лауреатами третьей степени наши дети стали с песней «Я на печке молотила». Эти песни – эталон народного искусства. Здесь очень важно: правильно выйти, обыграть песню, найти нужную интонацию и выговор, свойственный данной песенной культуре.

Работу по эстетическому воспитанию, мы проводим в тесном взаимодействии с воспитателями и специалистами ДОУ, а также при участии и поддержке родителей воспитанников. Создание и развитие окружающей среды, способствующей эстетическому воспитанию детей, музыкальному просвещению родителей и повышению профессиональной компетенции воспитателей (в области музыкального искусства), является хорошей основой для эстетического воспитания дошкольников. Воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом, в сфере музыкального восприятия и музыкального творчества.

Работа по эстетическому воспитанию требует от педагогов владения современными технологиями, ИКТ, умения свободно ориентироваться в предметной области: знать лучшие образцы классической музыки и уметь применить знания в непосредственно – образовательной деятельности. Эмоциональный фактор, в виде заинтересованности, должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего, через собственную эмоциональную активность. Эстетика в оформлении группы, эстетика в быту – такой должна быть характеристика среды, которая окружает ребёнка, большую часть времени.

Результатом работы по эстетическому воспитанию дошкольников, является увеличение интереса к слушанию классической музыки на музыкальном занятии у всех, без исключения детей; заметен живой, эмоциональный отклик на музыку, желание высказаться, проявить себя творчески: в рассказе, танце, рисунке. По нашим наблюдениям, дошкольники начинают проявлять больший интерес к посещению театров, концертов, понимать ценность искусства в целом, испытывать потребность в общении с музыкой. В свободной деятельности дети с удовольствием играют в игры: «Концерт», «Музыкальное занятие», «Придумай танец», с удовольствием рассматривают журналы и альбомы с иллюстрациями по искусству. В целом, отмечается повышение уровня музыкальной грамотности, расширение знаний о жизни и творчестве великих композиторов. В непосредственной образовательной деятельности воспитатели используют на занятиях по художественному творчеству музыкальный материал, по рекомендации музыкального руководителя «Карнавал животных» Сен-Санса, «Времена года» П. И.Чайковского. Яркие, образные пьесы: «Аквариум», «Лебедь» из «Карнавала животных» вызывают живой отклик, рисуют яркие картины в воображении ребёнка, которые выливаются в цветовом изображении, пластическом изображении, и, наконец, синтезируются в создание целостного художественного образа. Чтобы правдиво передать образ «Лебедя», нужно «стать» им! Вжиться в образ, прочувствовать нежнейшую, льющуюся мелодию, передать в движении развитие фразы к кульминации, точно рассчитать количество движений, выделить движением акценты, нарастание звучания, в размахе «крыльев». Показать плавное движение ног, скользящих, как бы, по поверхности водной глади. Гениальная, по красоте музыка, выраженная в движении ребёнком, вот лучшее воспитание красотой. Результатом работы по совершенствованию форм, методов по эстетическому воспитанию, является разработка цикла тематических занятий, с использованием ИКТ: «Сказка», «Осенний бал», «Зимняя мозаика».

Катя Донченко.JPG

Фото 1. «Разноцветная Осень к нам пришла»

В ходе работы методического объединения музыкальных руководителей нашего города, постоянно и целенаправленно ведётся работа по самообразованию, повышению квалификации, где музыкальные руководители делятся с коллегами опытом своей работы, интересными находками. Обсуждение актуальных тем, способствует поиску новых педагогических идей, формированию современных педагогических концепций. В результате дискуссий и обменом опыта, происходит толчок к самообразованию, поиску инновационных решений, в нашей работе.

Литература:

  1. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1982.
  2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
  3. Теплов Б. М. Вопросы художественного воспитания. – М., 1947.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, эстетическое воспитание, дошкольный возраст, музыка, музыкальное искусство, ребенок, эстетическое воспитание дошкольников, виртуальная реальность, высокое искусство, высокохудожественная музыка.


Похожие статьи

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, хоровое пение, музыкальное воспитание, ребенок, музыка, воспитание, младший...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ...

Интеграция различных видов искусства посредством...

 развитие музыкально-художественной деятельности:  приобщение к миру искусства;  воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния...

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего...

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Автор: Цыпляева Алла Викторовна.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест.

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка

Воспитание искусством или искусство воспитания. М.,2001.с.367. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку — М.: Музыка, 1958. с. 507. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества – М.: Просвещение,1975.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов.

Похожие статьи

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, хоровое пение, музыкальное воспитание, ребенок, музыка, воспитание, младший...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

музыкальное восприятие, музыкальное произведение, музыкальный образ, старший дошкольный возраст, восприятие музыки, музыка, художественное слово, музыкальная деятельность, образный рассказ...

Интеграция различных видов искусства посредством...

 развитие музыкально-художественной деятельности:  приобщение к миру искусства;  воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния...

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего...

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Автор: Цыпляева Алла Викторовна.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное искусство, подростковый возраст, юношеский факультет, подросток...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест.

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка

Воспитание искусством или искусство воспитания. М.,2001.с.367. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку — М.: Музыка, 1958. с. 507. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества – М.: Просвещение,1975.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов.

Задать вопрос