Библиографическое описание:

Ибрагимова Г. Н. О некоторых проблемах креативной личности педагога // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 158-160.

Долгое время считалось, что креативность (творчество) редкий дар природы, и не каждому он дается. Анализ научно-исследовательских работ опытных педагогов и психологов показывает,  что творческие способности присущи каждому, однако их проявление зависит от реальных жизненных условий и психологического состояния индивида. Всякое новое явление и новый процесс начинается с новой идеи. Любой продукт, будь он материальный или нравственный, создается и проявляется под влиянием, в результате творчества человека. Сделать неизвестное известным – процесс творческий. Человек сталкивается с творческими проблемами на протяжении всей своей жизни, однако не всегда ему удается решать их творчески. Это простое решение кажущейся сложной для осознания проблемы. Удивительное в процессе создания нового заключается в том, что нелегко создать сложную новизну, т.е. не всякая новизна может быть продуктом творчества. Несмотря на это, анализ опыта в области решений изобретательских вопросов и теорий мышления позволяет разработать основные принципы творческого мышления и психолого-педагогические методы обучения творческому мышлению.

Творчество – вид деятельности и особая активность, связанная с созданием новизны, вобравшая в себя все положительные качества человеческого разума. Творчество проявляется в науке и технике, культуре, искусстве, производстве и в других сферах. Данная проблема широко изучена зарубежными исследователями. В основном изучены вопросы творчества в мышлении. Поводом для выделения творчества в качестве самостоятельной проблемы послужили сведения об  отсутствии связи между традиционными тестами разума и успешным решением проблем. Данное свойство отражает, по сути, зависимость разума  от способности оперативного  использования в решении заданных проблем различными образами (способами).

Как утверждают исследователи, «понимание сути творчества требует творческих действий». Творчество определено как достижение чего-то значимого и нового, или иными словами, действия людей во изменение мира.  Ф.Баррон и Д.Харрингтон, обобщив  исследования в области творчества  1970-х годов, пришли к следующим выводам:

1. Творчество – это способность адаптации к необходимости новых взглядов и новых продуктов. Эта способность позволяет осознать новое в жизни, сам же процесс может быть осознан или не осознан.

2. Создание нового творческого продукта зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

3. Особенности творческого процесса, продукта и  личности зависит от  их оригинальности (своеобразия).

4. Творческий продукт может быть различным по природе.

Т.Тардиф и Р.Стенберд, обобщив мысли о творчестве, подчеркивают два общих подхода к нему:

1. Рассмотрение его в качестве процесса, протекающего в каждой отдельной личности в различное время.

2. Рассмотрение его в качестве процесса, связанного с системой общественных связей, проблемным отраслям, критериям оценки продукта творчества.

 Различные авторы по-разному интерпретируют структуру творческого процесса, определяя творчество терминами мышления. Творческое мышление трактуется, как процесс чувствования трудности, проблемы, недостатка, недостающего элемента в информации, как анализ этого недостатка и формирование гипотезы, апробация и оценка этого анализа и гипотезы, их пересмотри обобщение результатов.

В качестве критериев творчества Ф.Баррон называет воображение и символические знаки. Творчество, по его мнению, объективно продолжающийся внутренний процесс, отсутствие продукта свидетельствует об отсутствии творчества.

Д.Фильдман подчеркивает, что творческий процесс не зависит от проблемы, и включает в себя:

1. Изменение структуры внутреннего воображения и внешней информации с путем  объединения формирования идентичности и концептуального недостатка.

2. Систематическое переформирование проблемы.

3. Применение имеющихся знаний, памяти и образов для создания нового, применение старых знаний и навыков в новом содержании.

4. Использование невербальной модели мышления.

5. Творческий процесс требует внутренней энергии, которая может возникнуть тремя способами: в конфликте между традиционным и новым на каждом этапе творческого процесса, в решении различными мыслительными способами или  в предложенном продукте; в стремлении к высшему уровню индивидуальности, продукта и организации. Все три вида творческой энергии могут возникнуть   на любом этапе творческого процесса.

Огромно значение критериев творчества в создании творческого продукта. Одним из таких критериев является нестандартность. По мнению, Э.Т.Торранса, уникальные и оригинальные ответы не всегда совпадают. Происходит не обоснованное смешение содержания понятий: творческие способности отождествляются нестандартностью, нестандартность - с оригинальностью, а оригинальность – редкими ответами. Понятие нестандартность шире, чем оригинальность, своеобразие.

Второй критерий – осознанность. Имеется в виду  осознанность решения проблемы.  Основой мышления, дающего творческий результат, является игра слов или поэзия, по этому предлагается считать, насколько многим требованиям соответствует ответ, настолько он творческий.  Данный критерий позволяет выделить эффективный и не эффективный формы творчества. Основная операция в творческом процессе – сравнение.

Идеи, гипотезы, поведенческие акты можно разделить на: стереотипные, творческие и девиантные. 

Для использования творческим продуктом в области научных знаний или творческого решения проблемы разработаны другие критерии: необходимо восполнить недостатки в знаниях, выйти за рамки наук и соответствовать поставленным задачам.

В изучении творческой личности условно разделяют четыре сферы. Первая сфера – качества и мотивы творческого лица. Вторая – связь «Я» с творчеством. Третья – проявления творчества. Наконец, четвертая – зависимость между творчеством личности и психопатологией.

Существует несколько подходов к изучению качеств, творческих личностей. Творчество принято считать более важным качеством, чем  познавательные навыки. С другой стороны, творчество не комплекс личных качеств личности, а общее его качество. Указывается, что творческие личности обладают такими противоречивыми качествами:

1. Творческие личности обладают огромной физической силой, вместе с тем они чаще пребывают в состоянии спокойствия и отдыха.

2. Они просты и строги.

3. Они  сочетают  в себе игривость и порядочность, чувство ответственности и равнодушие. 

4. У творческих личностей  взаимно сменяются воображение, мечта и чувство действительности.

5. В них сочетаются экстравертность и интравертность.

6. Творческие личности в одно и то же время скромны и хвастливы.

7. В сфере половых ролей они избегают стереотипности.

8. Они одновременно проявляют и консервативность, и мятежный дух.

9. Многие их творческих личностей увлечены своей работой и правильно её оценивают.

10. Открытость и чуткость позволяет им чувствовать духовные трудности и боль.

Результаты исследований свидетельствуют о высоком уровне личного «Я» творческих личностей. Р.Кэттель подчеркивает, что в науке и искусстве высока роль личного «Я» творческих лиц. Ф.Баррон установил, что велика сила  личного «Я» писателей и архитекторов. Имеются сведения и о связи творчества с самодостаточностью и самоуверенностью.

В литературе различают творчество: «большое» и «малое». М.Боден предлагает различать «историческое» и «личное» творчество. Малое или личное творчество относится к повседневной жизни. К примеру, когда не было ножей для того, чтобы разрезать сыр пользовались монетой. Большое или историческое творчество – это достижения, имевшие большое значение для культуры и общества. К примеру, достижения Эйнштейна и Моцарта. Трактуя творчество как самовыражение, его можно понимать в качестве малого творчества.

В качестве заключения можно отметить, что критериями творчества личности являются новая идея, мысль, взгляды. Творческая личность постоянно трудится над собой служит повышению интереса к созданию и популяризации нового. Особенно важно творчество в профессиональной деятельности педагога, ибо он организует процесс обучения, определяет нормы и методы усвоения знаний. Именно он направляет учебную деятельность обучаемых.

 

Литература:

1. Фарберман В. Илғор педагогик технологиялар. Т., 2001.

2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. М., 2004.

3. Шахов В.И. Формирование педагогического мышления у студентов педвуза: Автореф. дис. … канд.пед.наук. –Киев, 1992.

4. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. –Казань: КГУ, 1975.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle