Библиографическое описание:

Акрамов А. А. Содержание и технология формирования гражданской позиции у будущих учителей // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 140-141.

Основной целью учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждений является не только развитие профессиональных знаний,  умений и навыков молодежи, но и создание условий для нахождения ими своего достойного места и статуса в обществе, а также формирование гражданского сознания и точки зрения активного члена общества - гражданина. Для этого в учебно-воспитательном процессе вузов необходимо:

- формирование устойчивой мотивации студентов к изучению не только специальных наук, но и права;

- исходя из особенностей процесса глобализации, укрепление идейно-идеологического иммунитета будущих учителей и направление их деятельности;

- формирование эмоционально-творческого подхода к знанию, изучению национальной идеи, демократически-правовых государственных и гражданских отношений;

- воспитать специалиста умеющего в целостности осознавать личные и общественные интересы, социально активного – свободного гражданина.

Известно, учебный процесс в вузах по своей цели, содержанию и функциональной структуре направлен именно на эти цели, и осуществляется на основе ряда дидактических принципов.  В данном процессе основными считаются принципы:

- единства обучения и воспитания;

- единство теории и практики;

- системности;

- межпредметной интеграции;

- индивидуального и дифференцированного подхода к студентам;

- общественной обоснованности содержания образования;

- отражение в цели и содержании образования требований общества к современному специалисту – гражданину, патриоту;

- целостности и единства педагогического процесса.

При организации учебного процесса необходимо учитывать объективные и субъективные значения данных принципов, ибо это существенно влияет на весь педагогический процесс.

Формирование у будущих учителей гражданской позиции осуществляется путем рассмотрения, сравнения с жизненной позицией самих студентов,  оценки необходимых понятий, обстоятельств, положений, деятельности, содержания в различных аспектах. Данное обстоятельство порождает необходимость сочетания цели, содержания формирования гражданской позиции с личными качествами студенческой молодежи.

В ходе исследовательской работы исходя из возможностей историко-правовых дисциплин в учебной программе вузов: «Основы государства и права», «Конституция Республики Узбекистан», «Права человека», «История Узбекистана» была предложена следующая последовательность учебного процесса, направленного на формирование у будущих учителей гражданской позиции:

1. Мотивационный этап. Формирование у будущих учителей чувства ответственности за свои поступки, умение составления плана с учетом своих возможностей и потребностей, осознания своего «Я», гражданства, стремления к социальной и духовно-нравственной активности, мотивации обеспечивающей гражданскую активность, интереса к правовым и политический наукам, а также стремление к усвоению знаний, способствующих осознанию гражданства как ценности.

2. Фундаментальный этап. Усвоение будущими учителями Национальной программы по подготовке кадров; философского, интеллектуального наследия мыслителей востока; исторического и культурного наследия народа Узбекистана; этимологии понятия гражданство, знаний, умений и навыков, связанных с понятиями гражданского общества и его сущностью, структурой демократического гражданского общества; путями его построения, формированием гражданской активности, культуры, гражданской позиции; влиянием созидательных и разрушительных идей в развитие общества.

3. Функционально-деятельностный этап. Обеспечение личности студента – гражданина на основе  системности формирования гражданской позиции будущих учителей, совместной деятельности преподавателя и студента в педагогическом процессе, форм, методов организации общения; учебных заданий и самостоятельных творческих работ (формирование активной жизненной позиции; поддержка гражданских качеств; устранение идейного вакуума; создание условий для активного участия будущих учителей  в жизни общества,  формирования своей гражданской позиции). Эффективное использование в данном процессе личностно-ориентированных технологий, контроль над деятельностью и самоуправлением студентов.

4. Диагностический,  творческий этап. Анализ, оценка эффективности содержания и технологий образования, внесение творческого нового. Формирование у студентов гражданской позиции, уверенности в своей гражданской деятельности.

Успешность  формирования гражданской позиции определяется следующим:

- системностью деятельности;

- правильным выбором информационных средств передачи содержания образования;

- внедрение в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий;

- внесение необходимых изменений в содержание учебных заданий в рамках  требований к творческой, самостоятельной работе.

Разнообразны формы организации учебного процесса в высших образовательных учреждениях, служащие передаче содержания образования будущим учителям.

Эффективными формами обучения в вузе на сегодня являются: лекции, бинарные лекции, проблемные лекции, лекции-беседы, информационные лекции, визуальные лекции, семинар-тренинг; проблемные семинары, круглые столы, семинары-дебаты, творческие самостоятельные задания, творческие презентации и др. Одной  из наиболее действенных форм формирования гражданской позиции будущих учителей является проблемная лекция.  В ходе лекции содержание проблемы  разъясняется путем организации поиска его решения или постановки и анализа традиционных и современных точек зрения.

Деятельность лектора и студента в проблемной лекции выглядит так:

 

Деятельность лектора

Деятельность студента

     Предлагает студенту проблемную учебную задачу в виде вопроса, опыта или ситуации.

     Организует мыслительную деятельность студента по поставленной учебной задаче.

     Просит предложить варианты решения проблемной задачи и связать с изучаемой темой.

     Проблемными – направляющими вопросами проверяет знания студентов, обобщает и анализирует предложенные студентами решения проблемной задачи.

С целью закрепления усвоенных новых знаний задает вопросы, творческие учебные задания.

    Пытается понять проблемную задачу, найти пути его решения.

 

Предлагает варианты решения проблемы.

 

Обосновывает один из вариантов в качестве решения проблемы.

 

Путем анализа и сравнения ищет правильное решение задания.

Приходит к общим выводам по теме.

  

Закрепляет тему путем решения самостоятельных упражнений.

 

Проблемное обучение способствует формированию навыков логического мышления, познания и научного исследования,  а также выработке личной позиции, точки зрения по проблемным ситуациям, что очень важно в деле воспитания гражданской активности.

В осуществлении такой формы обучения пользуются такими результативными методами и технологиями как деловые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций, «мозговая атака», эвристическая беседа, ролевые игры, кейс-стади, дебаты, круглый стол, творческая работа с элементами исследования, проектирование.

Анализ содержания и технологии формирования гражданской позиции будущих учителей позволил придти к выводу, что эффективность данного процесса зависит от следующих факторов:

- создание условий для проявления студентами познавательной активности;

- выбор форм, методов и средств учебной деятельности, способствующих формированию у будущих учителей гражданской позиции, с точки зрения личностной ориентированности;

- стимулирование и развитие самостоятельной деятельности обучаемых;

- опора на совместную деятельность студентов и учителей.

Формирование гражданской позиции будущих учителей актуальная проблема современного периода. И успешное её решение снимает с повестки дня многие другие проблемы переходного периода.

 

Литература:

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогик технологиялар ва педагогик махорат. - Т.: Молия, 2003.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М. 2005.

3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций. -М.: Академия, 2000.

4. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. М., 2004.

5. Таждиханов У., Саидов А. Хукукий маданият назарияси, 2 томлик. 1-том. –Т.: Академия, 1998.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): гражданской позиции, будущих учителей, формирования гражданской позиции, гражданской позиции будущих, позиции будущих учителей, учителей гражданской позиции, будущих учителей гражданской, гражданской позиции студентов, гражданской активности, студентов гражданской позиции, Формирование гражданской позиции, технология формирования гражданской, содержания формирования гражданской, создание условий, точки зрения, системности формирования гражданской, иммунитета будущих учителей, будущих учителей чувства, форм формирования гражданской, формированием гражданской активности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle